Доклад : «Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации»
Экономическое воспитание дошкольников это новое направление в дошкольной педагогике, полностью не исследованное.
Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в
магазине, в 4-7 лет дети могут иметь карманные деньги. При этом многие
родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих
подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в
решении этих проблем.
Среди исследователей, психологов, педагогов не существует единого
взгляда на стандарты обучения финансовой грамотности. Большинство из
них считают, что обучение финансовой грамотности целесообразно начинать
в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной
экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо
быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических
знаний необходимо начинать уже в детском саду, так как дошкольное
детство – это начальный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим
людям.
Что такое финансовая грамотность для дошкольника? ( ответы)
Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Актуальность данной темы заключается в формировании важных привычек в финансовой сфере, начиная заниматься этим с раннего возраста в будущем можно избежать многих ошибок. Именно с детства закладываются способности по управлению финансами, что в будущем влияет на материальное благополучие ребенка. В период дошкольного детства под финансовой грамотностью можно понимать бережное, рациональное и деловитое отношение в простых обменных операциях, здоровой оценке результатов любого труда (товары или деньги), верное представление у дошкольника о финансовом мире, которое в дальнейшем поможет стать успешным и самостоятельным человеком, который принимает взвешенные и грамотные решения в будущем.
Цель:
Помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением.
3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей.
4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями).
5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
Решение данных задач поможет дошкольникам в дальнейшем выработать такие навыки и умения, а также личностные качества как: — уважение к людям, которые умеют трудиться и зарабатывать честно; — ценить и понимать предметный окружающий мир (как результат труда людей); — осознать понятия и их взаимосвязь «труд — продукт — деньги», а также «стоимость продукта, которая зависит от качества»; — видеть красоту человеческого творения; — развитие бережливости, экономности рациональности и трудолюбия и как следствие — честность, щедрость, отзывчивость, благородство, сочувствие, оценивать средства и способы выполнения желаний и корректировать собственные потребности; — уметь применять полученные умения и навыки в жизни.
Следует отметить, что образовательная деятельность в дошкольной организации должна обеспечивать развитие мотивации, личности и охватывать все пять образовательных областей.
Познавательное развитие. Осуществляется через исследование дошкольников мира вокруг и самого себя, включая социальную и финансовую сферы. Предполагает развитие творческой активности детей, их воображения, формирование первичных представлений о свойствах и об объектах окружающего мира (цвет, форма, материал, размер, количество, время и пространство и др.), а также основных понятиях (сбережения, экономия, деньги и др.).
Социально-коммуникативное развитие. Усвоение дошкольником ценностей и норм, которые приняты в обществе, в частности тех, которые связаны с отношением к семейным и личным финансам, что способствует формированию позитивных установок к различным видам творчества и труда.
Речевое развитие. Способствует социализации дошкольника в мире взрослых финансовых отношений. Благодаря речи ребенок овладевает средствами и способами взаимодействия с окружающими людьми.
Физическое развитие. Благодаря физической активности совершенствуется двигательная деятельность детей, координация, равновесие, мелкая и крупная моторика, представление о различных видах спорта (формируются полезные привычки).
Художественно-эстетическое развитие. В процессе обучению основам финансовой грамотности один из важнейших компонентов, предполагает формирование эстетического отношения к окружающему миру, включая сферы труда, быта и общественной жизни.
В период дошкольного детства именно исследовательская познавательная деятельность, игра и общения являются значимыми и ведущими.
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки..
Методы
Образовательная деятельность с воспитанниками включает в себя следующие методы и приемы работы: непосредственная образовательная деятельность, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Логические задачи, задачи-шутки.. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Проводятся экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
Таким образом, образовательная деятельность по направлению ранней финансовой грамотности может разворачиваться не только в форме, регламентированной образовательной и совместной образовательной деятельности, но и продолжаться в самостоятельной деятельности дошкольников в специально организованной развивающей среде.
Варианты объектов РППС по ранней финансовой грамотности:
деньги, нарисованные детьми;
картотека загадок;
книги художественные и научно-популярные, комиксы;
аудиотека;
альбом: пословицы и поговорки в картинках;
медиатека из презентаций;
медиатека интерактивных игр;
медиатека мультфильмов;
альбомы об одной профессии или нескольких схожих профессиях;
карточки о профессиях;
дидактические игры;
кроссворды;
ребусы;
лабиринты тематические;
игры-путешествия;
банковские карты;
ненастоящие деньги;
банкомат;
альбом «Эволюция денег»;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
Работа с родителями
Эффективная педагогическая деятельность ДОО по изучению основ финансовой грамотности возможна только в том случае, если в этот процесс активно включаются родители.
Семья – это реальная экономическая среда, в которой живет ребенок. Повседневный труд взрослых, заботы о «хлебе насущном», достаток, или наоборот нехватка денег. Дети включены в эти реальные жизненные ситуации постоянно. Тогда как в детском саду деятельность детей построена на игре. Дети здесь тоже «покупают», но это игра, которая закрепляет опыт, полученный в семье. Все начинается с семьи, так как в ней формируется детское мировоззрение, приобретается опыт. Поэтому для сотрудничества планируется работа с родителями:
- проведение родительских собраний: «Дети и деньги», «Семейный бюджет и ребенок», «Как подготовить ребенка к разумному обращению с деньгами»;
- анкетирование, консультации, памятки, советы психолога;
- рекомендации для родителей по финансово-экономическому воспитанию детей в семье.
Приобщая дошкольников к экономике, формируя у них финансовую грамотность, родители должны помочь детям стать самостоятельными, научить ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Впоследствии дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды.
Работу по экономическому воспитанию дошкольников важно вести последовательно и систематически, только тогда детский сад совместно с семьёй сможет заложить азы экономического воспитания ребёнка, подготовить его к дальнейшей, взрослой жизни.
Литература: Антонова Ю. «Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2017. — 56 с.: ил. Ульева Е. «Откуда берутся деньги?» Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов: Феникс, 2018. — 45 с.