СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование элементов научного химического мировоззрения в средней школе»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета. Поэтому в программу вступительных экзаменов всегда включаются задачи, и прежде всего расчётные. Это удобный способ проверки знаний в процессе изучения предмета и важное средство их закрепления. Сейчас все вузы проводят вступительные экзамены в письменной форме единого государственного экзамена, в виде расчётных и качественных задач.

Просмотр содержимого документа
««Формирование элементов научного химического мировоззрения в средней школе»»

Программа

курса

«Формирование элементов научного химического мировоззрения в средней школе»

11 класс

Пояснительная записка

Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета. Поэтому в программу вступительных экзаменов всегда включаются задачи, и прежде всего расчётные. Это удобный способ проверки знаний в процессе изучения предмета и важное средство их закрепления. Сейчас все вузы проводят вступительные экзамены в письменной форме единого государственного экзамена, в виде расчётных и качественных задач.

Программа курса химии 11 класса, согласно федерального компонента, рассматривает изучение на 1 час в неделю. В программе большое количество тем значительно сокращены по объёму информации, что отражается на результатах сдачи учащимися единого государственного экзамена. Материалы единого государственного экзамена предполагает расширенный уровень знаний учащихся в области изучения химии.

По современным психолого-педагогическим требованиям важная роль в процессе усвоения химических знаний отводится использованию получаемых знаний при решении задач различных типов. Решение расчётных и качественных задач развивает творческую самостоятельность учащихся, способствует более глубокому усвоению учебного предмета. Именно через решение задач различных типов и уровней сложности может быть эффективно освоен курс химии. Это способствует более успешной сдаче единого государственного экзамена.

Цель:

- научить свободно решать любые задачи, от лёгких до достаточно сложных, с тем , чтобы подготовить учащихся к сдаче единого государственного экзамена.

Задачи:

- привести в систему имеющиеся знания учащихся в курсе химии средней школы;

- углубить знания для успешной сдачи единого государственного экзамена.

Весь курс разбит на темы:

Тема 1 «Основные понятия и законы химии»-6 часов

Основные стехиометрические законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Относительная атомная и молекулярная масса. Количество вещества. Моль. Число Авогадро, массовая доля. Молярная доля. Расчёты по химическим формулам, вывод формул по массовым долям химических элементов. Молярный объём газов.



Тема 2 «Строение вещества. Химическая связь» - 3 часа

Связь ковалентная (полярная и неполярная), донорно-акцепторная, ионная, металлическая, водородная. Типы кристаллических решёток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Степень окисления.

Тема 3 «Химические реакции» -10 часов

Классификация химических реакций в неорганической и органической хи-мии. Тепловой эффект химической реакции. Экзотермические и эндотерми-ческие реакции. Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Окислительно-восстановительные реакции: окислитель, восстановитель, окисление и восстановление. Электролитическая диссоциация: электролиты, неэлектролиты, ионы, катион, анион. Реакции ионного обмена, гидролиз солей.

Тема 4. «Классификация неорганических и органических веществ» - 14 часов

Простые вещества: металлы, неметаллы; сложные: оксиды, основания, кислоты, соли. Органические вещества: углеводороды, кислородсодержащие азотсодержащие органические соединения, качественные реакции на органи-ческие вещества. Природные источники углеводородов, высокомолекуляр-ные соединения.

Тема 5 « Общие научные принципы производства» - 1 час

Производство серной кислоты, аммиака, азотной кислоты, волокон, пластмасс.


Результаты изучения курса:


При завершении изучения курса выпускники должны знать:

- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; абсолютная атомная масса и абсолютная молекулярная масса

- основные теории химии: строение атома, химической связи, электролити-ческой диссоциации кислот, солей, оснований. Строение органических со-единений, химическую кинетику и термодинамику;

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, орбитали, ион, радикалы, гибридизация орбиталей, химическая связь, электролитическая диссоциация, пространственное строение молеку-лы, степень окисления, валентность и другие;

- классификацию и номенклатуру неорганических и органических веществ;

Выпускники должны уметь:

- называть изученные вещества по «тривиальной» и систематической номенклатуре;

- определять: валентность, степень окисления, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель, восстановитель, направле-ние смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и го-мологи и т.д.;

- характеризовать: свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений, строение и свойства органических соединений; характеризовать s-; p-; d-элементы по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева;

- объяснять: зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от положения в пери одической системе Д.И.Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

- проводить расчеты по химическим уравнениям реакций и формулам;

- использовать приобретенные знания в повседневной жизни.


Формы контроля:


1. Промежуточный контроль (после изучения каждого раздела);

2. Итоговый контроль (тестовая работа по разным вариантам).


Литература:

1. Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко «Задачи по химии для поступающих в вузы»,М. «Высшая школа», 1993

2. Г.П. Хомченко «Пособие для поступающих в вузы» М. «Высшая школа», 1993;

3. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В., Попков В.А. «Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.«Дрофа» 2001.

4. Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г. «Готовимся к единому государственному экзамену. Химия». М. «Дрофа».2003-2007.

5. Дроздов А.А., Ерёмина Е.А. Единый государственный экзамен- Химия. (эффективная методика- репетитор), М. «Экзамен», 2005

6. Дроздов А.А. ЕГЭ - Химия (поурочное планирование), М. «Экзамен», 2005

7. Добротин Д.Ю., Журин А.А., А.А.Каверина Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. М. «Интеллект-Центр», 2002

8. Добротин Д.Ю., Журин А.А., А.А.Каверина Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому госуд арственному экзамену. М. «Интеллект-Центр», 2003

9. А.А.Каверина Единый государственный экзамен: химия - контрольно-измерительные материалы 2005-2006. М. «Просвещение», 2006

10. Мишина В.Ю., Стрельникова Е.Н. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену – 2006, М. ФГУ «Федеральный центр тестирования»,2006

11. Медведев Ю.Н., Каверина А.А., Корощенко А.С. Единый государственный экзамен 2007. Химия. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся ФИПИ М., «Интеллект-Центр», 2007

12. Злотников Э.Г., Толетова М.К. ЕГЭ-2008 Химия. Сдаём без проблем! М., «Эксмо»,2008

13. Лёвкин А.Н., Крутецкая Е.Д., Домбровская. ЕГЭ- Химия- контрольно-измерительные материалы М. «Просвещение», 2008

14. Оржековский П.А.,Богданова Н.НДорофеев М.ЕГЭ-2008. Химия. Тренировочные задания. М., «Эксмо»,2008

15. Корощенко А.С., Снастина М.Г. - «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ-2009 М., ФИПИ «Астрель» 2009

16. Медведев Ю.Н. ЕГЭ-2009 Химия. Типовые тестовые задания. М. «Экзамен», 2009

17. Корощенко А.С., Снастина М.Г. - ЕГЭ-2007 -2008 Химия- реальные варианты М., ФИПИ «Астрель» 2007


Тематический план



п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Основные понятия и законы химии

6

2

Строение вещества. Химическая связь

3

3

Химические реакции

10

4

Классификация неорганических и органических веществ

14

5

Общие научные принципы производства

1

ИТОГО


34



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КУРСА (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ)


п/п


СОДЕРЖАНИЕ


КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ


ВРЕМЯ ИЗУЧЕНИЯ

1

Современное представление о строении атома

1


2

Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева

1


3

Работа с тестами по теме 1-2

1


4

Химическая связь. Кристаллические решетки

1


5

Степень окисления

1


6

Работа с тестами по теме 4-6

1


7

Стехиометрия. Расчеты по химическим формулам

1


8

Задачи на растворы

1


9

Работа с тестами по теме 7-8

1


10

Тепловой эффект химической реакции

1


11

Скорость химической реакции

1


12

Химическое равновесие

1


13

Работа с тестами по теме 10-12

1


14

Классификация химических реакций

1


15

Окислительно-восстановительные реакции

1


16

Работа с тестами по теме 14-15

1


17

Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена

1


18

Гидролиз солей

1


19

Работа с тестами по теме 17-18

1


20

Оксиды и основания. Амфотерность

1


21

Кислоты и соли. Генетическая связь

1


22

Работа с тестами по теме 20-21

1


23

Простые вещества-металлы

1


24

Простые вещества-неметаллы

1


25

Работа с тестами по теме 23-24

1


26

Общие научные принципы производства

1


27

Важнейшие понятия органической химии

1


28

Углеводороды

1


29

Работа с тестами по теме 26-28

1


30

Важнейшие свойства кислородсодержащих органических соединений

1



31

Важнейшие свойства азотсодержащих органических соединений. Качественные реакции на органические соединения


1


32

Работа с тестами по теме 30-31

1


33

Природные источники углеводородов. Высокомолекулярные соединения

1


34

Работа с тестами по теме 33

1