СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт формирования естественнонаучной грамотности у обучающихся. Доклад на IIРеспубликанской практической конференции «Формирование функциональной грамотности обучающихся: опыт и задачи»

Просмотр содержимого документа
«Формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся»

Гадзова Э.Ш.,

учитель математики и информатики МКОУ «СОШ № 1» с. п. Малка Зольского района КБР


«Недостаточно владеть премудростью,

нужно также уметь пользоваться ею»

Цицерон

Практическая значимость нашего опыта состоит в выявлении и использовании наиболее эффективных форм организации учебно - воспитательного процесса для формирования навыков естественно - научной грамотности.

Естественно - научная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, а тем самым является действенным инструментом для человека, если он сталкивается с проблемами, относящимися к естественнонаучному знанию.

Естественно - научная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с развитием естественных наук и применением их достижений, его готовность интересоваться естественно - научными идеями.

Составляющие естественно - научной грамотности:

  • умение научно объяснять явления;

  • понимать особенности естественно - научного исследования;

  • умение научно интерпретировать данные и использовать научные доказательства


Для формирования естественнонаучной грамотности используются тематические блоки, которые включают описание реальной ситуации и задания, связанные с этой ситуацией.

Выполнение этих заданий учащимися должно способствовать формированию следующих компетенций:

  • научно объяснять явления:

    • применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления,

    • распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления,

    • делать и научно обосновать прогнозы о протекании процесса или явления,

    • объяснять принцип действия технического устройства или технологии

  • понимать особенности естественнонаучного исследования:

    • распознавать и формулировать цель данного исследования,

    • предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса,

    • выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки,

    • описывать и оценивать способы, которые используют ученые, чтобы обеспечить надежность данных и достоверность объяснений.

  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов:

    • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы,

    • преобразовывать одну форму представления данных в другую,

    • распознавать допущения, доказательства и рассуждения в научных текстах,

    • оценивать с научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников.

Каждое из заданий характеризуется следующими признаками:

  • Тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;

  • Компетентность, на формирование которой направлено задание;

  • Контекст;

  • Познавательный уровень задания.

Задания по естественно-научной грамотности относятся к следующим содержательным областям: «Физические системы», «Живые системы», «Наука о Земле и Вселенной» и определяются для каждого класса на основе программ по биологии, физике, химии, географии и астрономии. Кроме этого для выполнения заданий требуется наличие процедурных знаний: методов используемых для получения нового знания и стандартных исследовательских процедур. Каждое задание содержит описание реальной жизненной ситуации в контексте: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий. Каждая из ситуаций может быть рассмотрена на одном из трех уровней: личностном, местном/национальном, глобальном. По уровню познавательной сложности задание может быть : низким, средним и высоким.

Низкий уровень подразумевает выполнение одношаговых процедур (распознавать факты, термины, принципы или понятия или найти единственную точку, содержащую информацию на графике или в таблице). Средний уровень: использовать и применять знания для описания или объяснения явлений, интерпретировать или использовать простые наборы данных в виде таблиц или графиков, выполняя при этом два шага или более. Высокий: анализировать сложную информацию или данные или оценивать доказательства, обосновывать, формулировать выводы, учитывая несколько источников информации, разрабатывать план, ведущий к решению проблемы.

Источники заданий по естественно-научной грамотности:

  • ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественно-научной грамотности (VII –IX)

  • ФИОКО. Открытые задания PISA

  • Российская электронная школа. Банк заданий

  • Образовательная платформа «ЯКЛАСС»

При выполнении заданий формируется или оценивается не «предметное знание», а «грамотность» как владение определенными компетенциями.

Важно правильно организовать учебный процесс. С формирующей целью отдельные задания можно применять как на разных этапах урока, так и во внеурочное время. При этом допускается как индивидуальное, так и групповое выполнение заданий с последующим обсуждением самих заданий и результатов их выполнения, в том числе совместно с учителем. Задания, имеющие экспериментальную составляющую, могут сочетаться с выполнением реального эксперимента.

С диагностической целью сюжетные блоки заданий могут использоваться самостоятельно или являться частью контрольной работы. В этом случае предполагается индивидуальная работа учащихся, а результаты выполнения заданий позволят оценить сформированность определенных знаний, умений, компетенций в соответствии с предложенными критериями.


Какие эффективные формы, приемы, методы существуют для формирования компетенций естественно-научной грамотности?