СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование фонетико-фонематического компонента как основа развития речи дошкольника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое фонетико-фонематический компонент и каким образом необходимо формировать этот компонент для активизации, развития и коррекции  речевой деятельности ребенка, имеющего нарушения речи.

Просмотр содержимого документа
«Формирование фонетико-фонематического компонента как основа развития речи дошкольника»

Тема: «Формирование фонетико-фонематического компонента как основа развития речи дошкольника» ЦЕЛЬ:   Активизация, развитие и коррекция речевой деятельности ребенка, имеющего нарушения речи.

Тема: «Формирование фонетико-фонематического компонента как основа развития речи дошкольника»

ЦЕЛЬ:

Активизация, развитие и коррекция речевой деятельности ребенка, имеющего нарушения речи.

ЗАДАЧИ Анализ и изучение научно-теоретической литературы по данной проблеме; Изучение логопедического статуса детей, дошкольного возраста; Исследование состояния фонетико-фонетического компонента речи; Разработка коррекционных методов и приемов, игр и упражнений, технологий, воздействующих на развитие фонетико- фонетического строя речи для более эффективного ее исправления; Применение коррекционно – развивающих, здоровьесберегающих технологий по формированию ФФК в работе с детьми, посещающих логопункт; Выработка единой педагогической тактики и стратегии по совместной работе с педагогами в условиях логопункта. Консультирование родителей, проведение просветительской работы среди них; Консультирование педагогов, воспитателей.

ЗАДАЧИ

  • Анализ и изучение научно-теоретической литературы по данной проблеме;
  • Изучение логопедического статуса детей, дошкольного возраста;
  • Исследование состояния фонетико-фонетического компонента речи;
  • Разработка коррекционных методов и приемов, игр и упражнений, технологий, воздействующих на развитие фонетико- фонетического строя речи для более эффективного ее исправления;
  • Применение коррекционно – развивающих, здоровьесберегающих технологий по формированию ФФК в работе с детьми, посещающих логопункт;
  • Выработка единой педагогической тактики и стратегии по совместной работе с педагогами в условиях логопункта.
  • Консультирование родителей, проведение просветительской работы среди них;
  • Консультирование педагогов, воспитателей.
Психологический портрет ребенка, посещающего логопункт   Отличие от нормы по показателям физического и нервно- психического развития; Недоразвитие фонетико-фонематической стороны языка; Эмоциональная возбудимость; Двигательное беспокойство; Неустойчивость и истощаемость нервных процессов; Легкая возбудимость; Отсутствие длительных волевых усилий; Отставание в развитии двигательной сферы (особенно на фоне проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов), двигательная неловкость, малые объемы движений, недостаточная переключаемость; Часто дети возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы) Часто заторможены (скованные и инертны); Недостаточная координация пальцев рук (особенно у детей с дизартрическим компонентом).

Психологический портрет ребенка, посещающего логопункт

  • Отличие от нормы по показателям физического и нервно- психического развития;
  • Недоразвитие фонетико-фонематической стороны языка;
  • Эмоциональная возбудимость;
  • Двигательное беспокойство;
  • Неустойчивость и истощаемость нервных процессов;
  • Легкая возбудимость;
  • Отсутствие длительных волевых усилий;
  • Отставание в развитии двигательной сферы (особенно на фоне проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов), двигательная неловкость, малые объемы движений, недостаточная переключаемость;
  • Часто дети возбудимые (легко отвлекаются и нетерпеливы)
  • Часто заторможены (скованные и инертны);
  • Недостаточная координация пальцев рук (особенно у детей с дизартрическим компонентом).

Структурные компоненты речевой системы Речевая система Фонетико-фонематический компонент Лексико-грамматический компонент Семантический компонент Связная речь

Структурные компоненты речевой системы

Речевая система

Фонетико-фонематический компонент

Лексико-грамматический компонент

Семантический компонент

Связная речь

Структура фонетико-фонематической стороны речи ФФК Звуко произношение Слоговая структура Фонематическое  восприятие

Структура фонетико-фонематической стороны речи

ФФК

Звуко

произношение

Слоговая

структура

Фонематическое

восприятие

З вукопроизношение – процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы.

В основу работы по формированию звукопроизношения должна быть положена последовательная, поэтапная отработка всех звуков родного языка. 

Слоговая структура слова – (А.К.Маркова) это умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации; слоговая структура слова представляет собой кинетическую артикуляционную программу; на усвоение этой программы влияют те компоненты, которые содержатся в самой слоговой структуре.

  • Характеристики слоговой структуры слова :
  • - ударность;
  • - количество слогов в слове;
  • - линейная последовательность слогов;
  • - модель самого слога (строение).

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (фонематический слух близок по значению фонематическому восприятию).

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонетико-фонематического компонента.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении, в семье.

Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонетико-фонематического компонента.