Государственное образовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа интернат № 7» г. Воркуты
Формирование элементарных математических представлений с помощью методики «Нумикон» в коррекционно – развивающей работе
учителя - дефектолога
Учитель – дефектолог
Богова В.В.
2022 год
НУМИКОН –
это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей с ОВЗ – способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттерн (образец, узор, схема), то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны.
ЧТО ВХОДИТ В ПОСОБИЕ НУМИКОН?
- Формы и штырьки. Благодаря формам Нумикона дети получают тактильное и визуальное представление о числах. В набор входят две коробки, в каждой из которых по 80 форм, соответствующих числам от 1 до 10. Штырьки, четырех цветов, по размеру соответствуют отверстиям в формах.
- Доски и схемы для наложения. Доски предназначены для размещения на них форм и штырьков. Схемы для наложения также размещаются на доске и нужны для выполнения упражнений на поиск соответствий.
- Волшебный мешочек. Это один из главных компонентов в наборе. Нащупывая формы в мешочке, учащиеся будут в уме представлять особенности каждой формы Нумикона, что поможет им создавать свой собственный образ соответствующего числа.
- Наглядная числовая прямая 0-100 и линейка 1-100 . Помогает находить соответствия между формами Нумикона и числами, а также понимать значение и последовательность чисел.
- Рулетки, весы – балансир. . Используются в играх и занятиях.
Формы и «монеты» для счета
Доски и схемы для наложения
Весы-балансир, рулетки
Наглядная числовая прямая 1-100 и линейка 1-100
Волшебный мешочек
Что развивает Нумикон :
Методика Нумикон способствует развитию познавательных процессов: вниманию, памяти, воображению, мышлению, развитию математических способностей.
При организации дефектологической работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.
- Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией развития ребенка.
- Развитие познавательной деятельности предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
- Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
- Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
- Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
- Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
- Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
Первый этап – игровой, (ознакомительный)
Проводится через различные сенсорные игры с шаблонами (раскрашивание красками, оттиски на пластилине , конструирование машинок, мебели, домиков, освоение пространства доски формами Нумикона и т.д. ) учащиеся начинают видеть основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно и глобально.
Сенсорные игры с формами: «Покатай формы на пальчиках» , «Покрути в руках» , «Достань из воды» , «Найди формы в песке, крупе» , «Магнитная рыбалка» . Игры в «Волшебный мешочек» формируют у детей тактильные представления о формах.
Через игры «Сравни по размеру» , «Найди одинаковые формы» , «Закрой окошки по цвету» , «Назови цвет» дети знакомятся с особенностями деталей Нумикона (цвет, форма, величина) .
Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Магазин» помогают использовать формы Нумикона в качестве предметов- заместителей , выполнять с ними разнообразные игровые действия.
Второй этап - конструирование из форм Нумикона
На данном этапе учащиеся учатся чередовать формы Нумикона и разноцветные «монетки», выкладывать их на специальной доске и столе в определенной последовательности. Детям предлагается выкладывать дорожки разных цветов из «монеток» (например, внизу доски – красную, а наверху – синюю).
Таким образом, решается несколько задач: освоение пространства и закрепление понятий о различных цветах. Потом им предлагается составить «дорожку» из чередующихся элементов: «монеток» двух цветов или двух различных шаблонов. Постепенно количество элементов в последовательностях увеличивается.
Игры и задания: «Делаем дорожки на пластилине, кинетическом песке, тесте» , «Рисуем круги» , «Закрашиваем круги» , «Конструируем по подражанию, образцу, схеме (домики, дорожка, машина, животные) ».
На этом этапе учащиеся запоминают, как выглядят формы, какие они на ощупь, их названия; развиваются умения конструировать по подражанию, образцу, схеме; учатся находить одинаковые формы. Т.о., дети в разных видах деятельности играют с деталями, запоминают их зрительно и осязательно.
Третий этап - обучение счету
Когда учащиеся уверенно выбирают нужный шаблон, подкладывают и называют его, собирая лесенку, вводится числовое название каждого шаблона. Для этого, построив «лесенку», показывают и называют их вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка – это 3 и соотносится с числом и цифрой 3. Таким образом, учащиеся знакомятся с цифрами и начинают работать с числовым рядом.
Математические игры и задания: «Узнай форму Нумикона » , «Найди одинаковые формы» , «Назови формы по цвету» , «Сравни по размеру» . Дети учатся находить формы по словесному обозначению, сравнивать их, используя приемы наложения и приложения.
Вовремя игр «Выложи формы от меньшей к большей» , «Выложи формы по образцу от 1 до 5» , «Выстраивание числового ряда из форм от 1 до 5» , «Дай форме числовое имя» , «Посчитай» учащиеся учатся выстраивать ряд из форм Нумикона от самой маленькой формы до самой большой, как матрешки выстраиваются в ряд сначала по образцу педагога, потом самостоятельно; учатся произносить числа по порядку и указывать на соответствующую форму, соотносить форму и число (от1до5) ; у детей формируются навыки счета и называния итогового числа.
Четвертый этап – освоение арифметических действий
Задачи 4 этапа сложны, поэтому при организации деятельности должны учитываться индивидуальные возможности учащихся.
Работая с числовым рядом , состоящим из форм Нумикона от 1 до 10 , знакомим детей с количественным, порядковым, обратным счетом; выполняем задания на сравнения чисел, нахождения чисел больше, меньше названного. Знакомим с цифрами, учим подбирать нужную цифру к форме, восстанавливать измененный числовой ряд.
Задания на группировку и зрительное узнавание количества предметов, на узнавание числовых множеств.
Особое место в работе с пособием Нумикон занимают графические задания, которые закрепляют математические знания детей через практическую деятельность и развивают графические навыки.
Пятый этап – обучение решению и составлению
простых арифметических задач
В процессе математического и общего умственного развития детей с ОВЗ существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Задачи являются одним из средств развития у них логического мышления, смекалки, сообразительности. Решая простейшие задачи, учащиеся знакомятся с арифметическими действиями сложения и вычитания, учатся выполнять основные умственные операции с визуальной опорой на формы Нумикон.
Используя методику Нумикон в коррекционно-развивающей деятельности , я пришла к выводу, что она - специальное методическое пособие для работы с детьми с ОВЗ. Данная методика помогает сформировать у учащихся элементарные количественные представления и эффективно дополняет традиционно существующие методы и материалы .