СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разрабботке представлен опыт работы учителя начальных классов по теме " Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка"

Просмотр содержимого документа
«"Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка"»

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах.



Как известно, орфографическая грамотность, должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у обучающихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость обучающихся.

Что такое орфографическая зоркость?

С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость – это умение оценивать каждый звук в слове, т. е. различать в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Звук в сильной позиции обозначается буквой по слуху (кроме орфограмм сильных позиций), а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании.

Известно, что умение обнаруживать и умение распознавать (дифференцировать) орфограммы являются основополагающими в системе орфографических умений.

А теперь попытаемся ответить на вопрос: что такое орфограмма? В. В. Репкин определяет её как «элемент буквенной записи, который точно определить по произношению невозможно» (Организация развивающего обучения русскому языку. С. 57), П. С. Жедек – «как письменный знак (буква), который не устанавливается на слух» (Вопросы теории и методики обучения фонетики, графики, орфографии. С. 64), В. Ф. Иванова - «как правильное (соответствующее правилам или традиции) написание, которое нужно выбрать из ряда возможных» (Русский язык. Энциклопедия, под редакцией Ф. П. Филина. С. 182). На основе этого определения появляется возможность формировать у обучающихся «умение замечать при письме орфограммы, руководствуясь элементарным правилом: если выбор графических вариантов есть, значит, есть орфограмма» (Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе).

Другими словами, в слове (или между словами) есть орфограмма в том случае, если есть возможность выбрать из следующих вариантов: а - о (тропа), е - и (на автобусе), я — е — и - (тяжёлый), заглавная буква – строчная буква, раздельное написание – слитное написание и т. д.

Необходимо признать, что усвоение любого из известных определений не может гарантировать успешное формирование умения обнаруживать и распознавать (дифференцировать) орфограммы. Для ребёнка в силу разных причин может вообще не существовать альтернативы: определяется данное написание произношением или не определяется, слабая позиция звука или сильная, есть ситуация выбора написания или её нет.

Поэтому вторым обязательным условием формирования обобщённых умений, связанных с обнаружением и дифференциацией орфограмм, является усвоение обучающимися опознавательных признаков орфограмм и учёт этих признаков на всех этапах изучения орфографических тем.

Опознавательные признаки большинства орфограмм, изучаемых в начальной школе, приведены в книге М. Р. Львова «Правописание в начальных классах». (с. 18-24)

М. Р. Львов отмечает: «В памяти накапливается набор тех звуков и звукосочетаний (букв и буквосочетаний), которые могут представлять собой орфограммы и привести к орфографической ошибке. Школьники запоминают эти «опасные» звуки и сочетания уже в процессе обучения грамоте, то есть при практическом усвоении правил графики, и в дальнейшем – при изучении состава слова, частей речи и других тем курса русского языка».

«К числу «опасных» звуков и звукосочетаний можно отнести парные звонкие и глухие согласные; сочетания согласных, в которых могут встретиться непроизносимые согласные; шипящие согласные» и т. д.

В составе опознавательных признаков большинства орфограмм, изучаемых в начальной школе, присутствуют фонетические признаки, например:

- орфограмма «Безударные проверяемые гласные в корне слова» - отсутствие ударения на гласном корня (первый опознавательный признак);

- орфограмма «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова» - согласные, образующие пары по звонкости и глухости (первый опознавательный признак);

- орфограмма «Буквы и, у, а после шипящих» - наличие в слове звуков, обозначаемых буквамит ж, ш, ч, щ; наличие их сочетаний с гласными;

- орфограмма «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» - наличие на конце слова шипящих согласных [ч'], [щ'], [ш] звуков (первый опознавательный признак) и т. д.

Тот факт, что фонетические признаки орфограмм стоят на первом месте нельзя не учитывать в методике их изучения. На этапе подготовки к усвоению орфографического правила наблюдения над языковым материалом не должны начинаться со зрительного восприятия слов с подобными орфограммами.

Так, при изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные на конце слов» на этапе наблюдений можно предложить обучающимся следующие задания и вопросы:

- Назови слова. (Учитель показывает картинки предметов) гриб, круг, крюк, плот, плод (слова записаны на доске, но в данный момент закрыты).

- Назови последние звуки этих слов.

[п], [к], [к], [т], [т]

- Какие это звуки? (Согласные, твёрдые, глухие парные)

Такое временное исключение зрительного восприятия на данном этапе необходимо для того, чтобы смоделировать ситуацию, близкую к условиям диктанта или сочинения, когда ученик может только услышать слова в потоке речи (в речи учителя или в собственной внешней или внутренней речи) и должен сам почувствовать орфографическую проблему, самостоятельно установить объект применения орфографического правила.

- Как вы думаете, какими буквами мы обозначим эти звуки на письме?

( обучающиеся могут предложить разные варианты ответов)

- Так как вы назвали разные варианты написания, значит мы столкнулись с новой орфограммой.

- Давайте попробуем найти способы решения этой орфографической задачи.

На этапе наблюдений перед изучением правил о разделительных Ь и Ъ целесообразно актуализировать знания обучающихся о других способах обозначения звука [й']. Ещё с периода обучения грамоте младшим школьникам известно, что звук [й'] на письме может передаваться при помощи буквы «й» и при помощи букв «е, ё, ю, я» в определённых позициях: в начале слова (яблоко) и после гласных (маяк).

В упражнении перед правилом предлагаются слова для сопоставления не только по написанию, но и по произношению: полёт — польёт, семя — семья, солю — солью, тюлени — тюленьи. На это сопоставление нацеливает обучающихся вопрос: «В каких словах слышится звук [й']?»

Данный признак орфограммы, который должен фиксироваться обучающимися при слуховом восприятии слов с разделительным Ь, отражён и тексте правила: «Разделительный мягкий знак (Ь) пишется после согласных букв перед гласными «е, ё, ю, я, и», если в таких словах слышится звук [й']: варенье, жильё, воробьи, осенью, крылья». (Т. Г. Рамзаева. Русский язык. Учебник для второго класса четырёхлетней начальной школы.)

Понятно, что в связи с изучением разделительных Ь и Ъ будет уместным сопоставление не только таких слов, как полёт — польёт, сел — съел, но и таких, как поехать — подъехать, поёт — польёт. В ходе частичного фонетического анализа обучающиеся смогут убедиться в том, что положение звука [й'] в последних двух парах слов различно.

Схематически эту разницу можно передать так:

поехать гласный звук + [й'] + гласный звук

поёт } Ο + [й'] + Ο



подъехать согласный звук + [й'] + гласный звук

польёт } □ + [й'] + Ο



Наличие звука [й'] после согласного и является общим опознавательным (фонетическим) признаком для разделительных Ь и Ъ. Обучающиеся под руководством учителя должны сделать выводы: во всех случаях, когда мы слышим в слове звук [й'] после согласного звука, нужно писать разделительный Ь или Ъ.

Сходство фонетических признаков слов с разделительными Ь или Ъ даёт возможность изучать эти темы в сопоставлении. Обучающиеся должны прийти к выводу, что у слов с разделительными Ь и Ъ есть не только общие, но и отличительные признаки: Ъ пишется после приставок. Если обучающиеся воспринимают и осознают первый опознавательный признак ( наличие звука [й'] после согласного), то уточнение, что приставка должна заканчиваться на согласный, оказывается лишним.

- Прочитайте слова и распределите их на группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик.

В(?)ехал, в(?)га,под(?)езд, по(?)хал, с(?)ехал, пол(?)ёт, по(?)ёт, до(?)ел, в(?)ёт, про(?)езд.

- Сколько групп получилось? Объясните написание слов каждой группы.

Обучающиеся должны включить в рассуждении указание на то, что в словах поехал, доехал, проезд есть звук [й'], но находится он после гласного звука, а не после согласного. Следовательно, ни Ъ, ни Ь в этих словах писать не нужно.

Таким образом, на этапе закрепления орфографических правил, выстраивая систему орфографических упражнений, также необходимо учитывать характер опознавательных признаков орфограмм. Для полноценного усвоения орфограмм, имеющих фонетические признаки, целесообразно постоянно чередовать условия восприятия языкового материала (зрительное и слуховое).

Слуховое восприятие языкового материала может иметь место не только при проведении диктантов различных видов. Ученик должен будет сам произнести слово, если учитель поставит такое условие и не даёт возможности это слово увидеть. В частности, задание на группировку слов со сходными орфограммами или слов, содержащих и не содержащих определённые орфограммы, может предлагаться обучающимся в более сложном варианте, когда слова не записаны на доске или в учебнике, но и учитель их не произносит, например:

-Отгадайте загадки. Слова-отгадки произнесите и распределите на две группы. Слова каждой группы запишите в столбик.



1) Шуба в избе, рукав на улице. (Печь.)

2) Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.)

3) Утка в море, а хвост на заборе. (Ковш.)

4) Ростом мал, да удал, от меня ускакал. (Мяч.)

5) Если хорошо заточен, всё легко он режет очень. (Нож.)



Информация об опознавательных признаках орфограмм должна накапливаться по мере их изучения, тогда знания и умения, связанные с обнаружением орфограмм, будут постепенно приобретать всё более обобщённый характер.

В развивающем обучении русскому языку все орфограммы выстроены в систему. Существует два типа орфограмм и два вида.

Первый тип : орфограммы, связанные с произношением (т.е. обозначением звуков буквами).

1-й вид сильных позиций 2-й вид слабых позиций

жи-ши гласные без ударения

ча-ща парные согласные на конце слова

чу-щу согласные перед другими согласными

цы-ци,це ( несонорными и [в], [в'] )

ъ, ь

о,ё после шипящих

Второй тип: орфограммы, не связанные с произношением.

( Большая буква; перенос; слитное и раздельное написание и т. д.)



Чтобы безошибочно записать слово, ребёнок должен выполнить орфографическое действие. Орфографическое действие – это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка.

В орфографическом действии выделяют две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и её решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом).

М.Р.Львов выделяет шесть ступеней, которые должен пройти школьник для её решения:

1) найти орфограмму,

2) определить её тип,

3) наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы,

4) определить последовательность «шагов» решения задачи,

5) выполнить намеченную последовательность действий,

6) написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.



Таким образом, орфографическое действие в целом - это умение осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи, находить адекватные способы их решения, осуществлять эффективный контроль и оценку письма с точки зрения соответствия орфографическим нормам.





Практические задания, направленные на формирование орфографической зоркости.



1) Развитие речи.

- Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

Красив осенний наря(д,т) леса. На деревьях пожелтела листва. На тонких ветках берё(с,з) шелестя(т,д) золотые листочки. В багряном цвете стои(т,д) ду(б,п).

Хорошо поработали в лесу краски осени!

- Докажите правильность выбора букв в скобках.

- Измените каждое предложение текста таким образом, чтоб лес стал красив и в зимнее время.

Справка: лежит искристый сне(к,г), зимних, снежный пух, весь в снегу, моро(с,з).



2) - Прочитайте. Запишите в левый столбик слова с орфограммами а, о;

в правый - с орфограммами е, и.

- Какие слова не вошли ни в левый, ни в правый столбик? Почему?

В.село, цв.ты, с.ды, м.сты, сл.ды, з.ма, стр.на, пл.чо, р.ды, д.жди, д.ла, п.тно.



3)- Прочитайте. Каждую цепочку слов напишите в смысловой закономерности. Ответ обоснуйте. Подчеркните орфограммы.

м.л.ко. к.рова, тр.ва

врач, б.лезнь, вызд.р.вление

д.ма, стр.итель, к.рпичи

пр.студа, х.л.да, б.лезнь



4) Развитие речи.

- Прочитайте слова.

- О каком времени года идёт речь?

- Напишите рассказ, включив в каждое предложение по одному слову в указанном порядке. Подберите к нему название. Подчеркните орфограммы.

Со(?)нце. Сн(?)га. Скв(?)рцы. Тр(?)ва.