Из опыта работы
Формирование экологической культуры воспитанников в процессе реализации мероприятий эколого – биологического вариативного модуля программы воспитания ГБОУ СКОШИ № 62
«Любовь к природе, как, впрочем,
и всякая человеческая любовь, несомненно,
закладывается в нас с детства».
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
Одним из приоритетных направлений развития школы является – экологическое движение. Актуальность экологического образования и просвещения определяется глобальными экологическими вызовами, которые стоят перед человечеством и перед нашей страной. Оно должно быть непрерывным, начиная с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы осознавать последствия своих действий для природы и понимать, как можно снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Целью экологического воспитания является подготовка гражданина, который знает, как его образ жизни влияет на окружающую среду и как выбор взаимодействия с окружающей средой способствует ее сохранению или уничтожению.
Задачи движения:
воспитание у участников осознанного и бережного отношения к родной природе;
воспитание активной гражданской позиции, готовности принимать непосредственное участие в преобразовании окружающей среды, ответственности за свои действия;
вовлечение обучающихся в практическую работу по изучению и восстановлению окружающей среды;
учить видеть не только факты отрицательного отношения к природе, но и ценить положительный вклад в охрану окружающей среды в нашем регионе, включаться в конкретную деятельность в рамках экологического воспитания;
формировать способность выражать и отстаивать свою общественную позицию;
приобщать обучающихся к творческой и практической исследовательской деятельности;
формировать потребность здорового образа жизни, отказ от вредных привычек.
Принципы экологического воспитания в школе – интернате для детей с ОВЗ:
междисциплинарный подход в формировании экологической культуры обучающихся; систематичность, непрерывность и последовательность в работе по экологическому воспитанию;
педагогическое руководство и самостоятельная деятельность обучающихся;
связь с жизнью, практикой;
учёт особых образовательных потребностей, возрастных и психологических особенностей обучающихся;
взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебно-воспитательном процессе;
единство требований и действий педагогов, семьи, общества;
коррекционная направленность экологического воспитании
учет состояния зрительных функций, опора на сохранные анализаторы, обогащение и расширение практического опыта с опорой на компенсаторные возможности)
История экологического движения в школе достаточно продолжительна и прошла несколько постепенных этапов. Сначала это были мероприятия экологического направления, разовые, не связанные друг с другом и проводившиеся отдельно в каждом классе: озеленение класса, пришкольный участок, участие в акциях «Помоги животным в приюте», сбор макулатуры.
В нашей школе обучаются дети с патологией зрения, поэтому общее движение выбрать достаточно сложно: спортом заниматься противопоказано, художественное направление в нашей школе и так реализуется в полном объеме. Но у детей, обучающихся в школе, есть общая черта – это умение сопереживать, доброта и ответственность по отношению к животным.
Поэтому с 2021 года в программу воспитания школы включен вариативный модуль «Экологическое движение школы».
Реализация воспитательного потенциала данного модуля предусматривает:
урочные занятия в рамках вариативной части учебного плана по окружающему миру, биологии, технологи и пр;
различные формы работы во внеурочной деятельности, реализуемые как педагогами школы, так и социальными партнерами школы – интерната.
Виды учебной деятельности, используемые в урочной и внеурочной деятельности: ролевые игры, проблемно-ценностное и досуговое общение, проектная деятельность, социально-творческая и общественно полезная практика, кружковая работа и др.
Формы учебной деятельности, используемые при реализации программы модуля:
исследовательская работа во время прогулок, работы на пришкольном участке, экскурсий;
мини-проекты, ролевые ситуационные игры, практикум-тренинг, спортивные игры, дни здоровья;
участие в акциях экологической направленности;
Воспитанники школы с удовольствием посещают занятия экологических кружков, которые ведут в рамках сотрудничества педагоги республиканского эколого – биологического центра.
В рамках сетевого взаимодействия мы заключили договор с Республиканским эколого-биологическим центром. К нам приходят преподаватели и проводят увлекательные занятия с детьми. Организуются и проводятся совместные мероприятия, конкурсы, олимпиады, экскурсии. Преподаватели эколого-биологического центра ведут в рамках внеурочной деятельности 3 кружка: «Зеленый код: загадки этноэкологии», «Зеленый росток», « Очумелые ручки».
Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы:
проведение групповых наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, направленные на более глубокое уяснение причин наблюдаемых явлений, установление связей между различными компонентами природы;
экологические экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие места (лес, поле, сквер), с последующим оформлением собранных материалов;
коллективное чтение детской научно-популярной природоведческой литературы;
регулярное посещение уголка живой природы, проведение опытов с растениями;
проведение экологических праздников, утренников, КВН, устных журналов;
ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверинцами;
беседы по охране природы, о пользе и значение в жизни человека растений и животных и пр.
Р
азнообразные виды работы в экологических кружках взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания воспитанников с нарушением зрения.
Э
колого-краеведческие экскурсии являются одним из средств реализации краеведческого принципа в реализации модуля, способом изучения детьми своего края, его природы, истории, экономики и культуры. При этом достигается оптимальное соотношение между расширением знаний и их конкретизацией на региональном материале. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином «учеба и самообразование». Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей воспитанника с нарушением зрения, способствует расширению кругозора и преодолению вербализма, формируя правильные представления об окружающем мире.
В прошлом году мы выезжали регулярно на экскурсии, мероприятия и занятия в Эколого-биологический центр Республики Бурятия, такие как открытие информационно-тактильного пространства «Природа без границ», реализуемого при поддержке Движения Первых, экскурсии в рамках проведения выездных занятий эколого – биологического кружка и др., Регулярно дети бывают на мероприятиях и экскурсиях этнографического музея
Одним из наиболее любимых дел для детей является работа на пришкольном участке. Начинается с рассады в феврале и заканчивается с
бором урожая. В рамках пришкольного участка мы проводим ярмарку горшечных растений. В процессе пересадки комнатных цветов оформляем кашпо с цветами и за символическую цену продаем родителям, педагогам, гостям школы. На вырученные деньги приобретаем семена. Ежегодно осенью ребята собирают на участке богатый урожай: тыквы, патиссоны, кабачки, огурцы, помидоры и пряная зелень!
Очень важными, на наш взгляд, мероприятиями, которые помогают не только включить в процесс, но и объединить детей, родителей, педагогов являются различные акции. В школе мы проводим и участвуем, как в разовых акциях «Помощь живому уголку этнографического музея», так и в постоянных, которые реализуются в течение всего учебного года:
Акция по сбору макулатуры «Собери макулатуру, сохрани жизнь дереву!» У нас она проходит в течение года, мы тщательно собираем всю использованную бумагу, а затем сдаем. Всего мы сдали за последние три года 900кг. Таким образом, спасли жизнь 9 деревьев!
Акция по сбору использованных батареек. Переработка бытовых батареек и аккумуляторов помогает сберечь природу и уменьшить выбросы тяжёлых металлов — таких как кадмий, свинец и ртуть. Все батарейки собираем в емкость, а затем сдаем. Батареек сдали 30 кг.
А
кция «Покорми птиц зимой!». На территории школы развешаны кормушки для птиц. В течение недели дежурный класс насыпает зерно и кормит птиц.
Участие в олимпиадах, экологических диктантах, проведение всероссийских уроков экологической направленности вызывает интерес наших воспитанников, которые успешно принимают участие в данных мероприятиях.
Т
ак, осенью 2024 года, под названием «Пишем вместе!», была организована и проведена одна из площадок Международного экологического диктанта, которая прошла на базе ГБОУ СКОШИ 62 III-IV вида для обучающихся 6-10 классов, общий охват составил более 50 участников. Данная площадка дала возможность участия детей с ограниченными возможностями здоровья.
И особо ожидаемое и яркое событие, которое проходит ежегодно в нашей школе – это месячник экологии «Мыслим глобально, действуем локально». Целью проведения месячника является активизация познавательной и практической деятельности обучающихся, направленной на решение вопросов экологической культуры и здорового образа жизни.
Обычно месячник проходит в апреле и открывается торжественной линейкой. Месячник включает ряд интересных мероприятий: экологический десант на пришкольном участке «Очистим нашу землю от мусора!», просмотр фильмов экологической тематики, различные викторины. Творческое направление работы предполагает выполнение детьми следующих заданий: изготовление из вторичных бытовых отходов карнавальных костюмов на заключительное мероприятие, изготовление поделок из природного материала, озеленение в кабинетах, организация выставки рисунков и фотографий, разработка эмблем, сценария представления своей команды, подготовка сценок. Важно, что проведение данного мероприятия собирает всех: детей, педагогов, родителей и всех заинтересованных в охране природы лиц.
Необходимо отметить, что развивая экологическое движение школы, мы не только воспитываем экологически грамотного гражданина, но и решаем задачи коррекционного характера (развиваем сохранные анализаторы, ориентировку в пространстве, восприятие формы и цвета, представления о целостном окружающем мире и т.д.) , что в дальнейшем помогает ребенку в социализации и даже в конечном итоге, в выборе профессии .
Приложение 1
Из КАЛЕНДАРНОГО ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ГБОУ СКОШИ № 62 III – IV вида
для обучающихся основного общего образования
Эколого – биологический вариативный модуль
Nп\п | Дела, события, мероприятия | Классы | Ориентиро вочное время проведения | Ответственные |
1 | Месячник экологии | 5 «о»-9 | апрель | педагоги школы учитель биологии, географии классные руководители воспитатели |
2 | Тематическая выставка-продажа урожая, стряпни к празднику «Золотая осень» | 5 «о»-9 | сентябрь - октябрь |
3 | Акция «Покорми птиц зимой» | 5 «о»-9 | декабрь-февраль |
4 | Акция «Соберем макулатуру. Сохраним жизнь деревьям» | 5 «о»-9 | в течение года |
5 | Акция «Сбор использованных батареек» | 5 «о»-9 | в течение года |
6 | Акция «Огород на подоконнике» Рассада для школьной клумбы | 5 «о»-9 | в течение года |
7 | Выставка – продажа цветов | 5 «о»-9 | апрель-май | учитель биологии, географии |
8 | Кружки ДО экологической направленности «Здоровый росток», «Зеленый код: загадки этноэкологии» | 7-8 классы 5 «о»-6 | 1 раз в неделю | Педагог ГБУ ДО «РЭБЦ РБ» |
9 | Участие в конкурсах, конференциях, акциях, помощь в организации экскурсий | 5 «о»-9 | по совместному плану | ГБУ ДО «РЭБЦ РБ» педагоги школы учитель биологии, географии классные руководители воспитатели |
10 | Научно – практическая конференции внешние и внутренние, защита социальных проектов | 5 «о»-9 | февраль |
11 | Экскурсии, выходы, выезды РЭБЦ На Байкал Этнографический музей Байкальский биосферный заповедник | 5 «о»-9 | по совместному плану |
Приложение 2
План поведения месячника по экологии
«Мыслим глобально, действуем локально»
апрель
| Мероприятие | Кто | Ответственные |
1 неделя | 1.Конкурс проектов по озеленению школьной территории: « Если город в цветах, если город в цвету- значит я утверждаю- его красоту»! | 1-4 класс 1-10 классы | Воспитатели |
2 неделя | Экскурсии в Ресурсный эколого-биологический центр. | 5-10 кл. | учитель биологии, воспитатели, классные руководители |
| Подведение итогов эколого-биологической акции «Сбор использованных батареек» в течение года» | | |
3неделя | 1. Награждение за активное участие в экологической акции по сбору макулатуры « Сдадим макулатуру - сохраним жизнь деревьям!» 2. Подведение итогов эколого-биологической акции «Сбор использованных батареек» 2. Участие в сборе полистирола для эксперимента, проводимого учеными БГУ кафедры « Физика плазмы и плазменные технологии». | 1 - 10кл 5 -10 кл | Учитель географии, Воспитатели, классные руководители |
4 неделя апреля | 3.Путешествие эколого-биологического поезда в страну Флоренцию | 5 -10 кл | Учитель биологии и географии, воспитатели |
5