СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье рассмотрим особенности овладения детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития элементарными математическими представлениями.

Просмотр содержимого документа
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития


Мусина Н.В. преподаватель педагогики и психологии ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж»


В статье рассмотрены особенности овладения детьми с задержкой психического развития элементарными математическими представлениями и применения специальных методов и приемов. Так как задержка психического развития является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью, то воспитанникам с данным нарушением развития необходимо своевременное оказание коррекционной помощи. Что будет способствовать улучшению качества их жизни.

Ключевые слова: инклюзивное образование, задержка психического развития, коррекционно - педагогическая помощь.

The article discusses the features of mastering elementary mathematical concepts by children with mental retardation and the use of special methods and techniques. Since mental retardation is a borderline state between the norm and mental retardation, pupils with this intellectual disability timely correctional assistance. This will help improve their quality of life.

Keywords: inclusive education, mental retardation, correctional and pedagogical assistance.


На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. (№273-ФЗ), на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья.

Инклюзивное образование — форма обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.

Процент детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом становится все выше и выше. Все больше детей с ограниченными возможностями здоровья посещают общеобразовательные учреждения. Поэтому необходимо создавать специальные условия для их обучения и воспитания. Для того чтобы оказывать квалифицированную помощь данной категории воспитанников педагогам необходимо знать особенности развития детей с нарушениями в развитии.

В учебный план среднего профессионального образования специальности Дошкольное образование включена общепрофессиональная дисциплина «Основы специальной педагогики и психологии». На учебных занятиях по данной дисциплине обучающиеся изучают психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и вопросы их обучения, применения специальных методов и приемов.

В данной статье рассмотрим особенности формирования элементарных математических представлений дошкольников с задержкой психического развития.

Задержка психического развития - это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости в интеллектуальной деятельности.

Задержка психического развития является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это говорит о том, что если своевременно начать оказывать коррекционную помощь, то все признаки задержки психического развития можно снять и тем самым улучшить качество жизни воспитанников, так данное состояние не является необратитым.

Для всех детей с задержкой психического развития характерно снижение познавательной активности. Которое проявляется в том, что дошкольники недостаточно эффективно используют время, предназначенное для первоначальной ориентировки в задании и его выполнения. Дети не умеют применять приемы, облегчающие запоминание, не могут контролировать свою деятельность.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в овладении счетом, элементарными вычислительными навыками, в умении решать простые арифметические задачи. От того каким запасом математических представлений, овладели дети в дошкольный период зависит успешность их обучения в школе. Овладение математикой невозможно без определенного развития мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и т. д.). Поэтому коррекционная работа должна быть направлена на развитие когнитивных функций мозга детей с задержкой психического развития.

У дошкольников с задержкой психического развития  наблюдается слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических представлений; трудности с формированием количественных представлений, со сравнением множеств, приемами наложения и приложения, а также трудности с решением задач.

Чаще всего дети не могут понять содержание задачи, как выполнять арифметические действия, делают ошибки в пересчете количества предметов, не дают числового ответа, либо называют любое число. Воспитанникам трудно оформить ответы. Они опускают названия самих предметов.

Дошкольники с задержкой психического развития на первых порах испытывают трудности при узнавании цифр и геометрических фигур. Особенно, если они представлены, в перевернутом положении, нечетком графическом изображении или если объекты перечеркнуты, либо закрывают друг друга. Это связано с незрелостью зрительного восприятия. Также для них характерна ограниченность объема внимания, дошкольники легко отвлекаются, поэтому часто пропускают информацию, которую им демонстрирует и объясняет педагог. Воспитанникам трудно выявлять основных существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между явлениями. Поэтому при решении задач дети с задержкой психического развития обычно опираются на несущественные признаки условия: отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел. Что приводит к частым ошибкам: выбор неправильного арифметического действия, неверная формулировка ответа, ошибки в наименованиях и т.д.

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математические знания способствуют интеллектуальному развитию ребенка, его познавательных и творческих способностей: у них формируются психические функции и процессы, совершенствуется наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Сформированные математические представления способствуют правильному восприятию окружающего мира у детей с задержкой психического развития, помогают правильно ориентироваться в нем и выполнять элементарные арифметические действия в различных видах деятельности.

Поэтому при организации коррекционной работы при формировании математических представлений необходимо учитывать эти особенности и применять специальные методы и приемы.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений необходимо выполнять как можно больше тренировочных упражнений с детьми, так как любой навык формируется у них очень медленно. Значительное место должно отводиться развитию сенсорных представлений, использованию наглядного материала. На учебных занятиях по основам специальной педагогики и психологии со студентами подбираем различные игры и игровые упражнения.

Например, можно использовать следующие задания:

«Найди предмет по образцу», «Найди отличие», «Что лишнее», «Дорисуй предмет», «Найди самый высокий (длинный, узкий, широкий и т.д.) предмет», «Найди предметы круглой (квадратной, прямоугольной и т.д.)», задания на определение цвета.

Необходимо постоянно поддерживать интерес к занятиям. Обучающиеся высказывают свое мнение, о том, как с этой целью занятие можно проводить в игровой форме, использовать занимательные упражнения и дидактические игры. Также предлагают применять занимательные игры, связанные с активным движением детей: ходьбой, бегом, игрой с мячом и т.д.

Опыт работы с детьми, имеющими задержку психического развития, показывает необходимость постепенного усложнения материала. При усвоении математических представлений воспитанники вначале должны опираться на конкретные практические действия, на образец, показ и в последствии на конкретные указания педагога к умению опираться на наглядную модель и словесную инструкцию.

Так как овладение представлениями об окружающем мире способствует развитию речи и мышления, то необходимо использовать игровые упражнения на установление логических связей. Необходимо учить детей сопровождать действия речью и давать словесный отчет, а затем планировать предстоящую работу.

С этой целью предлагаем следующие игры: «Найди короткую дорогу», «Подбери пару»и др.

Для закрепления навыков количественного (прямого и обратного), порядкового счета предлагаем следующие игровые упражнения:

«Покажи столько же», «У кого столько же кружков сколько и …», «Считай не ошибись» и др.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений полезно использовать настольные игры: геометрическое лото, домино, мозаику. При этом все игры должны иметь дидактическую цель и обязательно быть связанными с изучаемым материалом. Также необходимо применять различные дидактические материалы для демонстрации изучаемых объектов, а также разнообразный раздаточный материал для каждого ребенка. Это могут быть: игрушки, геометрические фигуры и тела, предметные картинки, разнообразный природный материал.

Работа по подготовке к решению простейших арифметических задач начинается в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет). На начальном этапе обучения решению арифметических задач дети наблюдают за действиями педагога и составляют с ним задачи.

Например, на наборном полотне располагаются различные плоскостные изображения. Задаем вопрос, «Что можно сказать про количество…?»: «Сколько стало?», дети учатся отвечать на них. Наблюдают, как педагог добавляет какие-то предметы, или убирает их, переставляет из одной группы в другую и т.п.

На втором этапе (дети 6-7 лет) дети учатся решать готовые задачи. Первоначально они решают их предметно-практическим способом, затем — арифметическим. Решая задачи воспитанники учатся анализировать данные, устанавливать зависимости, объяснять свои действия при поиске решения — что способствует развитию мыслительных процессов у детей с задержкой психического развития.

Так дети с данным нарушением в развитии быстро утомляются на занятиях, то необходимо чередовать различные виды деятельности и включать разнообразные задания. Посильная работа доставляет им радость, помогает снять умственное переутомление.

Считаю, что в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья важное место необходимо уделять развитию мелкой моторики. Развитие мелкой моторики у детей напрямую определяет качество жизни. Так как мелкая моторика рук развивает не только речь, она взаимодействует с мышлением, воображением, двигательной и зрительной памятью, наблюдательностью, координацией и вниманием.

Предлагаю примерный конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы с задержкой психического развития.

«Путешествие в страну математики»

Цель: способствовать усвоению количественного счета в пределах 5 и формированию сенсорных представлений.

Коррекционно-образовательные задачи: продолжать учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «Сколько?»; продолжать формировать знания детей о свойствах прямоугольника (4 угла, равны две противоположные стороны);

совершенствовать умение собирать целую геометрическую фигуру из двух и трёх частей; закреплять представления об основных цветах, о частях суток.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать память, зрительное внимание, мышление.

Коррекционно–воспитательные задачи: воспитывать интерес к знаниям, умение работать в коллективе, аккуратность.

Материал: плоскостные изображения паровоза и вагончиков (5) разного цвета, разрезанные на 2 или 3 части геометрические фигуры (на каждого ребёнка), карточки на каждого ребёнка, ноутбук, аудиозапись гудка паровоза и песни.


Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: - Здравствуйте, дети!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень.

-Дети, поднимем руки вверх к солнышку. Солнышко поделится своим теплом. А теперь, возьмёмся за руки и подарим тепло друг другу. Дети, мы любим друг друга. У нас дружная группа.

Давайте нашей дружной компанией отправимся в путешествие.

-Хотите путешествовать. (Да)

- Путешествие у нас будет увлекательное. Отправляемся с вами в страну математики. Путешествовать будем на весёлом паровозике.

II. Основная часть

Педагог: - Дети, обратите внимание на то, что на столах лежать вагончики разного цвета. Проверьте, всем ли хватает вагончиков.

Дети: - Марине не хватило вагончиков.

Педагог:- Сколько вагончиков у вас на столах?

Дети: - Четыре.

Педагог:- Что нужно сделать, чтобы у Марины был вагончик?

Дети: - Нужно добавить ещё один вагончик.

Педагог:- Сколько вагончиков стало?

Дети:- Пять.

Педагог:- Дети, возьмите каждый свой вагончик и прикрепите его к магнитной доске (где, уже есть паровозик).

Педагог:- Алеша, какого цвета твой вагончик?

Педагог:- Марина, какого цвета твой вагончик? и т.д. отвечает каждый ребёнок.

Педагог:- Посмотрите, какой поезд у нас получился. Давайте отправимся в дорогу.

Раздаётся гудок паровоза. Отправляемся в путешествие под песенку паровозика (М/ф «Паровозик из Ромашково»)

1 станция «Рисуем прямоугольники».

Педагог:- Дети, назовите фигуры, которые вы видите на экране компьютера (треугольник, круг, квадрат).

Нашим глазкам пора отдохнуть.

«Весёлая неделька» (гимнастика для глаз).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

Сейчас я познакомлю вас с новой фигурой, которая называется прямоугольник. У него четыре угла и четыре стороны (обвожу фигуру), но равны только две противоположные стороны.

Предлагаю детям обвести по точкам прямоугольники и показать две длинные стороны и две короткие.

2 станция «Игровая» (динамическая пауза)

-Это правая рука, это правая нога.

Это левая рука, это левая нога.

Это правое плечо, это левое плечо.

И ещё…

3 станция «Собери фигуру» (разрезные геометрические фигуры)

Педагог: Дети, у вас на тарелочках лежат части геометрических фигур. Вам нужно собрать целую фигуру, и назвать её.

Педагог: - Андрей, какая фигура у тебя получилась (треугольник).

- Дети, а у кого получился круг, квадрат?

4 станция

Дети, вам понравилось играть. Наши пальчики тоже любят играть

«БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ»

Как у нас семья большая (хлопки в ладоши и удары попеременно)

Да веселая какая:

Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы)

Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы)

Два Степана у сметаны — объедаются. (загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки - питаются. (загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люльке — качаются. (загнуть мизинцы)

5 станция «Узнай и назови».

Дети определяют часть суток и подбирают определённую картинку.

Педагог: - Делаем всё по порядку:

Занимаемся зарядкой,

Завтракаем и играем,

И растенья поливаем.


В это время мы гуляем и играем.

Все дорожки расчищаем.

Повар сделал нам котлет,

Приглашает на обед.


Вот солнышко садится,

Всех зовёт угомониться.

Хочет посмотреть в тиши

«Спокойной ночи, малыши!»


Уже дети спят в кроватке.

Снятся сны им: сладки – сладки.

Звёзды светят им в тиши,

Спите крепко, малыши.

III. Итог занятия

Педагог:- Вот и закончилось наше увлекательное путешествие.

На каком транспорте мы путешествовали?

Давайте, вспомним, какого цвета были вагончики?

С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?

Как вы думаете, вагончики похожи на прямоугольники?

Давайте, найдем предметы, похожие на круг, на квадрат.

Дети, вы очень хорошо поработали сегодня. Молодцы!

Возвращаемся в группу. Снова звучит «Песенка Паровозика».

Дети, паровозик не хочет вас покидать, он останется в нашей группе.


Таким образом, целенаправленная коррекционная работа, поэтапная помощь взрослого позволяют детям реализовать их потенциальные возможности и постепенно преодолеть имеющееся отставание. Планомерная и целенаправленная коррекционная работа с детьми помогает им сделать их развитие эффективным. Некоторые из них могут достигнуть такого уровня, при котором в семилетнем возрасте могут приступать к обучению в общеобразовательной школе наравне с нормотипичными детьми.


Список литературы


1. Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии учебник для СПО/ Текст//В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. И доп.- М.: Юрайт,2019.-295 с.

2. Глухов, В.П. Основы специальной педагогики и психологии Практикум Учебное пособие для СПО/Текст// В.П. Глухов. - М.: Юрайт, 2020.-290 с.

3. Колесникова, Г.И. Специальная психология и специальная педагогика Учебное пособие/Текст//Г.И.Колесникова 3-е изд., пер. и доп..Юрайт.: 2015. – 253 с.

4. Шевченко,С.Г., Тригер, Р.Д., Капустина, Г.М., Волкова, И.Н. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития /Текст// под общей ред. С.Г. Шевченко. Книга 1 — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.


5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/09/21/virtualnaya-biblioteka

6.https://infourok.ru/konsultaciya-formirovanie-elementarnih-matematicheskih-predstavleniy-u-starshih-doshkolnikov-s-zpr-3398793.html