Просмотр содержимого документа
«Формирование фонетико-фонематического компонента как основа развития речи дошкольника»
Тема: «Формирование фонетико-фонематического компонента как основа развития речи дошкольника»
ЦЕЛЬ:
Активизация, развитие и коррекция речевой деятельности ребенка, имеющего нарушения речи.
ЗАДАЧИ
- Анализ и изучение научно-теоретической литературы по данной проблеме;
- Изучение логопедического статуса детей, дошкольного возраста;
- Исследование состояния фонетико-фонетического компонента речи;
- Разработка коррекционных методов и приемов, игр и упражнений, технологий, воздействующих на развитие фонетико- фонетического строя речи для более эффективного ее исправления;
- Применение коррекционно – развивающих, здоровьесберегающих технологий по формированию ФФК в работе с детьми, посещающих логопункт;
- Выработка единой педагогической тактики и стратегии по совместной работе с педагогами в условиях логопункта.
- Консультирование родителей, проведение просветительской работы среди них;
- Консультирование педагогов, воспитателей.
Психологический портрет ребенка, посещающего логопункт
- Отличие от нормы по показателям физического и нервно- психического развития;
- Недоразвитие фонетико-фонематической стороны языка;
- Эмоциональная возбудимость;
- Двигательное беспокойство;
- Неустойчивость и истощаемость нервных процессов;
- Легкая возбудимость;
- Отсутствие длительных волевых усилий;
- Отставание в развитии двигательной сферы (особенно на фоне проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов), двигательная неловкость, малые объемы движений, недостаточная переключаемость;
- Часто дети возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы)
- Часто заторможены (скованные и инертны);
- Недостаточная координация пальцев рук (особенно у детей с дизартрическим компонентом).
Структурные компоненты речевой системы
Речевая система
Фонетико-фонематический компонент
Лексико-грамматический компонент
Семантический компонент
Связная речь
Структура фонетико-фонематической стороны речи
ФФК
Звуко
произношение
Слоговая
структура
Фонематическое
восприятие
З вукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.
В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка.
Слоговая структура слова – (А.К.Маркова) это умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации; слоговая структура слова представляет собой кинетическую артикуляционную программу; на усвоение этой программы влияют те компоненты, которые содержатся в самой слоговой структуре.
- Характеристики слоговой структуры слова :
- - ударность;
- - количество слогов в слове;
- - линейная последовательность слогов;
- - модель самого слога (строение).
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию).
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье.
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонетико-фонематического компонента.