Презентация посвящена развитию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Социально-экономические преобразования в России, ставят перед обществом новые цели и задачи не только в экономике и политике, но и в сфере образования. Новые условия ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене.
. Вот почему для современной школы так актуальна задача подготовки обучающихся к успешному взаимодействию в жизненных ситуациях изменяющегося общества, формирования их функциональной грамотности.
Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.
Но одной из главных проблем истории как предмета является то, что она менее всего практико-ориентирована.учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде - сложнейшая задача, но она вполне достижима.учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде - сложнейшая задача, но она вполне достижима.учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде - сложнейшая задача, но она вполне достижима.
Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Дмитриевская основная общеобразовательная школа»
« Формирование ф ункциональной грамотности на уроках истории и обществознания »
подготовила:
Жиляева Наталья Ивановна
учитель истории и обществознания
2023
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней .
Функционально грамотный человек –
Академик РАО Алексей Алексеевич Леонтьев писал: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Алексей Алексеевич Леонтьев, академик РАО, издание «Школа 2100. Педагогика здравого смысла» Источник:
Математическая
Финансовая
Естественнонаучная
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Глобальные компетенции
Читательская
Креативное мышление
Методы и приёмы формирования читательской грамотности
- «Найти ошибку»
- Пересказ – дается для прочтения отрывок текста с последующим пересказом
- «Кто больше»
- «Переводчик»
- Составление 2-х типов вопросов к тексту (1 тип – «кто», «где», «когда»; 2 тип – «почему», «с какой целью» «каковы причины», «каковы предпосылки», «повод», «последствия»)
«От первого лица»
Развернутый план текста (составить план, содержащий не менее 3 пунктов с подпунктами)
«Сравнительная таблица»
«Плюс и минус»
«Схема»
«Угадай кто»
«Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»
«Мозаика»
«Закрой окно», «Дырявый текст», «Допиши историю»
Математическая грамотность
- 1. Прием «заблудившаяся дата».
- 2. Прием «счастливое и несчастливое число»
- 3. Решение задач на знание хронологии
Задача
- Сосчитайте, сколько лет прошло от начало первых Олимпийских игр до 2023 года?
776+2023=2799лет
До н.э.
н.э .
776 год
2023год
Работа с историческим источником «Наказ феодала своему крестьянину».
«Ты должен 3 дня в неделю работать на его поле да еще вспахать 3 участка его земли. А осенью ты должен со всей семьей помогать его слугам на жатве. И еще ты должен год приносить сеньору по 2 курицы и по десятку яиц, по 2 шиллинга и 22 пенса. Не забудь сделать для него лодку, а ячмень мели только на его мельнице.»
Финансовая грамотность
- Загадки, ребусы в которых зашифрованы экономические термины
- Задачи «Рассчитать семейный бюджет»,
- Составить «Памятку покупателю»
- Нарисовать рекламу своего товара
- Правовые задачи
Естественно-научная грамотность
Вопросы:
- В чем состоит главная идея представленной информации?
- У современного человека было два ближайших предка. Назвать их.
- Ч. Дарвин в своих исследованиях обратил внимание на довольно странный факт. Оказалось, что древние каменные наконечники стрел, привезенные из самых разных мест, почти тождественны между собой. Дать объяснение данному факту.
Креативное мышление и глобальные компетенции
- Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники в Египте»
- Задание: Составь рассказ от имени земледельца, как прошел его день. Опишите его одежду, дом, обед, работы в поле.
- Тема урока «Библейские сказания»
- Задание: Опишите рисунок «В Древней Палестине». Почему на рисунке невидно кирпичных и деревянных домов»
- Тема урока «В городе богини Афины»
- Задание: Составьте рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей и Афины. Включите в рассказ описание морских гаваней, Длинных стен. Керамика, Агоры, Акрополя.
Приём: «Закрой окно» , «Дырявый текст», «Допиши историю»
- Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра (__ ) и (______).
- В (_____)году князь(__________) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( ) Русь.
- Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (__________) сбор дани назывался (__________),после убийства князя Игоря в (_____) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (________). Также она определила места для сбора дани – это (_________). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (____________), которого убили (________).
Приём: «Закрой окно» ,»Дырявый текст», «Допиши историю»
- Во 2-ой половине IX века у восточных славян возникает государство, в котором образуются сначала 2 центра (Новгород) и (Киев).
- В (882)году князь(Олег) объединяет эти центры, появляется единое государство - ( Киевская ) Русь.
- Основными занятиями князей были военные походы, сбор и сбыт дани. До княгини (Ольги) сбор дани назывался (полюдье),после убийства князя Игоря в (944) году она изменила систему сбора дани. Были установлены новые нормы, их называли (уроки). Также она определила места для сбора дани – это (погосты). Нередко в военных походах князья погибали. Так случилось с сыном Игоря и Ольги (Святославом), которого убили (печенеги).
Метод: «Вопросы низкого и высокого уровня», «Толстых и тонких вопросов»
Вопросы низкого уровня (тонкие вопросы)
- Годы правления князя Ярослава Мудрого?
- Как к власти пришел Ярослав Мудрый?
- Название первого свода законов Древнерусского государства?
Вопросы высокого уровня (толстые вопросы)
- Почему в народе князь Ярослав получил прозвище Мудрый?
- Что общего в правлении Ярослава Мудрого и князя Владимира?
- Чему мы должны учиться у Ярослава Мудрого?
Глобальные компетенции. Урок обществознания в 6 классе по теме «Когда возможности ограничены»
- Что такое инвалидность, кого называют инвалидом;
- Какие проблемы есть у людей с ограниченными возможностями здоровья;
- Как государство и общество помогают людям с инвалидностью;
- Проанализировать полученную информацию и сделать выводы;
- Провести анкету и выяснить у одноклассников как они относятся к людям с ограниченными возможностями;
- Сделать буклет;
- Чем мы можем помочь людям с ограниченными возможностями;