СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексные задания как средство формирования естественнонаучной грамотности по физике.

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики»

Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики.


Основное отличие обновленного Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от предыдущей редакции ФГОС ООО в части, касающейся учебных предметов, состоит в том, что теперь требования к предметным результатам сформулированы с той степенью детализации, которая достаточно полно определяет обязательное ядро содержания учебного предмета. Согласно обновленному ФГОС ООО, ряд образовательных результатов должен отвечать условию функциональности. То есть такие образовательные результаты входят в состав того или иного вида функциональной грамотности. В отношении естественнонаучных предметов это прежде всего естественнонаучная грамотность.

Эти особенности отражены и в примерной рабочей программе по физике (базовый уровень). При этом в примерной рабочей программе требования к предметным результатам, зафиксированные в ФГОС ООО как итоговые для уровня основного общего образования, трансформируются в собственно планируемые предметные результаты, распределенные по годам обучения, с 7 по 9 классы. Эти результаты, сформулированные в деятельностной форме, согласованы с теми элементами содержания, которые входят в содержание курса физики для соответствующего года обучения.

В примерной рабочей программе в качестве одной из главных задач изучения физики ставится "формирование естественнонаучной грамотности основной массы обучающихся, которые в дальнейшем будут заняты в самых разнообразных сферах деятельности". Согласно принятому в международном сообществе определению, "естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

  • научно объяснять явления.

  • оценивать и понимать особенности научного исследования.

  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Компетенции, характеризующие естественнонаучную грамотность, сами по себе носят обобщающий характер. Более конкретное содержание, поддающееся целенаправленному формированию и оцениванию, имеют умения, которые описывают каждую из основных компетенций. Эти умения, так же как и примерные задания, направленные на их формирование, приведены в таблице.

Таблица. Компетенции и умения, характеризующие естественнонаучную грамотность.

Комплексные задания направлены на освоение трех основных компетенций естественнонаучной грамотности.


Общая характеристика комплексного задания:

  • Содержательная область оценки (распределение заданий по отдельным областям): живые системы, физические системы, науки о Земле.

  • Компетентностная область оценки (распределение заданий по отдельным компетентностным областям):научное объяснение явлений, применение естественнонаучных методов исследования), интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

  • Контекст (распределение заданий по отдельным контекстам): личный, местный, глобальный.

  • Уровни сложности: низкий, средний, высокий.

  • Тип заданий по форме ответов: с выбором одного верного ответа, с выбором нескольких верных ответов, с развернутым ответом.

Примеры комплексных заданий.

Для формирования у учащихся представления о моделях, позволяющих объяснять физические явления, можно предложить комплексное задание "Поймать солнечный зайчик"

Комплексные задания "Глобальное потепление" и "Айсберг" имеют межпредметный характер, что является одним из важных принципов примерной рабочей программы и одновременно свойством понятия естественнонаучная грамотность.

Комплексное задание "Антиграв и хватка осьминога" позволяет не только актуализировать программный материал об атмосферном давлении и рассмотреть способы его практического применения, но и решить различные дидактические задачи: формирование исследовательских умений , стимулирование креативного мышления, установление причинно-следственных связей.


Список литературы:

1. Физика. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя/А.Ю. Пентин; под ред. Г.С. Ковалевой, М.: ФГБНУ"Институт стратегии развития образования РАО", 2022.

2. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учебное пособие / Г.С. Ковалева, А.Ю. Пентин, Е.А. Никишова, Г.Г. Никифоров; под. ред. Г.С. Ковалевой, А.Ю. Пентина, Москва, "Просвещение", 2023.

3. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (сайт ФИПИ).