Формирование финансовой грамотности младших школьников
Составитель: Киянова Виктория Юрьевна, учитель начальной школы МАОУ «Школа №1 имени В.И.Муравленко»
1
Актуальность:
- Одной из важнейших задач современного образования является формирование финансовой грамотности школьников, способность активно мыслить, преодолевать трудности в решении финансовых проблем.
- Развитие способности к позитивному финансовому поведению дает возможность обучающимся в будущем эффективно организовывать своё финансовое пространство наиболее оптимальным образом.
1
Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание абсолютно всех уровней образования, реализуемых в нашей стране согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Формирование финансовой грамотности у младших школьников средствами учебных предметов
Развивать финансовую грамотность младших школьников можно через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Например, средствами содержания предметов математики, окружающего мира, технологии, литературного чтения и курса по финансовой грамотности
Интегрирование материалов по финансовой грамотности в образовательную программу 1 класса (примерный вариант по программе «Школа России»)
Возрастная группа
1 класс
Предмет
Тема, заявленная в программе по предмету
Математика
Занятия по финансовой грамотности
Сложение и вычитание в пределах 20
Окружающий мир
Монеты ,их номинал
Моя семья
Окружающий мир
Что нужно семье
Повт-обобщ. урок «Как, откуда и куда»
Окружающий мир
Окружающий мир
Как распоряжаться карманными деньгами
Зачем нам телефон и телевизор?
Зачем нужны автомобили
Как экономить на средствах связи
Технология
Сколько стоит автомобиль
Работа с бумагой
Технология
Что такое свое дело
В мастерской кондитера. Как работает мастер
Обучение грамоте(чтение)
Сколько стоит торт
Золотой ключик или Приключения Буратино
Обучение грамоте(чтение)
Обучение грамоте(чтение)
Где лучше хранить деньги
Делу время, а потехе час
Рациональное использование времени
Без труда хлеб не родится никогда
Обучение грамоте(чтение)
Как вырастить хлеб
Русская народная сказка «Мужик и медведь»
Как правильно заключать сделки
Интегрирование материалов по финансовой грамотности в образовательную программу 2 класса (примерный вариант по программе «Школа России»)
Возрастная группа
Предмет
2 класс
Тема ,заявленная в программе по предмету
Окружающий мир
Окружающий мир
Занятия по финансовой грамотности
Что такое экономика
Окружающий мир
Опасные незнакомцы
Как разумно делать покупки
Наша дружная семья
Математика
Кто такие мошенники
Откуда в семью приходят деньги
Задачи цена количество стоимость
Математика
Жизненная арифметика
Повторение: деление на 3
Математика
Сколько стоит свое дело
Литературное чтение
Повторение: сложение и вычитание
Зачем планировать расходы семьи
Каша из топора
Литературное чтение
Сколько денег нужно потратить, чтобы сварить кашу
И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»
Литературное чтение
Рыночные отношения
Петушок и бобовое зёрнышко
Литературное чтение
Литературное чтение
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Что такое бизнес и как его вести
Как не потерять своё имущество
Ш.Перро «Кот в сапогах»
Технология
Предприниматель и предпринимательство
Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников
Технология
Как правильно и экономно расходовать материал
Что интересного в работе архитектора
Сколько стоят дома и квартиры
Интегрирование материалов по финансовой грамотности в образовательную программу 3 класса (примерный вариант по программе «Школа России»)
Возрастная группа
3 класс
Предмет
Тема ,заявленная в программе по предмету
Технология
Занятия по финансовой грамотности
Изделие из бумаги
Технология
Деньги настоящие и ненастоящие
История швейной машины
Технология
Математика
Продукт-затраты-прибыль
Строительство и украшение дома
Окружающий мир
Решение задач и закрепление материала
Как экономно сделать ремонт в доме
Как устроен этот мир
Легко ли вести свое дело
Окружающий мир
Что могут деньги
Опасные места
Окружающий мир
Когда рискуешь деньгами
Семейный бюджет
Окружающий мир
Литературное чтение
Зачем семье сбережения
Путешествия по городам и странам
Деньги в разных странах
И.А.Крылов «Мартышка и очки»
Литературное чтение
Цена полезной вещи
И.А.Крылов «Ворона и лисица»
Как не попасть в сети мошенника и не потерять своё имущество
Интегрирование материалов по финансовой грамотности в образовательную программу 4 класса (примерный вариант по программе «Школа России»)
Возрастная группа
4 класс
Предмет
Тема ,заявленная в программе по предмету
Математика
Математика
Занятия по финансовой грамотности
Математика вокруг нас
Окружающий мир
Закрепление темы «Умножение и деление»
Зачем семье вести бюджет
Личные деньги
Основной закон России
Окружающий мир
Когда берешь в долг
Итоговое занятие по теме «Родной край»
Окружающий мир
Путешествие по России
Что такое страхование
Технология
Как пользоваться банковской картой
Человек и информация
Технология
Где можно делать покупки
Реклама и маркетинг
Технология
Технология
Всегда ли можно верить рекламе
Переплетные работы
Аксессуары одежды
Литературное чтение
Привлекательное дело
Драгоценные камни, их стоимость
Е.Велтистов «Приключения Электроника»
Литературное чтение
Литературное чтение
Выгодно ли иметь робота-помощника
В.Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»
Что такое патент и как его получить
Как рационально использовать время
ДЛЯ ВСЕХ СОТРУДНИКОВ CONTOSO
- Развитие финансовой грамотности младших школьников на уроках математики осуществляется через формирование элементарных представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы.
Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках математики
• анализировать свои потребности;
Учащиеся, чтобы понимать, для чего им нужны экономические знания, должны уметь:
• выделять основные и особые потребности;
• определять источники удовлетворения различных потребностей;
• пользоваться деньгами;
• определять источники доходов и расходов;
• объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
• совершать элементарные покупки в магазине;
• анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
- На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения.
Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках окружающего мира
- Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности. УМК «Школа России» предусматривает изучение таких тем, как «Для чего нужна экономика», «Что такое деньги», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Экономика и экология». Особое место при формировании экономических понятий у учащихся следует уделять экономии ресурсов. Для этого необходимо продумывать расходы.
Формирование финансовой грамотности младших школьников на уроках технологии
- Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности.
Опыт работы МАОУ «Школа №1 имени В.И.Муравленко» по формированию финансовой грамотности школьников
- МАОУ «Школа №1 имени В.И.Муравленко» участвует в вебинарах, веб-конференциях по ФГ
- наши ученики регулярно участвуют во всероссийских онлайн-олимпиадах, викторинах по ФГ
- учителя и учащиеся школы периодически проходят онлайн-тестирование по ФГ
Литература
- Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. М.: ЦИПСиР, КНОРУС, 2012.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (от 8 апреля 2015 г.). / [Электронный ресурс]: http://fgosreestr.ru
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 317 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный №15785).
- Финансовая грамота для школьников / А. Горяев, В. Чумаченко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.azbukafinansov.ru/ .
- Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA-2012). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_pub.htm