СЛАЙД 1
«Формирование финансовой грамотности у младших школьников».
Слайд 2
Цели усиления финансовой грамотности школьников
В последние годы выявились серьезные недоработки школьного образования в экономическом воспитании школьников.
• Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат.
• Именно экономическим невежеством населения объясняются многие финансовые проблемы, с которыми сталкиваются заемщики, взявшие так называемые микрокредиты, участие в финансовых пирамидах.
• Массовое неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить все и сразу приводит к многочисленным кредитам, которые невозможно выплатить.
• Желание быстро обогатиться без приложения усилий ведет к участию населения в различных лотереях.
• Все это делает актуальным введение задач формирования экономической грамотности в программы различных школьных предметов, как важного элемента воспитания подрастающего поколения.
Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают — деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному использованию денег.
Фактически современные школьники выросли вместе с рыночной экономикой, которые, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадываются о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами.
СЛАЙД 3
Времена, когда главенствовала поговорка «Не в деньгах счастье», прошли, теперь актуальна другая – «Не в деньгах счастье, а в их количестве».
Да, дети, как и взрослые, полюбили деньги. Ребенок растет и поначалу с недоверием, а потом с удивлением обнаруживает, что очень многое из желаемого можно получить за, казалось бы, ничем не приметные бумажки, имя которым деньги.
Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Все мы не раз присматривались к поведению и прислушивались к разговорам своих учеников на данную тему. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги. Ребята целый день носятся с этими деньгами, озадаченные тем, на что бы их потратить. Они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. Создаётся впечатление, что дети не имеют представления о том, как можно расходовать деньги, а с другой стороны – что они не знают цену деньгам, не понимают, как зарабатываются деньги.
Таким образом, необходимо повышать уровень финансовой грамотности в школах .Это обусловлено тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Современная начальная школа обучает детей всему: читать, писать, считать, но не готовит к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.
СЛАЙД 4
На современном этапе внедрения курса финансовой грамотности в школы перед учителями возникает много вопросов в связи с тем, что эта тема изучения является новой и непривычной. Один из вопросов: «Какие формы деятельности можно применять на этапах формирования финансовой грамотности? Какие формы проведения мероприятий стоит выбрать?»
СЛАЙД 5
Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, окружающего мира и литературного чтения.
СЛАЙД 6
Особую роль в решении этой задачи призвана решать математика, в курсе которой поэтапно формируется финансовая грамотность или, проще говоря,умение рационально распоряжаться финансами.
СЛАЙД 7
Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы.
Вода – важный ресурс человечества, без которого немыслима жизнь на Земле. Увы, загрязнение воды приносит необратимые последствия. Дефицит воды уже достаточно ощутим. Важно уже с начальных классов формировать у учащихся стремление беречь и экономить воду. Для этого можно использовать разнообразные математические задачи.
«Один человек в день расходует примерно 500 литров воды
В нашем посёлке примерно 5000 человек. Сколько литров воды расходуется за сутки?»
«Один плохо закрытый кран приводит к потере 20 литров воды в сутки. В школе дети оставили плохо закрученными четыре крана. Сколько литров воды было растрачено в течение двух выходных дней?»
Решение данных задач способствует не только развитию вычислительных навыков, но и способствует умению экономить воду и беречь ее.
СЛАЙД 8
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения.
На уроках РЯ также можно знакомить детей с финансовой грамотностью.
СЛАЙД 9
Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии. На уроках русского языка часто встречаются пословицы, предлагаю учащимся следующую работу. Первая часть пословицы в одной колонке, вторая часть – в другой.
Задание: прочитать начало пословицы, найти смысловой конец, установить связь с экономикой и экологией. В каких пословицах говорится о времени?
Труд человека кормит, | а трудами. |
Мал золотник, | лучше большого безделья. |
Готовь сани летом, | один отрежь. |
Не сиди сложа руки, | тем больше дров. |
Назвался груздем, | пригодиться напиться. |
Маленькое дело, | да дорог. |
Семь раз отмерь, | полезай в кузов. |
Жизнь измеряется не годами, | не будет скуки. |
Чем дальше в лес, | а лень портит. |
Не плюй в колодец, | а телегу зимой. |
СЛАЙД 10
Уроки окружающего мира в начальной школе дают больше возможностей включать элементы финансовой грамотности.
В 3-4 классах возникает потребность участия в проектной деятельности. Исследования, проводимые на занятиях по финансовой грамотности, а также самостоятельно, могут быть представлены в виде защиты проекта.
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.
Участие в различных конкурсах помогает формировать финансовую грамотность детей.
СЛАЙД 11.
(Олимпиады по финансовой грамотности и предпринимательству на УЧИ.Ру.)
СЛАЙД12.
«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах
СЛАЙД 12.
Спасибо за внимание.