27.10.2022 г.
Скробот А.В.
СЛАЙД 1
ТЕМА: Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Понятие «функциональная грамотность» в последнее время приобрело значительную актуальность и новое содержание в связи с разработкой проблемы развития функциональной грамотности.
Развитие функциональной грамотности в начальном образовании является актуальной задачей педагога в настоящее время.
Функциональная грамотность - это понятие, которое подразумевает наличие у ребенка способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
В начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.
Идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию; формирование приемов математической деятельности у учащихся начальной школы, реализующей компетентностный подход в обучении.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Но, прежде чем начать рассказывать вам о приемах развития читательской грамотности, хочу поделиться с вами цитатой…..ЦИТАТА
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
Итак, что же такое ФГ…..
СЛАЙД 4
Предлагаю обратиться к технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Ведь базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Большое внимание важно уделять развитию осознанности чтения.
СЛАЙД 5
И первый прием который можно использовать в данной технологии это Прием "ИНСЕРТ"- чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:
СЛАЙД 6 , 7 Приём «Тонкий и Толстый вопрос»
Это прием используется для организации взаимоопроса.
Его стратегия позволяет формировать:
умение формулировать вопросы;
умение соотносить понятия.
Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.
Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
СЛАЙД 8
Приём «Мозаика». «Реконструкция текста»
Сложение целого текста из частей. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разных частей, разложив их в правильной последовательности. При необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
СЛАЙД 9 Прием - ПЛЮС, МИНУС, ИНТРЕСНО -
Этот прием можно использовать по-разному.
При работе с текстами.
Не стоит задавать жесткие требования по количеству записей в графе.
При дискуссияи по поводу «хорошо» или «плохо», можно применить работу в группах.
СЛАЙД 10
Прием - КЛАСТЕР
Всем нам хорошо знакомый прием. «Кластер»-информация, о каком-либо понятии, явлении, событии, описанного в тексте. В центре кластера находится ключевое понятие. От него утверждения, ключевые вопросы и понятия.. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме. Перед вами пример кластера («гроздья») . Он может применяться для систематизации имеющейся информации. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
СЛАЙД 11
Прием - ТЕЛЕГРАММА или СМС - больше подходит к стадии рефлексии- ученику предлагается кратко написать ТЕЛЕГРАММАУ или СМС самое важное, что уяснил из прочитанного текста, из урока, из услышанного материала. Можно усложнить задачу: добавить в СМС или телеграмму пожелания соседу по парте, пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Надеюсь, описанные приемы помогут учителям в нелегкой работе над формированием функциональной грамотности ученика.
СЛАЙД 12 Создание Интерактивных тетрадей.
Дети сами создают шаблоны или используют готовые и заполняют их после изучения темы на уроке. Подходит к стадии рефлексии.
СЛАЙД 13
СЛАЙД 13
Формировать ФГ можно также во время внеурочной деятельности.
Активное участие в различных конкурсах и мероприятиях, способствует развитию функциональной грамотности. Проба пера (сочинение стихов и загадок), конкурсы чтецов, городские конкурсы детского творчества, игровые программы, тесная работа с библиотеками.
Для достижения цели используются разные формы работы во внеурочной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая. В ходе этого у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, дружба.
СЛАЙД 14, 15
Надеюсь, описанные приемы помогут учителям в нелегкой работе над формированием функциональной грамотности ученика.