Программа
курса
«Формирование элементов научного химического мировоззрения в средней школе»
11 класс
Пояснительная записка
Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета. Поэтому в программу вступительных экзаменов всегда включаются задачи, и прежде всего расчётные. Это удобный способ проверки знаний в процессе изучения предмета и важное средство их закрепления. Сейчас все вузы проводят вступительные экзамены в письменной форме единого государственного экзамена, в виде расчётных и качественных задач.
Программа курса химии 11 класса, согласно федерального компонента, рассматривает изучение на 1 час в неделю. В программе большое количество тем значительно сокращены по объёму информации, что отражается на результатах сдачи учащимися единого государственного экзамена. Материалы единого государственного экзамена предполагает расширенный уровень знаний учащихся в области изучения химии.
По современным психолого-педагогическим требованиям важная роль в процессе усвоения химических знаний отводится использованию получаемых знаний при решении задач различных типов. Решение расчётных и качественных задач развивает творческую самостоятельность учащихся, способствует более глубокому усвоению учебного предмета. Именно через решение задач различных типов и уровней сложности может быть эффективно освоен курс химии. Это способствует более успешной сдаче единого государственного экзамена.
Цель:
- научить свободно решать любые задачи, от лёгких до достаточно сложных, с тем , чтобы подготовить учащихся к сдаче единого государственного экзамена.
Задачи:
- привести в систему имеющиеся знания учащихся в курсе химии средней школы;
- углубить знания для успешной сдачи единого государственного экзамена.
Весь курс разбит на темы:
Тема 1 «Основные понятия и законы химии»-6 часов
Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Относительная атомная и молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Число Авогадро, массовая доля. Молярная доля. Расчёты по химическим формулам, вывод формул по массовым долям химических элементов. Молярный объём газов.
Тема 2 «Строение вещества. Химическая связь» - 3 часа
Связь ковалентная (полярная и неполярная), донорно-акцепторная, ионная, металлическая, водородная. Типы кристаллических решёток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Степень окисления.
Тема 3 «Химические реакции» -10 часов
Классификация химических реакций в неорганической и органической хи-мии. Тепловой эффект химической реакции. Экзотермические и эндотерми-ческие реакции. Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Окислительно-восстановительные реакции: окислитель, восстановитель, окисление и восстановление. Электролитическая диссоциация: электролиты, неэлектролиты, ионы, катион, анион. Реакции ионного обмена, гидролиз солей.
Тема 4. «Классификация неорганических и органических веществ» - 14 часов
Простые вещества: металлы, неметаллы; сложные: оксиды, основания, кислоты, соли. Органические вещества: углеводороды, кислородсодержащие азотсодержащие органические соединения, качественные реакции на органи-ческие вещества. Природные источники углеводородов, высокомолекуляр-ные соединения.
Тема 5 « Общие научные принципы производства» - 1 час
Производство серной кислоты, аммиака, азотной кислоты, волокон, пластмасс.
Результаты изучения курса:
При завершении изучения курса выпускники должны знать:
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; абсолютная атомная масса и абсолютная молекулярная масса
- основные теории химии: строение атома, химической связи, электролити-ческой диссоциации кислот, солей, оснований. Строение органических со-единений, химическую кинетику и термодинамику;
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, орбитали, ион, радикалы, гибридизация орбиталей, химическая связь, электролитическая диссоциация, пространственное строение молеку-лы, степень окисления, валентность и другие;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических веществ;
Выпускники должны уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и систематической номенклатуре;
- определять: валентность, степень окисления, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель, направле-ние смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и го-мологи и т.д.;
- характеризовать: свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений, строение и свойства органических соединений; характеризовать s-; p-; d-элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;
- объяснять: зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от положения в пери одической системе Д.И.Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- проводить расчеты по химическим уравнениям реакций и формулам;
- использовать приобретенные знания в повседневной жизни.
Формы контроля:
1. Промежуточный контроль (после изучения каждого раздела);
2. Итоговый контроль (тестовая работа по разным вариантам).
Литература:
1. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы»,М. «Высшая школа», 1993
2. Г.П. Хомченко «Пособие для поступающих в вузы» М. «Высшая школа», 1993;
3. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. «Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.«Дрофа» 2001.
4. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г. «Готовимся к единому государственному экзамену. Химия». М. «Дрофа».2003-2007.
5. Дроздов А.А., Ерёмина Е.А. Единый государственный экзамен- Химия. (эффективная методика- репетитор), М. «Экзамен», 2005
6. Дроздов А.А. ЕГЭ - Химия (поурочное планирование), М. «Экзамен», 2005
7. Добротин Д.Ю., Журин А.А., А.А.Каверина Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. М. «Интеллект-Центр», 2002
8. Добротин Д.Ю., Журин А.А., А.А.Каверина Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому госуд арственному экзамену. М. «Интеллект-Центр», 2003
9. А.А.Каверина Единый государственный экзамен: химия - контрольно-измерительные материалы 2005-2006. М. «Просвещение», 2006
10. Мишина В.Ю., Стрельникова Е.Н. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену – 2006, М. ФГУ «Федеральный центр тестирования»,2006
11. Медведев Ю.Н., Каверина А.А., Корощенко А.С. Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся ФИПИ М., «Интеллект-Центр», 2007
12. Злотников Э.Г., Толетова М.К. ЕГЭ-2008 Химия. Сдаём без проблем! М., «Эксмо»,2008
13. Лёвкин А.Н., Крутецкая Е.Д., Домбровская. ЕГЭ- Химия- контрольно-измерительные материалы М. «Просвещение», 2008
14. Оржековский П.А.,Богданова Н.НДорофеев М.ЕГЭ-2008. Химия. Тренировочные задания. М., «Эксмо»,2008
15. Корощенко А.С., Снастина М.Г. - «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ-2009 М., ФИПИ «Астрель» 2009
16. Медведев Ю.Н. ЕГЭ-2009 Химия. Типовые тестовые задания. М. «Экзамен», 2009
17. Корощенко А.С., Снастина М.Г. - ЕГЭ-2007 -2008 Химия- реальные варианты М., ФИПИ «Астрель» 2007
Тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Основные понятия и законы химии | 6 |
2 | Строение вещества. Химическая связь | 3 |
3 | Химические реакции | 10 |
4 | Классификация неорганических и органических веществ | 14 |
5 | Общие научные принципы производства | 1 |
ИТОГО | | 34 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)
№ п/п | СОДЕРЖАНИЕ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ВРЕМЯ ИЗУЧЕНИЯ |
1 | Современное представление о строении атома | 1 | |
2 | Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева | 1 | |
3 | Работа с тестами по теме 1-2 | 1 | |
4 | Химическая связь. Кристаллические решетки | 1 | |
5 | Степень окисления | 1 | |
6 | Работа с тестами по теме 4-6 | 1 | |
7 | Стехиометрия. Расчеты по химическим формулам | 1 | |
8 | Задачи на растворы | 1 | |
9 | Работа с тестами по теме 7-8 | 1 | |
10 | Тепловой эффект химической реакции | 1 | |
11 | Скорость химической реакции | 1 | |
12 | Химическое равновесие | 1 | |
13 | Работа с тестами по теме 10-12 | 1 | |
14 | Классификация химических реакций | 1 | |
15 | Окислительно-восстановительные реакции | 1 | |
16 | Работа с тестами по теме 14-15 | 1 | |
17 | Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена | 1 | |
18 | Гидролиз солей | 1 | |
19 | Работа с тестами по теме 17-18 | 1 | |
20 | Оксиды и основания. Амфотерность | 1 | |
21 | Кислоты и соли. Генетическая связь | 1 | |
22 | Работа с тестами по теме 20-21 | 1 | |
23 | Простые вещества-металлы | 1 | |
24 | Простые вещества-неметаллы | 1 | |
25 | Работа с тестами по теме 23-24 | 1 | |
26 | Общие научные принципы производства | 1 | |
27 | Важнейшие понятия органической химии | 1 | |
28 | Углеводороды | 1 | |
29 | Работа с тестами по теме 26-28 | 1 | |
30 | Важнейшие свойства кислородсодержащих органических соединений | 1 | |
31 | Важнейшие свойства азотсодержащих органических соединений. Качественные реакции на органические соединения | 1 | |
32 | Работа с тестами по теме 30-31 | 1 | |
33 | Природные источники углеводородов. Высокомолекулярные соединения | 1 | |
34 | Работа с тестами по теме 33 | 1 | |