Суслопарова Ольга Александровна, учитель биологии и химии МБОУ ООШ №53 Г.Бикина
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Что такое естественнонаучная грамотность?
Почему и как ее нужно формировать?
Естественнонаучная грамотность:
Основная цель школьного естественнонаучного образования в большинстве стран мира.
Это не синоним естественнонаучных знаний и умений. Это знания и умения – в действии!
И не просто в действии, а применительно к реальным задачам.
Естественнонаучная грамотность согласно PISA
Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
• научно объяснять явления;
• понимать основные особенности естественнонаучного исследования;
• интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Модель естественнонаучной грамотности исследования PISA
Контексты
Личные, местные/национальные и глобальные проблемы, как современные, так и исторические, которые требуют понимания вопросов науки и технологий.
Компетенции
Способность научно объяснять явления, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Отношение
Отношение к науке, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов, там, где это необходимо, и осведомленностью о проблемах окружающей среды, а также осознанием важности их решения.
Знания
Понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Такое знание включает в себя знание о природе и технологиях (знание содержания), знание о методах получения научных знаний (знание процедур), понимание обоснованности этих процедур и их использования (методологическое знание).
От учащихся требуется продемонстрировать компетенции в определенном контексте
Знания и отношение определяют результаты учащихся
Формирование отношения к науке и личностных качеств
Изучай естествознание с удовольствием!
Будь любознательным. Задавай вопросы и узнавай, почему так.
Будь креативным. Предлагай новые способы решения задачи.
Будь точным. Фиксируй наблюдения и результаты, не изменяя их.
Будь объективным. Ищи данные или информацию, чтобы проверить то, что мы обнаружили.
Будь восприимчивым. Будь открытым к идеям других людей. Будь готов к тому, чтобы изменить свое мнение, если то, что обнаружено, отличается от того, во что ты верил.
Будь настойчивым. Работай над задачей до тех пор, пока она не будет решена.
Будь ответственным. Заботься об окружающей среде.
Почему естественнонаучная грамотность - это гражданская характеристика?
В качестве примера, вот какие вопросы предлагается исследовать школьникам в ряде заданий PISA:
1.В каком количестве можно ловить рыбу, чтобы эта рыба не исчезла совсем?
2.Как количество привитых людей влияет на количество заболевших?
3.Чем опасен избыточный углекислый газ в атмосфере и как лучше ликвидировать разливы нефти в океане?
4.Каковы экологически безопасные способы производства энергии?
Какие основные проблемы в подготовке российских школьников выявляют международные исследования PISA и TIMSS?
Дефицит не просто знаний,
а знаний типа “knowhow” – «знаю как»:
формулировать вопросы;
обосновывать, доказывать;
использовать простейшие приемы исследования;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
Всему этому можно и нужно учить!
Основное требование к заданиям для формирования и оценки естественнонаучной грамотности - эти задания направлены на оценку компетенций, характеризующих ЕНГ, и основываются на реальных жизненных ситуациях.
Задания, формирующие ЕНГ, должны содержать:
как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
материал из разных предметных областей;
мотивацию обучающихся на определение способа действий, постановки и решения проблемы;
требования по привлечению дополнительной информации или наоборот «лишние данные»;
должны быть комплексными и структурированными.
__________________________________________________________________
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ
для формирования функциональной грамотности
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
8 класс
ЧАСТЬ 1
__________________________________________________________________
Комплексное задание «Экстремальные профессии» (5 заданий).
Прочитайте тексты и выполните задания 1-5.
Экстремальные профессии
Многие из вас хорошо плавают, а может быть и ныряют. А кто-то хотел бы этому научиться. Некоторые ребята, путешествуя с родителями, уже имели возможность погрузиться на глубину с профессиональным дайвером и наблюдать прекрасные картины подводного мира.
Но есть люди, для которых подводные погружения – это профессия. Они постоянно подвергают себя воздействию экстремальных факторов – иногда на грани жизни и смерти. Речь идет о водолазах и ловцах жемчуга.
Настоящие ловцы жемчуга с детства тренировались и овладевали мастерством, у них были свои профессиональные секреты. Опытные ныряльщики могут находиться под водой 2 минуты, а рекордсмены – до 6-7 минут и опускаться на глубину 15-30 метров. Организм ловца жемчуга адаптирован к условиям постоянных погружений на большую глубину.
1. Какие изменения в результате тренировок наблюдаются в организме ловцов жемчуга?
Отметьте все верные ответы. А. Активизация клеточного обмена веществ | |
Б. Повышение жизненной ёмкости лёгких | |
В. Более частое сокращение межрёберных мышц | |
Г. Увеличение в крови количества эритроцитов | |
Д. Способность к замедлению обмена веществ | |
Е. Поступление в лёгкие на вдохе большего количества воздуха, чем на выдохе | |
2. Перед тем, как нырнуть на глубину, ещё на берегу, ловец жемчуга осуществляет гипервентиляцию лёгких.
Объясните, как он это делает и зачем.
Запишите свой ответ._____________________________________________
Тому Ситасу (Германия) принадлежит мировой рекорд по задержке дыхания под водой, который составляет 22 мин 22 с. Этот результат занесён в книгу рекордов Гиннеса. Перед рекордным погружением ныряльщик активно дышал чистым кислородом в течение 20 минут.
3. Некоторые тренировки Тома Ситаса велись в барокамере с пониженным содержанием кислорода.
Каким должен быть результат этих тренировок?
Отметьте один верный вариант ответа.
А) Повышение содержания углекислого газа в крови
В) Повышение содержания эритроцитов в крови
С) Разрушение тромбоцитов
D) Разрушение стенок кровеносных сосудов
Кессонная болезнь является профессиональным заболеванием водолазов. Возникает она по следующим причинам.
В составе земной атмосферы находится около 80 % азота. В растворённом виде азот постоянно находится в крови, но ни в какие химические реакции не вступает. При спуске на глубину, в условиях повышенного гидростатического давления, действующего на водолаза, приходится повышать и давление вдыхаемой им газовой смеси. В результате этого в крови водолаза растворяется больше азота, чем в обычных условиях. Кессонная болезнь возникает при быстром подъёме человека с глубины и быстром понижении давления вдыхаемой им газовой смеси. При этом в крови человека происходят примерно такие же процессы, как в только что открытой бутылке газированной воды.
4. В чём сходство между процессами в крови человека при подъёме с глубины и легко наблюдаемыми процессами в только что открытой бутылке с газированной водой?
Запишите свой ответ.___________________________________________
Для предотвращения кессонной болезни необходимо контролировать процессы всплытия: подниматься со скоростью не более 18 метров в минуту, делать остановки.
5. Какими явлениями в организме сопровождается кессонная болезнь?
Отметьте все верные ответы.
А. Расщепление молекул азота£
Б. Закупорка мелких кровеносных сосудов газами£
В. Рост концентрации углекислоты в крови£
Г. Выделение большого количества пузырьков азота (вспенивание крови)£
Д. Недостаточное выведение избытка азота через лёгкие£
Формируемое и/или оцениваемое умение: анализировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. 5 класс
После описания опыта в книге был поставлен вопрос: «Как вы считаете, какой вывод мог сделать учёный из проведённого опыта? За счёт чего саженец превратился в дерево?»
Как бы вы на месте Ксении ответили на вопрос:
Вопрос: За счёт чего за 5 лет настолько увеличилась масса растения?
Формируемое и/или оцениваемое умение: выдвигать гипотезы и оценивать способы их проверки. 7 класс
Вопрос: Какое другое возможное объяснение может быть у результата эксперимента, проведенного Аней?
1.Мартин случайно выбирает первым то блюдце, где лежит 3 кусочка.
2.Мартин просто выбирает первым то блюдце, где лежит больше еды.
3.Мартин понял, чего ждет от него Аня, и решил сделать ей приятное.
4.Мартин выбирает первым то блюдце, которое стоит правее.
Как использовать задания в учебном процессе?
Первое, что надо понимать: с какой целью это делается?
Два полюса: с целью диагностики (включая обычный контроль) или с формирующей целью.
Место заданий в учебном процессе
Диагностика
Контроль: проверка планируемых результатов.
Выявление реальных возможностей.
Формирующая цель
Различные фазы урока: введение нового материала; актуализация знаний; формирование и развитие умений.
Одна из задач естественнонаучного практикума.