СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование фонематических процессов – основной этап при обучении чтению». Информационно-практическая газета для родитетей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационно-практическая газета для родитетей. Тема выпуска: «Формирование фонематических процессов – основной этап при обучении чтению».

Содержание выпуска:

1.Теоретические знания - родителям: Развитие фонематических процессов как основное условие обучения грамоте.

2. Практическая мастерская. Игры с детьми.: Игровые упражнения для развития фонематических процессов.

3. Методическая азбука для родителей от А до Я.: Часть I «от А до И»

Просмотр содержимого документа
««Формирование фонематических процессов – основной этап при обучении чтению». Информационно-практическая газета для родитетей.»

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ  ГАЗЕТА  для РОДИТЕЛЕЙ СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ Тема выпуска : «Формирование фонематических процессов – основной этап при обучении чтению». Составители: Макарова Екатерина Николаевна, логопед. Киселева Ирина Валентиновна, воспитатель. МДОУ «Детский сад № 218», г.Ярославль

ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА для РОДИТЕЛЕЙ

СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ

Тема выпуска :

«Формирование фонематических процессов – основной этап при обучении чтению».

Составители:

Макарова Екатерина Николаевна, логопед.

Киселева Ирина Валентиновна, воспитатель.

МДОУ «Детский сад № 218», г.Ярославль

Содержание выпуска: Теоретические знания - родителям Развитие фонематических процессов как основное условие обучения грамоте.  Практическая мастерская. Игры с детьми. Игровые упражнения для развития фонематических процессов.  Методическая азбука для родителей от А до Я. Часть I «от А до И»  Тема следующего номера: «Рекомендации родителям по закреплению с детьми полученных логопедических навыков»

Содержание выпуска:

Теоретические знания - родителям

Развитие фонематических процессов как основное условие обучения грамоте.

Практическая мастерская. Игры с детьми.

Игровые упражнения для развития фонематических процессов.

Методическая азбука для родителей от А до Я.

Часть I «от А до И»

Тема следующего номера:

«Рекомендации родителям по закреплению с детьми полученных логопедических навыков»

Теоретические знания – родителям Развитие фонематических процессов, как основное условие обучения грамоте. Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением,  письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте. Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово:

Теоретические знания – родителям

Развитие фонематических процессов, как основное условие обучения грамоте.

Звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии, а, следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением,  письмом и в целом служит непременным условием обучения грамоте.

Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи; другими словами, это речевой слух.

Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт к появлению стойких ошибок  при овладении письменной речью. Само по себе это не пройдёт, необходимы специальные коррекционные занятия.

Фонематическое восприятие – это способность различать звуки  речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове  МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» К 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, должно быть сформировано фонематическое восприятие.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова "кар-ти-на" - "ти-ти-та"), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Звуковой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

Ребёнок, общаясь с взрослыми, постепенно усваивает артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; учится различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и  определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения.  В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, большое значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют:

·        слух и фонематическое восприятие;

·        моторика речевого аппарата, т.е. подвижность органов речи.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет  то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково, например: сами-сани, почка-бочка, лиса (животное) - леса (мн. число слова лес).

Игровые упражнения для развития

фонематических процессов.

  • Первый уровень — узнавание неречевых звуков Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. 

Практическая мастерская.

Игры с детьми.

1.Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать — что это звучало?  2.Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.  3.Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...  4.Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.  5.Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например — два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.  

* Второй уровень — различение звуков речи по тембру, силе и высоте 1.Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать — кто говорит.  2.Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры — «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает — близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает — далеко.  3.Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант — ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса. 

* Третий уровень — различение сходных по звучанию слов 1.Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.  2.Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка — хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения. 

* Четвертый уровень — различение слогов  1.Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.  * Пятый уровень — различение звуков  1. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр...   Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает. * Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза  1.Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.   2.Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине. 

* Четвертый уровень — различение слогов 1.Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант — предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове. 

* Пятый уровень — различение звуков 1. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит — зззз, ветер дует — сссс, жук жужжит — жжжж, тигр рычит — рррр...  Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

* Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза 1.Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.  2.Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант — заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине. 

Методическая азбука для родителей

А

Артикуляционная гимнастика — система упражнений для речевых органов, которая рекомендуется логопедом.

Артикуляция — положение и деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок), необходимых для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

Б

Быстрота — способность осуществлять движения с опре­деленной скоростью благодаря подвижности нервных про­цессов. Точность, быстрота переключения с одного движе­ния на другое при выполнении речевой гимнастики зависит от степени сформированности артикуляционных навыков.

В

Внимание — произвольная или непроизвольная направ­ленность и сосредоточенность психической деятельности. Для освоения артикуляционной гимнастики необходимо внимание, поддержание которого требует интеллектуаль­ной и волевой активности ребенка.

Воля — способность ребенка действовать в соответствии с поставленной целью, преодолевая при этом внутреннее со­противление. Речевая гимнастика при многократном пов­торении упражнений требует от ребенка волевых усилий. Преодолеть внутреннее сопротивление поможет игра, за­нимательный материал.

Г

Гимнастика — система физических упражнений, вклю­чающая различные комбинации движений с определенной амплитудой, скоростью и темпом, а также дозированным мышечным напряжением. Детям с нарушениями речи реко­мендуется как гигиеническая, так и артикуляционная гим­настика.

Голос — является одним из компонентов речи, вместе с дыханием и артикуляцией он служит речеобразованию. Основными характеристиками голоса являются сила, высо­та, тембр. Родители и педагоги должны знать основные правила охраны детского голоса.

Д

Дыхание (речевое). Дыхание в процессе речи отличается от физиологического интенсивным вдохом через рот и более медленным (в 8-10 раз длиннее вдоха) выдохом. Число ды­хательных движений во время речи сокращается с 16-18 до 8-10 в минуту.

Дыхательная гимнастика — система упражнений, на­правленных на развитие дыхания, в том числе - и речевого. В работе с детьми нередко рекомендуется сочетание ды­хательной гимнастики и речевой.

Е

Единица речи — слово, словосочетание, фраза, естествен­но вычленяющиеся из потока речи. Качество членораздель­ной речи зависит от произношения звуков (звуковых еди­ниц), правильной их артикуляции.

Ж

Желание — особая форма активности ребенка, стремяще­гося удовлетворить осознанную им потребность. Желание многократно выполнять артикуляционные упражнения можно вызвать и поддержать у детей с помощью логопеди­ческих сказок, игровых действий, наглядного материала.

З

Звук речи — элемент произносимой речи, образуемой с по­мощью органов речи. Правильная артикуляция звуков речи обеспечивает ее членораздельность и чистоту.

Запоминание — психический процесс запечатления ин­формации в памяти. В процессе речевой гимнастики дети запоминают артикуляционные движения, позиции, артику­ляционные уклады звуков речи. Процессу освоения правиль­ного звукопроизношения способствуют короткие занятия в занимательной форме.

И

Игра — один из видов деятельности, является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В игре создаются наиболее благоприятные условия для освоения правильного звукопроизношения. Логопедичес­кие сказки, игровой, занимательный материал способны поддерживать интерес, желание детей выполнять артику­ляционные упражнения. Применение игры является од­ним из условий результативности формирования артику­ляционных умений и навыков. В использовании игровых приемов следует учитывать индивидуальные особенности и интересы ребенка.

Спасибо за внимание

Спасибо

за

внимание