Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "формирование естественнонаучной грамотности"»
Способы формирования естественно-научной грамотности
Выполнила: Ковальчук Я.Э. 22п-7
Цель образования – функционально грамотная личность
Человек самостоятельный
Человек познающий
Человек, умеющий жить среди людей
Функциональная грамотность – это способность эффективно функционировать в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию, самореализации
Естественно – научная грамотность – это определенный набор
компетентностей, связанных со способностью применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях.
Одним из инструментов для формирования данных
компетентностей является проектная деятельность.
Учебно-познавательные или практические задачи:
- объяснить какое-либо явление или факт, проанализировав наблюдения, известные;
- факты, объединить их с помощью умозаключений, а затем сделать вывод, ответив на вопрос «почему?»;
- выбрать способ для получения знания, провести эксперимент (возможно мысленный), провести исследование, ответив на вопрос «как?»;
- проанализировать данные и, используя рассуждения, сделать обоснованный вывод .
Актуальность
Формирование естественно-научной грамотности и достижения образовательных результатов предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке и необходимым компетенциям учителя.
Проблема
Результаты международных исследований, анализ ВПР по окружающему миру показывают, что школьники хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но затрудняются в интерпретации знаний, у обучающихся не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями.
Международные сравнительные исследования (TIMSS) в области образования подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении предметных знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реальностям (PISA).
Причины трудностей заданий PISA
- Задания PISA – нетипичны, т.е. их решение сложно однозначно описать и получить доступ к заученному алгоритму.
- Ограниченное количество практико-ориентированных и компетентностных заданий представлено в УМК естественнонаучных предметов и измерительных материалах Государственной итоговой аттестации.
- Недостаточная подготовка учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов
Задания для формирования естественно-научной грамотности (Pisa)
Задания для формирования естественно-научной грамотности (Плешаков,1 класс, «Окружающий мир»)
Задания для формирования естественно-научной грамотности (Плешаков,3 класс, «Окружающий мир»)
Используемые источники
- https://coko24.ru /
- https:// rosuchebnik.ru/upload/iblock/4e8/4e84b44a6a302df80f065b57f6fe6b03.pdf
- https:// pkiro.ru/wp-content/uploads/2022/03/estestvennonauchnaya-gramotnost.pdf
- https:// iro23.ru/sites/default/files/2020/sbornik_noo_2021_ot_21_aprelya.pdf
- https://imc-yurga.kuz-edu.ru/files/imc-yurga/ Примеры%20открытых%20заданий%20международной%20проверки%20 PISA%20 по%20естествознанию. pdf