СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка через применение технологии веб-квест (доклад на МОГО)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование технологии веб-квеста на уроках английского языка позвояет не только развивать языковые навыки, но и формировать функциональную грамотность у учащихся. Это делает их более подготовленными к вызовам современного мира, где умение находить, обрабатывать и применять информацию является ключевым для успеха в учебе и жизни

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка через применение технологии веб-квест (доклад на МОГО)»

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка через применение технологии веб-квест

Обучение в современной школе должно быть направлено на получение метапредметных результатов (СЛАЙД 2), т.е. на формирование функциональной грамотности (ФГ) как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом. Целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.

Разберём на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.

Формирование математической грамотности (СЛАЙД 3) на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12.

Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

«Ты гостишь у своей бабушке в деревни. Скажи своему английскому другу Бену, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки». Look at the pictures and count the birds.

Ex: Two ducks and two cocks are four birds.

Типовая задача на формирование финансовой (СЛАЙД 4) грамотности может быть сформулирована так: Look at the picture, read the text and answer the questions.

English Banknotes and Coins

The official currency of the Unites Kingdom is the pound sterling which is equal to one hundred pence. The British do not use the Euro. Although a few of the big shops will accept Euro, it is rarely used across Britain. English banknotes are issued by the Bank of England. As to coins they are minted also by this state bank. The following coins are in circulation: one penny, two pence, five pence, ten pence, 20 pence, 50 pence, 1 pound, and 2 pounds. The singular of pence is "penny". The symbol for the penny is "p"; hence an amount such as 50p is often pronounced "fifty pee" rather than "fifty pence".

  1. What is the official currency of the U.K.?

  2. What is the smallest unit?

  3. How many pence are there in one pound?

  4. What banknotes in the U.K. now?

Формированию естественнонаучной (СЛАЙД 5) грамотности способствуют задания типа:

Read the extract from the article in youth magazine and give your opinion. Is keeping animals in the zoo a good idea?

“ … Zoos help scientists and common people to learn more about animals. They show us how rich the animal world is.

But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind…”

Глобальные (СЛАЙД 6) компетенции в исследовании PISA понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии - начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе. Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать следующим образом:

You are going to take part in the conference “Green Home”. Say what five important things about ecology we must teach children. Choose one of the ideas and develop it.

Читательская (СЛАЙД 7) грамотность – это, на мой взгляд, базовое направление ФГ. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. Сегодня о ней много уже было сказано.

Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа True-False, которые могут быть сформулированы по-разному.

  1. Mark the correct answer according to the text.

  2. Read the text and choose the statements which are NOT mentioned in the text.

К отличительных особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:

  • большой объем неадапритованного текста;

  • информация, представленная в виде рисунков, схем, диаграмм,…

  • интегрированные задания;

  • так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.

Информация, представленная в виде диаграмм, вызывает сложности у многих учащихся, поэтому, на мой взгляд, следует чаще использовать подобного типа задания.

Men and women have different tastes in films. Look at the diagram and comment on it using the phrases from the box.

I understand from the chart that…

I’m surprised to see that…

I find it interesting that…

It’s difficult to believe that…

I quite agree that…

Креативное мышление (СЛАЙД 8) - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-то нового. Креативность, способность к творчеству и созиданию мы считаем атрибутом одарённости, таланта. Творческое мышление позволяет взглянуть на мир по-другому. Оно позволяет находить новые подходы к решению проблем и успешно справляться с вызовами мира. Это очень ценное качество, один из soft skills, так необходимых в современном мире.

Для развития творческого потенциала учащихся, конечно же, используются очень часто проектные работы. Учащиеся могут представить результаты своей деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, презентаций, поделок и др.

Интересен опыт применения разнообразных видов и форм организации учебной деятельности, основанных на стимулировании развития творческой деятельности ученика. Интересной является и такая образовательная технология как веб квест.

Веб-квест в педагогике (СЛАЙД 9)– это система заданий с элементами игры, для выполнения которых используются различные информационные ресурсы, в том числе ресурсы Интернет. Образовательный веб-квест предназначен для самостоятельной работы ученика по освоению или закреплению знаний. Очень важно, что веб-квест дает возможность работы с детьми с ограниченными возможностями при дистанционном обучении, в режиме реального времени. Учащийся независимо от его физического местоположения может активно участвовать в практической деятельности по любой теме. В какой-то мере веб-квест помогает в решении проблем инклюзивного образования и помогает каждому ученику почувствовать себя членом коллектива.

Американский философ и педагог Джон Дьюи считал, что воспитание – это процесс накопление опыта, где каждое действие ребенка становится инструментом познания. Задачей школы была, по его мнению, подготовка учащихся к самостоятельному решению возникающих задач. Учитель должен лишь направлять деятельность учащихся в соответствии с их способностями. Его положение о системе проектов можно назвать основой веб-квеста, применение которого было предложено в 1995 году профессором университета Сан-Диего Берни Доджем и Томом Маршем. (СЛАЙД 10) Использование веб-квестов и других заданий на основе ресурсов интернета в обучении языку требуют от учащихся соответствующего уровня владения языком для работы с аутентичными ресурсами. В связи с этим эффективная интеграция веб-квестов в процесс обучения иностранным языкам возможна в тех случаях, когда веб-квест:

- является творческим заданием, завершающим изучение какой-либо темы, тем самым являясь промежуточной или итоговой формами контроля;

- сопровождается тренировочными лексико-грамматическими упражнениями на основе языкового материала, используемых в веб-квесте аутентичных ресурсов.

Берни Додж разработал структуру образовательного веб-квеста, которой следует придерживаться при проведении данного обучающего процесса: (СЛАЙД 11)

Введение. Формулировка темы, описание значимости и ценности при изучении данной темы. Если веб-квест ролевой, то данный раздел содержит описание ролей участников. (СЛАЙД 12)

Задание. Формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата. Предложенные задания должны быть понятны учащимся и выполнимы. К каждому заданию дается инструкция по его выполнению.

Порядок работы и необходимые ресурсы (СЛАЙД 13)описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на интернет-ресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные маериалы (примеры, шаблоны, таблицы, инструкции), которые позволяют эффективно организовать работу над веб-квестом.

Оценка – (СЛАЙД 14) описание критериев и параметров выполнения задания. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.

Список информационных ресурсов. Перечень информационных ресурсов, необходимых для освоения учебного материала и выполнения заданий (может быть оформлен отдельным списком или указан в самих заданиях в виде ссылок).

Заключение. Краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив квест. Подводятся итоги прохождения квеста. Это может быть сделано в виде теста, комментария педагога и др.

Комментарии для преподавателя – методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать веб-квест.


Веб-квест можно рассматривать как педагогический проект, разрабатываемый педагогом для решения определенных педагогических проблем. (СЛАЙД 15)

Первый этап – определяем педагогическую проблему, для решения которой создается квест. Например, материал не сложный, но объем изучаемого материала большой и вы не успеваете на уроке рассмотреть его. Кроме того недостаточно времени на закрепление и развитие умений на уроке. Поэтому необходимо организовать самостоятельное изучение учебного материала во внеурочное время.

Второй этап – формулируем свои педагогические задачи, которые необходимо решить с помощью веб-квеста. Чаще всего это формирование новых знаний или закрепление сформированных.

Третий этап – определяемся с формируемыми компетенциями (знания и умения), которые должны быть сформированы или закреплены.

Четвертый этап – формулируем задания, выполнение которых потребует изучения и освоения нового материала или обеспечит закрепление у учащихся имеющихся знаний и умений. Задания должны быть интересными, выполнимыми, диагностичными.

Пятый этап. Находим в интернете ресурсы, работая с которыми учащиеся приобретут необходимые по теме знания. Если необходимых сайтов нет, то учителю необходимо самому сделать подборку необходимых материалов и разместить их в интернете. При подборе ресурсов желательно подбирать разные по форме представления: тексты с иллюстрациями, видеолекции, анимация и др. Для закрепления учебного материала в веб-квесте могут быть использованы тренажеры (LearningApps - данный сервис позволяет не только создавать тренажеры по различным предметам, но и хранить их в организованном пространстве, предоставлять доступ учащимся для работы с ресурсами и вести учет выполнения заданий детьми, отслеживая их результаты).

Шестой этап. Определяемся с критериями оценки результатов работы учащихся. Очень важно четко сформулировать, что и как будет оцениваться, за что учащиеся будут получать баллы и отметки. С критериями оценки результатов учащиеся должны быть ознакомлены заранее.

Седьмой этап. Разработка сценария. На этом этапе учитель должен связать всю систему заданий, которые учащиеся будут выполнять, работая с веб-квестом, логическим сюжетом от начала до конца. Это может быть детективное или журналистское расследование, путешествие или поиск клада и многое другое. Все зависит от фантазии и творческих способностей педагога.

Авторы предлагают следующие виды заданий для квестов. (СЛАЙД 16)

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Детектив – головоломка, таинственная история, выводы на основе противоречивых фактов.

Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика, сценки.

Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Суждение – обоснование определенной точки зрения.

Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени.

После выполнения всех этих процедур по организации образовательного процесса решаем технологические вопросы.

С этой точки зрения, создание веб-квеста заключается в создании документа, содержащего гиперссылки. Веб-квест может быть создан в Word, Excel, PowerPoint. (СЛАЙД 17) Функционируют целые сайты, которые популяризируют эту учебную модель и на которых можно найти не только примеры учебных веб-квестов, но и шаблоны для их создания.

https://www.learnis.ru/

https://www.jimdo.com/

http://zunal.com/

https://sites.google.com/new

https://surprizeme.ru/studio/

https://h5p.org/getting-started


Результаты (СЛАЙД 18) выполнения веб-квеста могут быть представлены в разных формах (представлены на слайде). Хочется отметить, что даже неудачно выполненный квест-проект также имеет положительное педагогическое значение. Понимание ошибок создаёт мотивацию к повторной деятельности, что помогает сформировать адекватную оценку и самооценку.


Предлагаю вашему вниманию два варианта веб-квеста – краткосрочный и долгосрочный.

Попробуем пройти квест про каникулы.


НО ЭТО НЕ ВСЁ!

Давайте проверим, как вы усвоили материал. Прошу вас ответы печатать в чат (СЛАЙД 20-23)

Конец – СЛАЙД 24 – реакция слушателей

Подводя итоги, следует отметить, что применение веб-квеста в образовательном процессе позволяет повысить интерес к изучаемой теме, усилить мотивацию. Использование данной технологии способствует формированию самостоятельности, умения ориентироваться в различных ситуациях, развитию навыков аналитического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве.

4