Сергеева О.Г., учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №1 им. академика Б.Н. Петрова»
Формирование финансовой грамотности
как один из способов социализации младших школьников
Финансовая грамотность – единство знаний, ценностных установок, умений, необходимых для принятия разумных финансовых решений и достижения личного финансового благополучия.
Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека. В современных условиях возрастает роль финансовой грамотности людей. Важно понимать, что умение управлять финансовыми потоками – не врожденная способность человека, а приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек, и потому формирование данных умений целесообразно начинать уже с начальной школы. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег. В связи с этим, необходимость внедрения курсов финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети самостоятельно покупают товары, пользуются банковскими картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками, рано становятся активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Формирование финансовой грамотности – это один из эффективных способов социализации младших школьников.
Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок. И этому надо учиться с детства.
Формирование финансовой грамотности младших школьников является составным элементом экономического воспитания подрастающего поколения. В рамках общей экономической грамотности в начальных классах акцент делается на элементарных понятиях, связанных с жизненным опытом детей. Финансовая грамотность в младшем школьном возрасте помогает детям развить экономическое мышление, приобретать элементарные навыки поведения в условиях рынка, формирует сознательное отношение к труду, эффективное использование рабочего времени. Помимо этого, у обучающихся формируются экономически значимые качества личности- дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, экономность, предприимчивость.
Образовательное пространство формирования финансовой грамотности в начальной школе включает в себя урочную и внеурочную деятельность.
На уроках математики младшие школьники с первого класса знакомятся с единицами измерения стоимости — копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Решают задачи на нахождение цены, количества и стоимости товара; задачи на производительность, на экономное использование различных ресурсов.
Решение задач с экономическим содержанием на уроках математики даёт положительные результаты:
значительно увеличивается активность детей на уроке;
развивается внутренняя мотивация к учению;
усиливаются познавательные мотивы;
расширяется личный опыт учеников;
преодолевается оторванность математики от реальной жизни;
повышается качество и прочность знаний;
обучающиеся учатся быть бережливыми, экономными, предприимчивыми.
Темы по финансовой грамотности нашли отражение в учебниках «Окружающий мир» 1-4 классы.
| Тема урока | Вопросы по финансовой грамотности |
1 класс | Что умеет компьютер? | Интернет-магазины, мобильные приложения |
| Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? | Оплата за воду и ее экономия |
Оплата за электричество и ее экономия |
Откуда берется и куда девается мусор? | Зачем собирать макулатуру? |
2 класс | Что такое экономика | Как разумно делать покупки. Акции в магазине |
Природа и человек | История денег. Финансовые мошенники. Когда рискуешь ты деньгами? |
Мы – зрители и пассажиры | О стоимости билетов |
Как построить дом | Как сэкономить на постройке дома |
Как родились ремесла | Товарооборот. Что такое рабочий день и заработная плата |
| Тема урока | Вопросы по финансовой грамотности |
3 класс | Государственный бюджет | Из чего он состоит и как складывается? |
Что такое деньги? | Из истории денег |
Семейный бюджет | Из чего он состоит и как складывается? Карманные деньги |
Наша дружная семья | Откуда в семью приходят деньги? |
4 класс | Путешествия по городам и странам | Деньги в разных странах Курсы валют |
Основной закон России | Когда берешь в долг? Что такое страхование? |
Человек и информация | Где можно делать покупки? Интерне- магазины |
Путешествие по России | Как пользоваться банковской картой? |
В соответствии с темой урока можно изучить тот или иной вопрос по финансовой грамотности.
Во втором и третьем классах в начальной школе мы проводим кружок «Экономика». За основу берём программы непрерывной социально – экономической подготовки учащихся 1-8 классов (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова), рабочие тетради и пособия для учителя, автор: Сасова И.А.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность младшему школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.
В четвёртом классе мы проводим кружок «Финансовая грамотность». За основу берём авторскую программу Юлии Корлюговой «Финансовая грамотность».
«Финансовая грамотность» — целостная система учебных курсов для общеобразовательных организаций, впервые разработанная в России. Для каждого курса создан учебно-методический комплект, включающий учебную программу, методические рекомендации для учителя, учебные материалы для учащихся, рабочую тетрадь, контрольно-измерительные материалы и материалы для родителей. Предлагаемые материалы содержат значительный объём информации, что позволяет использовать их не только в образовательном процессе, но и во внеурочной деятельности, для самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями и др.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты.
Педагогический инструментарий формирования финансовой грамотности обучающихся в урочное и внеурочное время.
Педагогический инструментарий — это совокупность инструментов (средств, форм, методов, приемов и т.д.), используемых в педагогической деятельности преподавателя для достижения поставленной цели.
В своей работе мы применяем:
- методическое пособие по экономике. Автор: Моисейкина Г.Б. Пособие включает в себя теоретические вопросы, задачи по разным темам, действующие лица которых различные персонажи детских сказок и мультфильмов, а также экономический словарь.
- методические материалы по финансовой грамотности из базы Федерального методического центра по финансовой грамотности,
- участвуем в онлайн-уроках по финансовой грамотности,
- обучающие мультфильмы по финансовой грамотности,
1.https://www.youtube.com/watch?v=8hQXvcOFRMg
Мультфильм о стратегиях инвестирования «Как размножаются деньги» расскажет о том, как добываются деньги и главное, как правильно их тратить.
2. https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s
«Азбука финансовой грамотности для детей» от полюбившихся сказочных персонажей – смешариков.
3. https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
«Азбука денег тетушки Совы» расскажет малышам о семейном бюджете.
4. Серии мультфильма «Фиксики»:
Деньги
Копилка
Как делают деньги
- интерактивный мультсериал «Богатый Бобрёнок» (Мультфильм рассказывает и объясняет детям основы финансовой грамотности на простых и понятных житейских ситуациях, происходящих с «Богатым бобренком», на протяжении его жизни.)
- база вопросов: что? Где? Когда?
- в приложении «Монеткины» можно пройти обучение, как правильно вести свой и семейный бюджет,
- игры по финансовой грамотности
Игра для самых маленьких – «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей».
Командный кейс «Бюджет Симпсонов».
Настольная игра «Шаги к успеху»
«Монополия» – экономическая игра, получившая большую популярность ещё в 20 веке.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике.
4