СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация посвящена развитию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед обществом новые цели и задачи не только в экономике и политике, но и в сфере образования. Новые условия ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене.

. Вот почему для современной школы так актуальна задача подготовки обучающихся к успешному взаимодействию в жизненных ситуациях изменяющегося общества, формирования их функциональной грамотности.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.

Но одной из главных проблем истории как предмета является то, что она менее всего практико-ориентирована.учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде - сложнейшая задача, но она вполне достижима.учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде - сложнейшая задача, но она вполне достижима.учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде - сложнейшая задача, но она вполне достижима.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дмитриевская основная общеобразовательная школа» « Формирование ф ункциональной грамотности на уроках истории и обществознания »  подготовила: Жиляева Наталья Ивановна учитель истории и обществознания  2023

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Дмитриевская основная общеобразовательная школа»

« Формирование ф ункциональной грамотности на уроках истории и обществознания »

подготовила:

Жиляева Наталья Ивановна

учитель истории и обществознания

2023

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .

Функционально грамотный человек –  Академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».  Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла»   Источник:

Функционально грамотный человек

Академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» Источник:

Математическая Финансовая Естественнонаучная ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Глобальные компетенции Читательская Креативное мышление

Математическая

Финансовая

Естественнонаучная

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Глобальные компетенции

Читательская

Креативное мышление

         Методы и приёмы формирования читательской грамотности «Найти ошибку» Пересказ – дается для прочтения отрывок текста с последующим пересказом «Кто больше» «Переводчик» Составление 2-х типов вопросов к тексту (1 тип – «кто», «где», «когда»; 2 тип – «почему», «с какой целью» «каковы причины», «каковы предпосылки», «повод», «последствия»)

Методы и приёмы формирования читательской грамотности

  • «Найти ошибку»
  • Пересказ – дается для прочтения отрывок текста с последующим пересказом
  • «Кто больше»
  • «Переводчик»
  • Составление 2-х типов вопросов к тексту (1 тип – «кто», «где», «когда»; 2 тип – «почему», «с какой целью» «каковы причины», «каковы предпосылки», «повод», «последствия»)
«От первого лица» Развернутый план текста (составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами) «Сравнительная таблица» «Плюс и минус» «Схема» «Угадай кто» «Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов» «Мозаика» «Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»

«От первого лица»

Развернутый план текста (составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)

«Сравнительная таблица»

«Плюс и минус»

«Схема»

«Угадай кто»

«Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»

«Мозаика»

«Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»

Математическая грамотность 1. Прием «заблудившаяся дата». 2. Прием «счастливое и несчастливое число» 3. Решение задач на знание хронологии

Математическая грамотность

  • 1. Прием «заблудившаяся дата».
  • 2. Прием «счастливое и несчастливое число»
  • 3. Решение задач на знание хронологии
Задача Сосчитайте, сколько лет прошло от начало первых Олимпийских игр до 2023 года? 776+2023=2799лет До н.э. н.э . 776 год 2023год

Задача

  • Сосчитайте, сколько лет прошло от начало первых Олимпийских игр до 2023 года?

776+2023=2799лет

До н.э.

н.э .

776 год

2023год

 Работа с историческим источником «Наказ феодала своему крестьянину».   «Ты должен 3 дня в неделю работать на его поле да еще вспахать 3 участка его земли. А осенью ты должен со всей семьей помогать его слугам на жатве. И еще ты должен год приносить сеньору по 2 курицы и по десятку яиц, по 2 шиллинга и 22 пенса. Не забудь сделать для него лодку, а ячмень мели только на его мельнице.»

Работа с историческим источником «Наказ феодала своему крестьянину».

«Ты должен 3 дня в неделю работать на его поле да еще вспахать 3 участка его земли. А осенью ты должен со всей семьей помогать его слугам на жатве. И еще ты должен год приносить сеньору по 2 курицы и по десятку яиц, по 2 шиллинга и 22 пенса. Не забудь сделать для него лодку, а ячмень мели только на его мельнице.»

Финансовая грамотность Загадки, ребусы в которых зашифрованы экономические термины Задачи «Рассчитать семейный бюджет»,  Составить «Памятку покупателю» Нарисовать рекламу своего товара Правовые задачи

Финансовая грамотность

  • Загадки, ребусы в которых зашифрованы экономические термины
  • Задачи «Рассчитать семейный бюджет»,
  • Составить «Памятку покупателю»
  • Нарисовать рекламу своего товара
  • Правовые задачи
Естественно-научная грамотность

Естественно-научная грамотность

Вопросы: В чем состоит главная идея представленной информации?  У современного человека было два ближайших предка. Назвать их. Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт. Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой. Дать объяснение данному факту.

Вопросы:

  • В чем состоит главная идея представленной информации?
  • У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.
  • Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт. Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой. Дать объяснение данному факту.
Креативное мышление и глобальные компетенции Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»  Задание: Составь рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Опишите его одежду, дом, обед, работы в поле. Тема урока «Библейские сказания» Задание: Опишите рисунок «В Древней Палестине». Почему на рисунке невидно кирпичных и деревянных домов» Тема урока «В городе богини Афины» Задание: Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней, Длинных стен. Керамика, Агоры, Акрополя.

Креативное мышление и глобальные компетенции

  • Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»
  • Задание: Составь рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Опишите его одежду, дом, обед, работы в поле.
  • Тема урока «Библейские сказания»
  • Задание: Опишите рисунок «В Древней Палестине». Почему на рисунке невидно кирпичных и деревянных домов»
  • Тема урока «В городе богини Афины»
  • Задание: Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней, Длинных стен. Керамика, Агоры, Акрополя.
Приём: «Закрой окно» , «Дырявый текст», «Допиши историю» Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра (__ ) и (______). В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - (  ) Русь. Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).

Приём: «Закрой окно» , «Дырявый текст», «Допиши историю»

  • Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра (__ ) и (______).
  • В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь.
  • Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).
Приём: «Закрой окно» ,»Дырявый текст», «Допиши историю» Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра (Новгород) и (Киев). В (882)году князь(Олег) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( Киевская ) Русь. Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (Ольги) сбор дани назывался (полюдье),после убийства князя Игоря в (944) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (уроки). Также она определила места для сбора дани – это (погосты). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (Святославом), которого убили (печенеги).

Приём: «Закрой окно» ,»Дырявый текст», «Допиши историю»

  • Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра (Новгород) и (Киев).
  • В (882)году князь(Олег) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( Киевская ) Русь.
  • Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (Ольги) сбор дани назывался (полюдье),после убийства князя Игоря в (944) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (уроки). Также она определила места для сбора дани – это (погосты). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (Святославом), которого убили (печенеги).
Метод: «Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов» Вопросы низкого уровня (тонкие вопросы) Годы правления князя Ярослава Мудрого? Как к власти пришел Ярослав Мудрый? Название первого свода законов Древнерусского государства? Вопросы высокого уровня (толстые вопросы) Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый? Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира? Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого?

Метод: «Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»

Вопросы низкого уровня (тонкие вопросы)

  • Годы правления князя Ярослава Мудрого?
  • Как к власти пришел Ярослав Мудрый?
  • Название первого свода законов Древнерусского государства?

Вопросы высокого уровня (толстые вопросы)

  • Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый?
  • Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира?
  • Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого?
Глобальные компетенции. Урок обществознания в 6 классе  по теме «Когда возможности ограничены»

Глобальные компетенции. Урок обществознания в 6 классе по теме «Когда возможности ограничены»

Что такое инвалидность, кого называют инвалидом; Какие проблемы есть у людей с ограниченными возможностями здоровья; Как государство и общество помогают людям с инвалидностью; Проанализировать полученную информацию и сделать выводы; Провести анкету и выяснить у одноклассников как они относятся к людям с ограниченными возможностями; Сделать буклет; Чем мы можем помочь людям с ограниченными возможностями;
  • Что такое инвалидность, кого называют инвалидом;
  • Какие проблемы есть у людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • Как государство и общество помогают людям с инвалидностью;
  • Проанализировать полученную информацию и сделать выводы;
  • Провести анкету и выяснить у одноклассников как они относятся к людям с ограниченными возможностями;
  • Сделать буклет;
  • Чем мы можем помочь людям с ограниченными возможностями;

Спасибо за внимание!
  • Спасибо за внимание!