СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование финансовой грамотности у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах.

Просмотр содержимого документа
«Формирование финансовой грамотности у младших школьников»

СЛАЙД 1

«Формирование финансовой грамотности у младших школьников».

Слайд 2

Цели усиления финансовой грамотности школьников

В последние годы выявились серьезные недоработки школьного образования в экономическом воспитании школьников.

• Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат.

• Именно экономическим невежеством населения объясняются многие финансовые проблемы, с которыми сталкиваются заемщики, взявшие так называемые микрокредиты, участие в финансовых пирамидах.

• Массовое неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить все и сразу приводит к многочисленным кредитам, которые невозможно выплатить.

• Желание быстро обогатиться без приложения усилий ведет к участию населения в различных лотереях.

• Все это делает актуальным введение задач формирования экономической грамотности в программы различных школьных предметов, как важного элемента воспитания подрастающего поколения.

Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.

Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.

СЛАЙД 3

Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», прошли, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».

Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги.

Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Все мы не раз присматривались к поведению и прислушивались к разговорам своих учеников на данную тему. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. Создаётся впечатление, что дети не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги.

Таким образом, необходимо повышать уровень финансовой грамотности в школах .Это обусловлено тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.

СЛАЙД 4

На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что эта тема изучения является новой и непривычной. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»

СЛАЙД 5

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения.

СЛАЙД 6

Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность или, проще говоря,умение рационально распоряжаться финансами.

СЛАЙД 7

Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы.


Вода – важный ресурс человечества, без которого немыслима жизнь на Земле. Увы, загрязнение воды приносит необратимые последствия. Дефицит воды уже достаточно ощутим. Важно уже с начальных классов формировать у учащихся стремление беречь и экономить воду. Для этого можно использовать разнообразные математические задачи.

«Один человек в день расходует примерно 500 литров воды

В нашем посёлке примерно 5000 человек. Сколько литров воды расходуется за сутки?»

«Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 литров воды в сутки. В школе дети оставили плохо закрученными четыре крана. Сколько литров воды было растрачено в течение двух выходных дней?»

Решение данных задач способствует не только развитию вычислительных навыков, но и способствует умению экономить воду и беречь ее.



СЛАЙД 8

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения.

На уроках РЯ также можно знакомить детей с финансовой грамотностью.


СЛАЙД 9

Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии. На уроках русского языка часто встречаются пословицы, предлагаю учащимся следующую работу. Первая часть пословицы в одной колонке, вторая часть – в другой.

Задание: прочитать начало пословицы, найти смысловой конец, установить связь с экономикой и экологией. В каких пословицах говорится о времени?

Труд человека кормит,

а трудами.


Мал золотник,

лучше большого безделья.

Готовь сани летом,

один отрежь.


Не сиди сложа руки,

тем больше дров.

Назвался груздем,

пригодиться напиться.

Маленькое дело,

да дорог.

Семь раз отмерь,

полезай в кузов.

Жизнь измеряется не годами,

не будет скуки.

Чем дальше в лес,

а лень портит.

Не плюй в колодец,

а телегу зимой.



СЛАЙД 10

Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности.

В 3-4 классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта.


Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

Участие в различных конкурсах помогает формировать финансовую грамотность детей.

СЛАЙД 11.

(Олимпиады по финансовой грамотности и предпринимательству на УЧИ.Ру.)

СЛАЙД12.

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах

СЛАЙД 12.

Спасибо за внимание.