«Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе»
Требования стандарта образования таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Кроме элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты, умения строить рассуждения и осуществлять простейшие арифметические действия необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для успешной адаптации в социуме, для профессионального роста.
В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности.
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Каковы критерии функционально грамотной личности? Какими качествами должен обладать младший школьник?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.».
Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности. Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные. Это залог успешной адаптации в обществе, а также профессионального роста.
На уроках русского языка я использую приемы , которые способствуют формированию функциональной грамотности, позволяют повысить мотивацию создать обстановку творческого поиска, активизации мыслительной деятельности.
Прием «Ошибкоопасное место» для формирования грамотного письма.
Данный термин вводится в первом классе на уроках обучения грамоте.
Привожу фрагмент урока , который я включила в свою практику.
Ребята!
− В русском языке есть «зеркальные» слова. Эти слова пишутся так, как мы их произносим: ДОМ, ДЫМ, ГРАБЛИ. Эти слова не дают поводов для ошибок. Попробуйте догадаться почему? В этих словах «не растут» ошибки, потому что в них ни один звук нельзя произнести иначе даже нарочно, играя. В этих словах каждая буква соответствует звуку. Давайте называть такие слова «зеркальными».
Но в русском языке гораздо больше «незеркальных» слов. В них не все звуки соответствуют буквам: ВОРОНА, БЕЖАЛА, СЕСТРА.
Посмотрим, можете ли вы отличить «зеркальные» слова от «незеркальных».
Играют две команды.
Учитель читает слова, первая команда поднимает флажки, если читается «зеркальное» слово, вторая команда – если «незеркальное»: ВОРОНА, КУСОЧЕК, ЕЛЬ, ЛИСА, СЫР, БЕЖАЛА, ДУХ, ГОЛУБУШКА, ХОРОША, ПЛУТОВКА.
− Попробуйте отгадать, из какого произведения взяты слова?
(И.А.Крылов, «Ворона и лисица»).
− Справились ли вы с заданием? Скорее всего, вы нашли не все «незеркальные» слова. Не огорчайтесь! Это действительно трудно, продолжим тренировки.
Игра – придумайте сами как можно больше «незеркальных» слов.
В русском языке много «незеркальных» слов, в которых могут «вырасти» ошибки. И от них не всегда спасает знание правил. Всё как будто знаешь, а ошибки «растут» как грибы после дождя. Видимо, нужно что-то ещё. А что же? Ответ на этот вопрос мы будем искать вместе.
Вспомните, кому нужна зоркость?
«Моряку», – скажете вы. – Ему нужно избежать столкновения с другим кораблём или, например, с айсбергом». Вы правы. «Ястребу», – скажете вы. – Ему необходимо издали видеть добычу». И вы опять окажетесь правы. «Охотнику, снайперу, пограничнику, разведчику». Тоже верно.
Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов» – очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. «А что же ещё?» – спросите вы.
Зорким бывает ещё и ум. Для того, чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах.
Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость.
В чём-то эти люди похожи на настоящих грибников.
Давайте вспомним, как собирают грибы. «Грибная удачливость» у всех разная. Одни возвращаются из леса с корзинками, донышки которых едва покрыты грибами, а у других корзины полны с верхом и оттягивают руки.
«Эта грибная удачливость» зависит от того, как люди собирают грибы. Одни ходят по лесу и ждут, когда грибы попадутся им на глаза. На их пути немалое количество грибов остаётся незамеченным. Другие старательно обшаривают каждый метр земли. Они тоже соберут немного грибов, так как потратят напрасно немалую часть времени. А третьи? Третьи знают, где любят расти грибы. И они находят их легко и быстро. «Грибное счастье» им улыбается.
Тем, кто хочет писать грамотно, нужно знать «грибные места» для ошибок. Сейчас мы придумаем для таких мест название. Место, где может возникнуть пожар, называют «огнеопасным». О месте, где может произойти взрыв, говорят, что оно «взрывоопасное». Теперь подумайте, как назвать место, где может возникнуть ошибка? Правильно! Это «ошибкоопасное» место. Все «ошибкоопасные места», включая незнакомые орфограммы, выделяются на письме зеленым цветом. Так ребенок учится видеть орфограмму.
Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости учащихся:
1. Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные:
мосты, река, столы, дрозды.
2. Подбери к данным словам слова с безударной гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных:
кόсы – к…са стрάны – стр…на
нόры – н…ра трόпы – тр…па
3. Среди данных слов найди проверяемое и проверочное слово:
гора, горы, горняк, гористая, пригорок
4. Игра «Спрячь ь в середину слова»:
день – деньки
пень – пеньки
Докажи, почему в словах деньки и пеньки написали безударную гласную е (потому что в словах день и пень под ударением пишется гласная е).
5. Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенную букву»:
п…ля, м…ря, сл…ды.
Объясни, почему вставил такие буквы.
6. Найдите в словах «ошибкоопасные» места для согласных в середине слова.
Пташка, бумажка, резьба, косьба, ходьба, молотьба, ползти, везти, нести, наводчик, пулеметчик.
7. Прочитайте предложение, а затем запишите из по памяти. Подчеркнуть изученные орфограммы.
У Маришки и Серёжки есть коврижки и лепешки.
У хорошей сказки счастливая развязка.
8.Упражнения на списывание.
Подчеркнуть «ошибкоопасные» места:
Грачи строят гнёзда
В марте снег осел. Из-под снега побежали струйки воды. В рощах шум и гам. Прилетели в родные места грачи. Птицы на голых сучьях и ветках стали строить гнёзда. В крепких клювах они носят прутики, веточки, мох.
9 . Выборочный диктант.
Записать только слова с безударной гласной в корне, рядом написать проверочное слово.
Пришла радостная весна. Весеннее солнышко ярко светит и греет землю. Весело бегут ручейки. Мальчишки пускают кораблики. Уже летят перелётные птицы. На деревьях зазеленели молодые листочки.
Прием «Лови ошибку» для формирования грамотного письма.
Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
А вот пример применения приёма «Лови ошибку» для создания проблемной ситуации. Например, на уроке при изучении темы «Удвоенные согласные» дети выполняют классификацию слов по типу орфограммы:
Беззаботный, коллективный, морковь, группа, Анна, аккуратный, лесной, осенний, дорога, конный, морской, улица, гнездо.
Слова «беззаботный», «осенний» и «конный» некоторыми детьми будут включены в группу удвоенные согласные в корне. Если это первый урок по теме, то возникает проблема: в каких же случаях пишутся удвоенные согласные? А если это этап первичного закрепления, то выявляются недочеты в усвоении темы.
Или Упражнение. Исправь ошибки.
Наступила долгожданный весна. Из-за далекой синей моря прилетели ласточки. И поют они свои веселая песни про чужая края. Птицы начали вить гнезда в саду и соседняя лесу.
Данное упражнение помогает отработать согласование морфологических признаков прилагательных и существительных .
В этом тексте 22 ошибки!
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
В этом тексте 21 ошибка! Найди их!
Вгнизде пищят грочята. Птинцы сутра просят есть. весь ден грочи ищют пищю для молышей. Вот свежоя пашня. грачи ходят по ней и вы бирают чирвяков для сваих дитей. малышы будут сыты.
ОРЁЛ И КОШКА
На дваре играла кошка с катятами. Вдрук с вышины бросился огромный орёл. Орёл схвотил катенка. Мать кошка быстро вципилась в орла. Орёл бросил котенка и стал боротся с кошкой. Он рвал кактями тело кошки и выкливал ей один глас. Кошка храбра баролась с орлом. Она пирикусила ему крыло. Патом кошка зделала ловкий прыжок и пирикусила орлу горло.
Так кошка спосла своего катёнка.
Прием «Проблемная ситуация»
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность. Прием побуждает ребенка самостоятельно искать выход из затруднения.
Например, на уроке предстоит познакомиться с понятием «омофоны» (о чем дети не знают). Ребята получают задание:
- Вставьте пропущенные буквы парных согласных, подобрав проверочные слова:
Лу.., пиро.., ко.., горо.., пру.., клю.., пру…, овра.., коро.., ко.., арбу.., лу.., обо…
Проблема: некоторые слова написаны дважды. Почему?
Оказывается, некоторые слова пишутся по-разному, хоть произносятся и слышатся одинаково и называются «омофонами».
- Сложные слова.
Предлагается выделить корень в слове «носорог». В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах
Прием «Ассоциации»
Важным элементом в формировании грамотного письма является словарная работа и работа над ошибками. Словарная работа ведётся ежедневно и строится на ассоциациях, которые ребята подбирают по ходу работы над словарными словами.
Суть этого приема в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и будет непроизвольно всплывать. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Со временем навык сокращается, и запоминаемое слово легко вспоминается уже без придуманного образа.
В своей работе при изучении словарных слов использую фонетические (звуковые) ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову. Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ. Например, пассажир – пассажир берет билет в кассе, улица – на улице встречаю знакомые лица, запад – на западе солнце падает.
Интересным является упражнение «В слове спряталось другое слово». Например, горизонт – гори, зонт, облако – на облаке лак, пловец – пловец плывет в плове. Детям предлагается нарисовать свой фантастический сюжет.
На практике, при обучении грамотному письму, я прошу детей привлечь аудиальную подсказку. Это значит связать слово с другим, которое всегда на слуху, легко запоминается, а самое главное имеет схожее звучание со словарным словом. Например, Петя петушок; мёд для медведя; у Сони собака; у Маши машина; Костя в костюме. Любой учитель имеет в своём арсенале множество таких слов-помощников.
Часто использую на своих уроках графические ассоциации – мнемотехнику (по схожести изображения).
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие упражнения как ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации, то есть, суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
Словарное слово: капуста
Ассоциативный образ: заяц (заяц любит кушать капусту)
Общий признак: назначение, цепь питания
Ударный гласный: А – в слове «заяц» под ударением
Способ «вхождения» в урок - прием «Отсроченная отгадка»
До объявления темы предлагаю необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь. Этот прием рассматривается как создания проблемной ситуации на уроке.
Например, Изучая тему «Словообразование», читаю стихотворение:
Чудак-математик в Германии жил.
Он булку и масло случайно сложил.
Затем результат положил себе в рот.
Вот так человек изобрёл бутерброд.
Вопрос классу: С какой темой соотносятся эти слова? У учащихся возникают версии самые невероятные
- Изучая тему фразеологизмы, ребятам необходимо «Разгадай ребус».
Разгадаешь ребус – узнаешь тему урока Удачи!
Бить баклуши
Приемы «Удивляй!» и «Яркое пятно» - приемы, повышающие познавательный интерес к изучаемой теме и активизирующие мыслительную деятельность ребенка.
Приемы лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.
Например, дети уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:
- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)
- Тема «Звуки и буквы»
Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
- Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.
А И Ж М Н Щ Ы У Д О
Одни в группу сестры, вторые - брата.
- Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?
- Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата?
Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?
6. Приём «Да - нет»
- Этот игровой приём способен увлечь и маленьких, и взрослых. Можно использовать на уроках русского языка и литературы. Загадывается литературный герой, ученики, пытаясь найти ответ, задают вопросы. На них можно ответить только словами «да» - «нет». Вывод делают дети.
На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это самостоятельная часть речи? - да;
Она обозначает признак предмета? – нет;
Эта часть речи склоняется? – да;
Это самая многочисленная часть речи? – да.
Ребята делают вывод, что это существительное.
7 Прием «Ложная альтернатива»
Лжезагадка - загадка, использующая прием "ложная альтернатива". Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Для объяснения понятия детям предлагается отгадать две аналогичные загадки (одна обычная, другая - "лже-") и сравнить их.
Кто написал "Мойдодыр" - Маршак или Михалков?
Кто написал "Мойдодыр" - Маршак или Чуковский? (В первом случае - лжезагадка)
Предлагаю вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Столица России - Москва или Минск?
В слове слон 3буквы или 5?
Звук А звонкий или глухой?
Приём «Живые буквы»
- Даю группе слово, по сигналу дети берут буквы и выстраиваются в нужном порядке.
Вот буквы. Кто желает их оживить?
К Ш У А Т
- А ну-ка, буквы, станьте в ряд!
Я командир, вы мой отряд!
- Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждет!
«Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?»
- Какое слово нашли?
Варианты: шутка, утка, шут, туша, так, тушка.
Делят его на слоги, называют ударный слог, можно сделать звуковой анализ слова.
- Садитесь буквы гласных звуков!
- Садись буква, которая обозначает согласный, глухой, всегда твердый звук!
- Садитесь буквы, обозначающие согласные, глухие, парные звуки!
Приём «Я беру тебя с собой»
Этот прием - один из наиболее универсальных приемов. При его использовании знания не просто транслируются ученикам, а добываются учениками благодаря самостоятельной работе. «Я беру тебя с собой» напоминает занимательную игру и рекомендован к использованию во время повторения изученного материала. Он подходит для проведения разминки на уроке.
Учитель загадывает признак, по которому будет собрано множество объектов. Задача класса угадать этот признак. Для этого они называют разнообразные предметы, а учитель говорит, возьмет ли он их с собой или нет. Игра продолжается, пока кто-то из учеников не догадается, какой признак объединяет все «взятые» предметы.
Например,
У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой морковку. А что у вас?
Д: Я беру с собой капусту.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру апельсин.
У: Я не беру тебя с собой.
Д: Я беру мандарин.
У: Я беру тебя с собой.
Д: А я беру с собой малину.
У: Я беру тебя с собой.
Д: Вы берете все предметы, чье название начинается с буквы «М»?
У: Да! Итак, по какому имени признака мы собирали объекты?
Д: Он начинается с буквы «М»?
У: А кто иначе поставит вопрос, чтобы на него можно было ответить: «начинается с буквы «М»»?
Д: С какой буквы начинается?
У: Согласна. Итак, имя признака здесь – первая буква слова, обозначающего наш предмет.
Прием «Добавь следующее»
Хороший приём, который нацелен на развитие речи и памяти младших школьников. Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д.
Дети придумывают слова на тему «Школа»
1.Парта.
2.Парта, доска.
3. Парта, доска, мел и т.д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.
9.Прием «Рюкзак» - Прием рефлексии изучения учебного материал.
Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Цель этого приема: ученик должен понять и зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания умения по данной теме).
Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».
Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности
Приёмы «Чтение с остановками» и «Своя опора»
Сейчас, вам предлагается поработать в группах.
Правила работы в группе:
перед работой нужно договориться, кто, что будет делать;
не говорить всем сразу;
стараться понять друг друга;
смотреть на говорящего;
возражая или соглашаясь с другим, обращаться лично к говорящему.
Задание 1: Прочитать рассказ-быль «Косточка» Л.Н.Толстого, составить схему к рассказу.
- Зачем мать пересчитала сливы? Почему сказала отцу о том, что одной не хватает?
- Как поступил отец Вани?
- Чем мальчик выдал себя?
– Почему Ваня заплакал?
- Прочитайте то место в рассказе, которое вызвало у вас эмоциональный отклик.
- Какие эмоции и чувства вы испытали?
Задание 2: Обозначьте цифрами правильный порядок развития событий в рассказе.
Соблазн___________1
Стыд______________4
Проступок_________2
Отцовский урок____3
Задание 3: Какие признаки доказывают, что мы прочитали рассказ?
Задание 4: Вспомните другие поучительные рассказы. Оцените свою работу в группах.
III. Заключительный этап.
Рефлексия.
1. Как вы считаете, удалось мне удивить вас в познавательном и профессиональном плане?
2. Имели место навыки общения, социальные отношения?
3. Всем участникам мастер-класса – буклет.
Рассмотренные приемы меняют отношение учеников к предмету и создают среду, способствующую формированию их учебных и социальных компетенций. При формировании функциональной грамотности учащихся надо помнить.
1. Главным является не предмет, которому учим, а личность, которую формируем.
2. На воспитание активности не нужно жалеть ни времени, ни усилий.
3.Учить детей учиться.
4.Необходимо чаще использовать вопрос "почему?", чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
5. Помнить, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике.
6. Приучать учеников думать и действовать самостоятельно.