СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

27.10.2022 г.

Скробот А.В.

СЛАЙД 1

ТЕМА: Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.

Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.

Функциональная грамотность -  это понятие, которое подразумевает наличие у ребенка способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

 В начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.

Идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.



Но, прежде чем начать рассказывать вам о приемах развития читательской грамотности, хочу поделиться с вами цитатой…..ЦИТАТА

СЛАЙД 2

СЛАЙД 3

Итак, что же такое ФГ…..

СЛАЙД 4

Предлагаю обратиться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Ведь базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.  

СЛАЙД 5

  1. И первый прием который можно использовать в данной технологии это Прием "ИНСЕРТ"- чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:

СЛАЙД 6 , 7 Приём «Тонкий и Толстый вопрос»

Это прием используется для организации взаимоопроса.

Его стратегия позволяет формировать:

  • умение формулировать вопросы;

  • умение соотносить понятия.

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.

После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

СЛАЙД 8

  1. Приём «Мозаика». «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разных частей, разложив их в правильной последовательности. При необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

СЛАЙД 9 Прием - ПЛЮС, МИНУС, ИНТРЕСНО -

Этот прием можно использовать по-разному.

  • При работе с текстами.

  • Не стоит задавать жесткие требования по количеству записей в графе.

  • При дискуссияи по поводу «хорошо» или «плохо», можно применить работу в группах.

СЛАЙД 10

  1. Прием - КЛАСТЕР

Всем нам хорошо знакомый прием. «Кластер»-информация, о каком-либо понятии, явлении, событии, описанного в тексте. В центре кластера находится ключевое понятие. От него утверждения, ключевые вопросы и понятия.. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Перед вами пример кластера («гроздья») . Он может применяться для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.



В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

СЛАЙД 11

  1. Прием - ТЕЛЕГРАММА или СМС - больше подходит к стадии рефлексии- ученику предлагается кратко написать ТЕЛЕГРАММАУ или СМС самое важное, что уяснил из прочитанного текста, из урока, из услышанного материала. Можно усложнить задачу: добавить в СМС или телеграмму пожелания соседу по парте, пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

Надеюсь, описанные приемы помогут учителям в нелегкой работе над формированием функциональной грамотности ученика.

СЛАЙД 12 Создание Интерактивных тетрадей.

Дети сами создают шаблоны или используют готовые и заполняют их после изучения темы на уроке. Подходит к стадии рефлексии.

СЛАЙД 13

СЛАЙД 13

Формировать ФГ можно также во время внеурочной деятельности.

Активное участие в различных конкурсах и мероприятиях, способствует развитию функциональной грамотности. Проба пера (сочинение стихов и загадок), конкурсы чтецов, городские конкурсы детского творчества, игровые программы, тесная работа с библиотеками.

Для достижения цели используются разные формы работы во внеурочной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая. В ходе этого у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, дружба.

СЛАЙД 14, 15



Надеюсь, описанные приемы помогут учителям в нелегкой работе над формированием функциональной грамотности ученика.