Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке и необходимым компетенциям учителя. Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Можно выделить следующие уровни естественнонаучной грамотности:
1. Используют повседневные содержательные и процедурные знания, чтобы распознавать объяснение простого научного явления.
2. Демонстрируют базовые познавательные умения, распознавая вопросы, которые могут изучаться естественнонаучными методами.
3. Оперируют не очень сложными знаниями для распознавания или построения объяснений знакомых явлений.
4. Опираются на целый̆ ряд взаимосвязанных естественнонаучных идей и понятий из области физики, биологии, географии и астрономии и использовать знания содержания, процедур и методов познания для формулирования гипотез относительно новых научных явлений, событий и процессов или для формулирования прогнозов.
5. Используют абстрактные естественнонаучные идеи или понятия, чтобы объяснить незнакомые им и более сложные, комплексные, явления, события и процессы, включающие в себя несколько причинно-следственных связей̆.
Основные компетенции, составляющие естественнонаучную грамотность:
– понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (или естественнонаучного метода познания);
– умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменения;
– умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.
У российских школьников наблюдается дефицит сформированности ряда важных умений:
– осуществлять поиск информации по ключевым словам,
– анализировать процессы проведения исследований,
– составлять прогнозы на основе имеющихся данных,
– интерпретировать научные данные и данные исследований, лежащих в основе доказательств и выводов,
– интерпретировать графическую информацию,
– проводить оценочные расчеты и прикидки.
Трудности вызывают задания практического содержания, данные, в которых представлены в нестандартной форме, требующие проведения анализа, интерпретацию данных. Для того чтобы естественнонаучную грамотность успешно сформировать нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся осознавали его ход и активно в нем участвовали. Но не всякая деятельность на уроке интересует учащихся: привлекают ребят поиск, исследования. Интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика самому «открывать» новое и вырабатывать собственное суждение. Переход от наблюдения к предсказанию результатов эксперимента, осуществляемому на основе теоретического анализа – эту работу можно проводить при выполнении исследовательских заданий на повторение и закрепление материала. Описание многих удивительных явлений природы может также послужить основой для создания ситуации неожиданности. Кроме того, можно использовать ситуацию ОПРОВЕРЖЕНИЯ, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнуть антинаучный вывод и др. Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках способствует усвоению, закреплению материала, развивает их творческие способности. Это осуществляется в форме практической или лабораторной работы. Учебные задания, формирующие естественнонаучную грамотность Одним из основных средств формирования естественнонаучной грамотности является выделение общей для всех естественнонаучных предметов номенклатуры учебных заданий, которые непосредственно направлены на формирование компетентностей естественнонаучной грамотности.