Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики.
Основное отличие обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от предыдущей редакции ФГОС ООО в части, касающейся учебных предметов, состоит в том, что теперь требования к предметным результатам сформулированы с той степенью детализации, которая достаточно полно определяет обязательное ядро содержания учебного предмета. Согласно обновленному ФГОС ООО, ряд образовательных результатов должен отвечать условию функциональности. То есть такие образовательные результаты входят в состав того или иного вида функциональной грамотности. В отношении естественнонаучных предметов это прежде всего естественнонаучная грамотность.
Эти особенности отражены и в примерной рабочей программе по физике (базовый уровень). При этом в примерной рабочей программе требования к предметным результатам, зафиксированные в ФГОС ООО как итоговые для уровня основного общего образования, трансформируются в собственно планируемые предметные результаты, распределенные по годам обучения, с 7 по 9 классы. Эти результаты, сформулированные в деятельностной форме, согласованы с теми элементами содержания, которые входят в содержание курса физики для соответствующего года обучения.
В примерной рабочей программе в качестве одной из главных задач изучения физики ставится "формирование естественнонаучной грамотности основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разнообразных сферах деятельности". Согласно принятому в международном сообществе определению, "естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления.
оценивать и понимать особенности научного исследования.
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Компетенции, характеризующие естественнонаучную грамотность, сами по себе носят обобщающий характер. Более конкретное содержание, поддающееся целенаправленному формированию и оцениванию, имеют умения, которые описывают каждую из основных компетенций. Эти умения, так же как и примерные задания, направленные на их формирование, приведены в таблице.
Таблица. Компетенции и умения, характеризующие естественнонаучную грамотность.
Комплексные задания направлены на освоение трех основных компетенций естественнонаучной грамотности.
Общая характеристика комплексного задания:
Содержательная область оценки (распределение заданий по отдельным областям): живые системы, физические системы, науки о Земле.
Компетентностная область оценки (распределение заданий по отдельным компетентностным областям):научное объяснение явлений, применение естественнонаучных методов исследования), интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Контекст (распределение заданий по отдельным контекстам): личный, местный, глобальный.
Уровни сложности: низкий, средний, высокий.
Тип заданий по форме ответов: с выбором одного верного ответа, с выбором нескольких верных ответов, с развернутым ответом.
Примеры комплексных заданий.
Для формирования у учащихся представления о моделях, позволяющих объяснять физические явления, можно предложить комплексное задание "Поймать солнечный зайчик"
Комплексные задания "Глобальное потепление" и "Айсберг" имеют межпредметный характер, что является одним из важных принципов примерной рабочей программы и одновременно свойством понятия естественнонаучная грамотность.
Комплексное задание "Антиграв и хватка осьминога" позволяет не только актуализировать программный материал об атмосферном давлении и рассмотреть способы его практического применения, но и решить различные дидактические задачи: формирование исследовательских умений , стимулирование креативного мышления, установление причинно-следственных связей.
Список литературы:
1. Физика. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя/А.Ю. Пентин; под ред. Г.С. Ковалевой, М.: ФГБНУ"Институт стратегии развития образования РАО", 2022.
2. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учебное пособие / Г.С. Ковалева, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под. ред. Г.С. Ковалевой, А.Ю. Пентина, Москва, "Просвещение", 2023.
3. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (сайт ФИПИ).