Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
«Для жизни, а не для школы мы учимся»
Ян Амос Коменский
Академик Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Отсюда вытекает определение функциональной грамотности
Составляющие функциональной грамотности
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них.
Естественно-научная грамотность — способность человека научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
Финансовая грамотность — знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний, обеспечивающее участие в экономической жизни.
Креативное мышление — умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Глобальные компетенции — это сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений).
Система образования в настоящее время меняется. Важнейшая компетентность личности школьника – умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.
Одним из важных учебных предметов гуманитарного цикла в образовательной системе является русский язык. Основная цель филологов заключается в введении обучающихся в мир словесности.
Русский язык – учебный предмет, познавательная ценность которого чрезвычайно высока: на таких уроках формируется мышление, прививается чувство любви к родному языку, через язык осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других учебных дисциплин.
Первое, чему мы должны научить обучающихся - это умению вдумчиво читать, так как это залог успешного усвоения знаний, и поэтому начальным этапом функциональной грамотности является
читательская грамотность - это способность человека понимать, использовать и оценивать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Функциональное чтение – это чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи.
Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками:
- Поиск информации
- Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении
- Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач.
Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
По данным социологических опросов современные подростки практически не берут в руки книгу. Школьники младших классов увлекаются чтением художественной литературы, книги любят, а подростки читают ради получения хорошей оценки.
Основная причина - информационная загруженность в средствах массовой информации и окружающем мире в целом. Низкий уровень культуры чтения - ключевая проблема в образовании. Именно качественное чтение призвано способствовать личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно - культурной среде.
Поэтому формирование читательской грамотности играет ведущую роль и для образования.
Так кто же он идеальный читатель
Тот, кто внимателен к слову, обладает активным воображением, умеет вступать в диалог с текстом, уметь видеть в тексте три уровня информации: переходить с фактов и образов на язык
Практическая часть
В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается этот процесс еще в школе. Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий любой сложности.
При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но и метапредметных (когнитивные, коммуникативные, регулятивные).
На уроках русского языка мы можем воплощать несколько приоритетных направлений, одним из которых является грамотности чтения (или смысловое чтение).
Существует множество приемов грамотного чтения: чтение с остановками, работа с вопросником, читательские дневники, логическая цепочка, тонкие и толстые вопросы.
Хочу поделиться опытом работы использования приёмов на уроках русского языка для формирования функциональной грамотности у обучающихся.
Прием «Верные неверные» утверждения
Суть приёма заключается в том, что в начале урока даётся ряд утверждений по новой теме. В ходе обучения, ученики должны оценить как верные, так и неверные ответы и обосновать свой выбор.
Приём «Реконструкция текста» Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
Приём «Кластер» Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям. Например выпишите из текста фигуры речи или сформулируйте признаки имени прилагательного.
Приём «Лингвистическая сказка» Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа.
Прим «Письмо с дырками» Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Приём «Лови ошибку» Учитель заранее готовит текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Приём «Ассоциация» Предлагаю ряд картинок, прошу составить словосочетания и объяснить, какие из них имеют прямое значение, а какие переносное.
Приём «Удивляй» Предлагаю текст с заданием: Ребята, жили брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зелёные, а иногда и сине-зелёные вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.
А И Ж М Н Щ Ы У Д О
Одни в группу сестры, вторые - брата.
Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?
Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры,
а брата?
Графическая переработка текста Предлагаю работу с чужими шпаргалками спрашиваю чья шпаргалка несёт более полное сообщение, тот является победителем.
Приём «Ролевая игра» Приступаем к внимательному чтению этикеток. Получается, наш разговорный вариант слова «сгущёнка» перекочевал на этикетки.
Как такое могло произойти?
Мы выясняем, что «сгущёнка» и «сгущённое молоко» — разные продукты. Причем первый менее качественный, с содержанием растительных жиров.
Прим «Телеграмма или СМС» используется во время рефлексии
Приём «Памятка» Предлагаю составить памятку, например, «Если ты заблудился»»
Приём «Облако слов» Можно создавать при помощи нейросети
Нужно найти слова, которые соответствуют теме урока.
Как учитель может убедиться в том, что функциональная грамотность сформирована у ученика?
Дайте ученикам нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Если ученик справился с решением, значит вы работаете правильно!