СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование элементарных математических представлений с помощью методики «Нумикон» в коррекционно – развивающей работе учителя - дефектолога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика Нумикон способствует развитию познавательных процессов: вниманию, памяти, воображению, мышлению, развитию математических способностей.

При организации дефектологической работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.

Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных математических представлений с помощью методики «Нумикон» в коррекционно – развивающей работе учителя - дефектолога»

Государственное образовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа интернат № 7» г. Воркуты Формирование элементарных математических представлений с помощью методики «Нумикон» в коррекционно – развивающей работе учителя - дефектолога Учитель – дефектолог Богова В.В. 2022 год

Государственное образовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа интернат № 7» г. Воркуты

Формирование элементарных математических представлений с помощью методики «Нумикон» в коррекционно – развивающей работе

учителя - дефектолога

Учитель – дефектолог

Богова В.В.

2022 год

НУМИКОН –   это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей с ОВЗ – способность обучаться в практической деятельности, способность усва­ивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттер­н (образец, узор, схема), то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны.

НУМИКОН –

 

это программа и набор наглядного материала, созданные в Англии в 1996-1998 гг. для тех детей, которым сложно изучать математику. Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей с ОВЗ – способность обучаться в практической деятельности, способность усва­ивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттер­н (образец, узор, схема), то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны.

ЧТО ВХОДИТ В ПОСОБИЕ НУМИКОН?  Формы и штырьки. Благодаря формам Нумикона дети получают тактильное и визуальное представление о числах. В набор входят две коробки, в каждой из которых по 80 форм, соответствующих числам от 1 до 10. Штырьки, четырех цветов, по размеру соответствуют отверстиям в формах. Доски и схемы для наложения. Доски предназначены для размещения на них форм и штырьков. Схемы для наложения также размещаются на доске и нужны для выполнения упражнений на поиск соответствий. Волшебный мешочек. Это один из главных компонентов в наборе. Нащупывая формы в мешочке, учащиеся будут в уме представлять особенности каждой формы Нумикона, что поможет им создавать свой собственный образ соответствующего числа. Наглядная числовая прямая 0-100 и линейка 1-100 . Помогает находить соответствия между формами Нумикона и числами, а также понимать значение и последовательность чисел. Рулетки, весы – балансир. . Используются в играх и занятиях.

ЧТО ВХОДИТ В ПОСОБИЕ НУМИКОН?

  • Формы и штырьки. Благодаря формам Нумикона дети получают тактильное и визуальное представление о числах. В набор входят две коробки, в каждой из которых по 80 форм, соответствующих числам от 1 до 10. Штырьки, четырех цветов, по размеру соответствуют отверстиям в формах.
  • Доски и схемы для наложения. Доски предназначены для размещения на них форм и штырьков. Схемы для наложения также размещаются на доске и нужны для выполнения упражнений на поиск соответствий.
  • Волшебный мешочек. Это один из главных компонентов в наборе. Нащупывая формы в мешочке, учащиеся будут в уме представлять особенности каждой формы Нумикона, что поможет им создавать свой собственный образ соответствующего числа.
  • Наглядная числовая прямая 0-100 и линейка 1-100 . Помогает находить соответствия между формами Нумикона и числами, а также понимать значение и последовательность чисел.
  • Рулетки, весы – балансир. . Используются в играх и занятиях.
Формы и «монеты» для счета Доски и схемы для наложения Весы-балансир, рулетки Наглядная числовая прямая 1-100 и линейка 1-100 Волшебный мешочек

Формы и «монеты» для счета

Доски и схемы для наложения

Весы-балансир, рулетки

Наглядная числовая прямая 1-100 и линейка 1-100

Волшебный мешочек

 Что развивает Нумикон :  Методика Нумикон способствует развитию познавательных процессов: вниманию, памяти, воображению, мышлению, развитию математических способностей.  При организации дефектологической работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.

Что развивает Нумикон :

Методика Нумикон способствует развитию познавательных процессов: вниманию, памяти, воображению, мышлению, развитию математических способностей.

При организации дефектологической работы решаются диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи.

Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией развития ребенка. Развитие познавательной деятельности предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации; Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль); Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти); Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации; Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.
  • Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование, а также систематические этапные наблюдения за динамикой и коррекцией развития ребенка.
  • Развитие познавательной деятельности предполагает стимуляцию познавательной активности как средства формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового, фонематического), пространственных и временных представлений, сенсомоторной координации;
  • Формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, выделения существенных признаков и закономерностей), развитие элементарного умозаключающего мышления и гибкости мыслительных процессов.
  • Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

Первый этап – игровой, (ознакомительный)

Проводится через различные   сенсорные игры с шаблонами (раскрашивание красками, оттиски на пластилине , конструирование машинок, мебели, домиков, освоение пространства доски формами Нумикона и т.д. ) учащиеся начинают видеть   основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее. Однако на этом этапе детям не предлагается пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно и глобально.

Сенсорные игры с формами:  «Покатай формы на пальчиках» , «Покрути в руках»«Достань из воды» , «Найди формы в песке, крупе» , «Магнитная рыбалка» . Игры в  «Волшебный мешочек»  формируют у детей тактильные представления о формах.

Через игры  «Сравни по размеру»«Найди одинаковые формы»«Закрой окошки по цвету»«Назови цвет»  дети знакомятся с особенностями деталей  Нумикона  (цвет, форма, величина) .

Сюжетно-ролевые игры  «Семья»«Магазин»  помогают использовать формы  Нумикона в качестве предметов- заместителей , выполнять с ними разнообразные игровые действия.

Второй этап - конструирование из форм Нумикона

На данном этапе учащиеся учатся чередовать формы Нумикона и разноцветные «монетки», выкладывать их на специальной доске  и столе в определенной последовательности. Детям предлагается выкладывать дорожки разных цветов из «монеток» (например, внизу доски – красную, а наверху – синюю).

Таким образом, решается несколько задач: освоение пространства и закрепление понятий о различных цветах. Потом им предлагается составить «дорожку» из чередующихся элементов: «монеток» двух цветов или двух различных шаблонов. Постепенно количество элементов в последовательностях увеличивается.

Игры и задания:  «Делаем дорожки на пластилине, кинетическом песке, тесте»«Рисуем круги»«Закрашиваем круги» , «Конструируем по подражанию, образцу, схеме  (домики, дорожка, машина, животные) ».

На этом этапе учащиеся запоминают, как выглядят формы, какие они на ощупь, их названия; развиваются умения конструировать по подражанию, образцу, схеме; учатся находить одинаковые формы. Т.о., дети в разных видах деятельности играют с деталями, запоминают их зрительно и осязательно.

Третий этап - обучение счету

Когда учащиеся уверенно выбирают нужный шаблон, подкладывают и называют его, собирая лесенку, вводится числовое название каждого шаблона. Для этого, построив «лесенку», показывают и называют их вслух: «Один, два, три, четыре, пять». Потом «ступени лесенки» называются в обратном порядке. Постепенно ребенок запоминает, что желтая фигурка – это 3 и соотносится с числом и цифрой 3. Таким образом, учащиеся знакомятся с цифрами и начинают работать с числовым рядом.

Математические игры и задания:  «Узнай форму  Нумикона »«Найди одинаковые формы»«Назови формы по цвету»«Сравни по размеру» . Дети учатся находить формы по словесному обозначению, сравнивать их, используя приемы наложения и приложения.

Вовремя игр  «Выложи формы от меньшей к большей»«Выложи формы по образцу от 1 до 5»«Выстраивание числового ряда из форм от 1 до 5»«Дай форме числовое имя»«Посчитай»  учащиеся учатся выстраивать ряд из форм  Нумикона  от самой маленькой формы до самой большой, как матрешки выстраиваются в ряд сначала по образцу педагога, потом самостоятельно; учатся произносить числа по порядку и указывать на соответствующую форму, соотносить форму и число  (от1до5) ; у детей формируются навыки счета и называния итогового числа.

Четвертый этап – освоение арифметических действий  Задачи 4 этапа сложны, поэтому при организации деятельности должны учитываться  индивидуальные возможности учащихся.  Работая с числовым рядом , состоящим из форм  Нумикона от 1 до 10 , знакомим детей с количественным, порядковым, обратным счетом; выполняем задания на сравнения чисел, нахождения чисел больше, меньше названного. Знакомим с цифрами, учим подбирать нужную цифру к форме, восстанавливать измененный числовой ряд.  Задания на группировку и зрительное узнавание количества предметов, на узнавание числовых множеств.  Особое место в  работе с пособием Нумикон  занимают графические задания, которые закрепляют математические знания детей через практическую деятельность и развивают графические навыки.

Четвертый этап – освоение арифметических действий

Задачи 4 этапа сложны, поэтому при организации деятельности должны учитываться  индивидуальные возможности учащихся.

Работая с числовым рядом , состоящим из форм  Нумикона от 1 до 10 , знакомим детей с количественным, порядковым, обратным счетом; выполняем задания на сравнения чисел, нахождения чисел больше, меньше названного. Знакомим с цифрами, учим подбирать нужную цифру к форме, восстанавливать измененный числовой ряд.

Задания на группировку и зрительное узнавание количества предметов, на узнавание числовых множеств.

Особое место в  работе с пособием Нумикон  занимают графические задания, которые закрепляют математические знания детей через практическую деятельность и развивают графические навыки.

Пятый этап – обучение решению и составлению простых арифметических задач   В процессе математического и общего умственного развития детей с ОВЗ существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Задачи являются одним из средств развития у них логического мышления, смекалки, сообразительности. Решая простейшие задачи, учащиеся знакомятся с арифметическими действиями сложения и вычитания, учатся выполнять основные умственные операции с визуальной опорой на формы Нумикон.

Пятый этап – обучение решению и составлению

простых арифметических задач

В процессе математического и общего умственного развития детей с ОВЗ существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. Задачи являются одним из средств развития у них логического мышления, смекалки, сообразительности. Решая простейшие задачи, учащиеся знакомятся с арифметическими действиями сложения и вычитания, учатся выполнять основные умственные операции с визуальной опорой на формы Нумикон.

Используя  методику Нумикон в коррекционно-развивающей деятельности , я пришла к выводу, что она - специальное  методическое пособие для работы с детьми с ОВЗ. Данная методика помогает сформировать у учащихся элементарные количественные представления и эффективно дополняет традиционно существующие  методы и материалы .

Используя  методику Нумикон в коррекционно-развивающей деятельности , я пришла к выводу, что она - специальное  методическое пособие для работы с детьми с ОВЗ. Данная методика помогает сформировать у учащихся элементарные количественные представления и эффективно дополняет традиционно существующие  методы и материалы .