Формирование функциональной грамотности на уроках информатики
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое функциональная грамотность?
Современное понятие «функциональная грамотность» выходит за рамки простых умений-навыков читать - писать - понимать - ориентироваться и постепенно начинает включать более широкие сферы общественной и культурной жизни.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Происходит попытка предусмотреть интеграцию личности в общество, ее вклад в его развитие, проявление индивидуальности в созидательной деятельности на благо общества.
Основные направления формирования функциональной грамотности:
математическая грамотность – это способность применять математику для решения проблем реального мира. Решение включает в себя этап переформулирования проблемы на математическом языке, этап решения уже математически сформулированных задач и этап интерпретации полученных результатов в контексте исходной проблемы;
читательская грамотность – способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность включает:
1. понимание прочитанного, рефлексию (раздумья о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания);
2. использование информации прочитанного (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества);
естественнонаучная грамотность;
финансовая грамотность;
глобальные компетенции – это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству;
креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина, изучающая закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также методы и средства их автоматизации. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария, т. е. методов и средств познания реальности.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия:
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ;
обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью;
используются продуктивные формы групповой работы;
обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.
Для эффективного формирования функциональной грамотности на уроках информатики необходимо использовать методы активного обучения на основе реальных ситуаций.
Активные формы и методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности:
использование вводной презентации по теме;
создание проблемной ситуации, ситуации успеха;
мотивация начальной деятельности;
выполнение графических работ и работы над таблицами, схемами и т. п.;
разминка из простых вопросов, которые могут вызвать заинтересованность учащихся; разгадывание кроссвордов, ребусов, приемы: «Мозговой штурм», «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Верю — не верю», «Лови ошибку»;
выполнение учащимися задания с учетом дифференциации, что позволяет осуществить переход к самостоятельному решению задач из темы, что изучаем. Использование приемов: «Учась учусь», дискуссия, работа в группах, «Верю — не верю», ролевая игра, метод «Автобусная остановка» — материал распределяется по остановкам. На каждой остановке учащиеся выполняют индивидуальные или групповые задания. Пример. Тема урока: «Создание текстовых документов на компьютере». Творческий мини – проект. Создать в текстовом редакторе резюме, чтобы работодатель смог взять тебя на работу. Если вы хотите, чтобы вас приняли на работу, на какие навыки стоит обратить внимания. Надо уметь давать себе самооценку. Самооценка должна быть реальной, не завышенной и не заниженной. Или создание сайта организации.
практическая работа. Урок информатики, в отличие от многих других школьных дисциплин, должен быть проведен не только с ориентацией на усвоение учащимися теоретических знаний, но и выработка практических умений и навыков. Поэтому важным этапом урока является практическая часть, где учащиеся самостоятельно выполняют работу, проводят исследования путем выделения существенных для выполнения конкретного задания элементов действия, что способствует дальнейшему обобщению и осуществлению перехода от оценивания учеников к самооценке и рефлексии;
метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Однозначно лидирующее положение в моей практике занимает всероссийский образовательный проект «Урок Цифры», методические разработки которого я систематически применяю при проведении уроков информатики на протяжении нескольких лет. Тренажёры и упражнения на платформе «Урок Цифры» способствуют развитию финансовой и математической грамотности, креативного мышления, глобальных компетенций.
Первой ступенькой формирования функциональной грамотности я считаю читательскую грамотность. «Чтение – один из способов мышления и умственного развития, так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать – научимся мыслить! Научимся мыслить – станем успешными и в обучении, и в жизни! – говорил В.А.Сухомлинский.
Задание 4.3. Вставка символов (функция автоматической проверки орфографии отключена). В нужные места вставьте пропущенные буквы так, чтобы получились названия устройств персонального компьютера.
Прснльнй кмпьютр: сстмнй блк (матринск плт, цнтрльнй прцсср, пртвн пмть, жсткй дск), вншн стра, клвтр, мшь, мнтр, прнтр, кстчск клнк).
Задание 4.9. Склеивание и разрезание строк.
1 В текстовом редакторе открыть файл Строки.rtf:
Я не трус, но я боюсь! Да нам, царям, молоко нужно выдавать за вредность! Этот нехороший человек предаст нас при первой же опасности! Бамбардия! Киргуду! Шутка! Шурик, это же не наш метод! Восток – дело тонкое. Утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – ночью стулья… Он, конечно. Виноват, но он… не виноват… Бриллиантовая рука Иван Васильевич меняет профессию Джентльмены удачи Двенадцать стульев Белое солнце пустыни Кавказская пленница Операция Ы и другие приключения Шурика Берегись автомобиля
2 Отредактируйте содержание файла так, чтобы каждая фраза и название соответствующего ей фильма занимали ровно один абзац.
3 Сохранить в своей папке под именем Афоризмы.
Логический тест на выделение существенного (найди лишнее)
клавиатура, принтер, сканер, микрофон.
Монитор, принтер. Динамики, микрофон.
Игра «Компьютерные антиподы»
Правила игры: Для каждого понятия укажите его антипод (противоположное по смыслу).
Антивирусная программа – (компьютерный вирус)
Жесткий магнитный диск – (дискета)
Мышь - (клавиатура)
Восстановление – (удаление)
Программист – (пользователь)
Пиратский – (лицензионный)
Игра «Фольклорная информатика»
Правила игры: Перед вами программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как эти пословицы звучат в оригинале?
1 На дисплей неча пенять, коли видеокарта кривая. (На зеркало неча
пенять, коли рожа кривая)
2 Компьютер без программы, что фонарь без свечи. (Голова без ума,
что фонарь без свечи)
3 Утопающий за F1 хватается (утопающий за соломинку хватается)
4 Проводник до файла доведет (Язык до Киева доведет)
5 Наудалял с три корзины (Наврал с три короба)
Ещё подробно остановлюсь на экономической грамотности, которая предполагает умение учащихся решать задачи с экономическим содержанием.
Достаточно широко экономическое воспитание осуществляется при изучении темы «Электронные таблицы», где учащиеся должны научиться решать задачи с экономическим содержанием. При использовании вычислительных таблиц школьники видят, что можно произвести большие математические расчеты, затрачивая при этом меньше времени, чем, если бы они все это делали вручную. Это осуществляется за счет использования различных формул, которыми обладают электронные таблицы. Экономические задачи способствуют формированию у учащихся экономического мышления. При их решении с помощью электронных вычислительных таблиц дети обучаются расчетам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки, сделки, предпринимательской деятельности. Решение подобных задач способствует усвоению школьниками экономических понятий, которые используются в реальной действительности и пригодятся им в будущем. Происходит формирование таких качеств как бережливость, предприимчивость, расчётливость. Немаловажным является то, что решение задач с экономическим содержанием на уроках информатики вносит разнообразие в урок. Подобные задачи закладывают зачатки экономических знаний у школьников. Примеры заданий, выполняемых на уроке информатики.
Задание 1. Бизнесмен Петров выезжает из Москвы в Санкт-Петербург на деловую встречу, которая назначена на 9:30. В таблице дано расписание ночных поездов Москва — Санкт-Петербург. | | |
Номер поезда | Отправление из Москвы | Прибытие в Санкт-Петербург | 038А | 00:43 | 08:45 | 020У | 00:53 | 09:02 | 016А | 01:00 | 08:38 | 116С | 01:00 | 09:06 | | | |
| | |
Путь от вокзала до места встречи занимает полчаса. Укажите номер самого позднего (по времени отправления) из московских поездов, которые подходят бизнесмену Петрову. В ответе укажите номер правильного варианта. 1) 038А 2) 020У 3) 016А 4) 116С | | |
Задание 2. Платеж за потребление электроэнергии осуществляется по двухтарифному счетчику. Тариф зависит от времени суток. Общая сумма платежа складывается из сумм по каждому из двух тарифов. Квитанция на оплату содержит следующую таблицу. | | |
Вычислите общую сумму платеже за указанный в таблице расход электроэнергии.
Для формирования функциональной грамотности учащихся мной используются следующие технологии.
Рис.1
П

ервое направление – применение программ-тренажеров. Данные программы позволяют отработать конкретные знания, умения, навыки. Я использую тренажеры при изучении нового материала и для отработки уже приобретённых умений. Например, при изучении темы «Клавиатура, её назначение» применяю программу «Клавиатурный тренажер» «Руки солиста» Рис.1., в результате выполнения которой учащиеся изучают назначение клавиш клавиатуры и учатся применять на практике машинописное печатание.
Второе направление – применение программ-тестов, которые мной используются для диагностики и оценки результатов обучения. Что является очень актуальным.
Рис.2
Третье направление – компьютерный эксперимент. Технологии компьютерного моделирования лучше всего осваивается на конкретных задачах. Например, Рис.2,3 Система программирования Кумир, исполнители Робот, Черепашка, Водолей. Очень важно для учащегося на начальных этапах программирования наглядно увидеть результаты работы программы, им написанной, увидеть, где есть ошибка, где исполнитель не может выполнить команду, т.е. есть возможность научить учащихся самостоятельно проводить тестирование и пошаговую отладку программы, что способствует развитию общих компетенций функциональной грамотности: самоанализу, самопроверке. Критическому мышлению.
Рис.3
Диаграмма из исследовательской работы Романенко Виктора «Ещё раз про витамины»
Четвёртое направление – проектная деятельность, при которой учащиеся постигают всю технологию решения задач: от постановки проблемы до представления результата. Наиболее зрелищно и выигрышно в плане представления результатов проекта выглядят материалы, созданные с помощью современных компьютерных информационных технологий (видеоролики, электронные учебники, презентации, буклеты и т.п.).
Дидактическая задача состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей.
Развитие функциональной грамотности должно происходить на разных этапах урока. Для это можно использовать следующие методические приёмы:
Сегодня в традиционную схему «учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.
Зачем нужно применение ЦОР учителю?
экономия времени на уроке;
глубина погружения в материал;
повышенная мотивация обучения;
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Уроки с использованием цифровых образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции. ИКТ вызывают у ребёнка интерес: анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитаельном процессе очень велик. Компьютер значительно расширил возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные жизненные ситуации, тем самым приближая процесс обучения к реальным социальным условиям.
Одним из источников мотивации является занимательность. Ученики более охотно отвечают компьютеру и если компьютер ставит им двойку, то горят желанием как можно скорее её исправить. Учителю не надо призывать учащихся к порядку и вниманию. Ученик знает, что если он отвлечётся, то не успеет решить пример или записать слово, так как на экране через 10-15 секунд появится следующее задание. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет учащимся наглядно представить результат своих действий.
Цифровые образовательные ресурсы на уроках познания мира позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира. Разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут? Как раз вот такие путешествия и способствуют развитию у школьников глобальных компетенций. А виртуально смоделированная задача, максимально приближенная к жизни способствует развитию финансовой, математической, естественнонаучной грамотности.
Математическую компетентность, как один из блоков функциональной грамотности, можно формировать через специально разработанную систему задач таких платформ, например, как Учи.ru , ЯКласс:
ЦОР содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
ЦОР позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
ЦОР формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
ЦОР способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
делает занятия интересными и развивает мотивацию;
учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Примеры задач для развития функциональной грамотности приведены в презентации.
Задача1. «Персональный компьютер».
Задача 2. «Электронные таблицы». «Визуализация данных. Графики и диаграммы».
Задача 3. «Представление данных в таблице». «Табличные расчёты».
Задача 4. «Кодирование текстовой информации». «Шифрование данных». «Вычисление количества информации».
Такие задачи можно решать как на уроке (нескольких уроках в рамках одной главы учебника), так и в качестве классных/домашних проектов.