СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе»

Формирование функциональной грамотности  на уроках  в начальной школе Учитель начальных классов МБОУ «Школа №71» Скробот Анна Владимировна
  • Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе

Учитель начальных классов МБОУ «Школа №71»

Скробот Анна Владимировна

« Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи» Иоганн Генрих Песталоцци    Швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики .
  • « Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами. Моя задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
  • Иоганн Генрих Песталоцци   Швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII — начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики .
Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.
  • Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.
Технология критического мышления (КМ) Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания. Применяется на уроках: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ОРКСЭ и.т.д.
  • Технология критического мышления (КМ)

Основная идея технологии - создать такую атмосферу чтения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания.

Применяется на уроках: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ОРКСЭ и.т.д.

Прием

Прием " ИНСЕРТ »

Например , дан текст по причастию. Детей удивило, что:

  • - просея нн ое через сито зерно (зерно, которое просеяли –  причастие )
  • – сея н ое зерно ( отглагольное   прилагательное ),
  • - сваре нн ые в кастрюле овощи (овощи, которые сварили –  причастие )
  • – варе н ые овощи ( отглагольное   прилагательное ).

Чтение с пометками: ученикам дается текст (текст может быть научного или публицистического стиля речи). Читая, учащиеся ставят на полях значки:

? - непонятно + - согласен - - вызывает сомнение ! - это главное, это удивило...

Приём  « Тонкий и Толстый вопрос » Вставка рисунка «Тонкие» вопросы 1. Что обозначает причастие?  2. Что обозначает деепричастие?  3. Как отличить причастие от деепричастия? «Толстые» вопросы 1. Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия?  2. Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие?  3. Почему, как вы думаете, обороты выделяются запятыми?  4. В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения?  5. Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?

Приём « Тонкий и Толстый вопрос »

Вставка рисунка

  • «Тонкие» вопросы

1. Что обозначает причастие? 2. Что обозначает деепричастие? 3. Как отличить причастие от деепричастия?

  • «Толстые» вопросы

1. Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и деепричастия? 2. Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие и деепричастие? 3. Почему, как вы думаете, обороты выделяются запятыми? 4. В чём различие знаков препинания при оборотах в разных частях предложения? 5. Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия и деепричастия?

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы , на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного. «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Кто?  Что?  Когда?  Может…?  Будет…?  Мог ли…?  Как звать…?  Было ли…?  Согласны ли вы…?  Верно ли? Дайте три объяснения, почему…?  Объясните, почему…?  Почему вы думаете…?  Почему вы считаете…?  В чём различие…?  Предположите, что будет, если…?  Что, если…?  Может…?  Будет…?  Мог ли…?  Согласны ли вы…?  Верно ли…?

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы , на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Кто? Что? Когда? Может…? Будет…? Мог ли…? Как звать…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли?

Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чём различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Может…? Будет…? Мог ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…?

Приём «Мозаика» или «Реконструкция текста»  Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Приём «Мозаика» или «Реконструкция текста»

Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, тем: «Текст», «Тема текста». Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.

Прием - ПЛЮС, МИНУС, ИНТРЕСНО -     Этот прием можно использовать по-разному + В графу «П» - «плюс» записывается все , что вы знаете из текста;  все, что понравилось на уроке; информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. - В графу «М» - «минус» записывается всё , что вы не знали раньше и выяснили лишь из иформации текста;  Все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Может на уроке была информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. ? В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, из текста, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
  • Прием - ПЛЮС, МИНУС, ИНТРЕСНО -

Этот прием можно использовать по-разному

+

В графу «П» - «плюс» записывается все , что вы знаете из текста; все, что понравилось на уроке; информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

-

В графу «М» - «минус» записывается всё , что вы не знали раньше и выяснили лишь из иформации текста; Все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. Может на уроке была информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

?

В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, из текста, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Прием «КЛАСТЕР»
  • Прием «КЛАСТЕР»
Прием  «ТЕЛЕГРАММА» или «СМС» СМС из класса: « Изучаю причастия. Очень похожи на прилагательные. Нужно знать от какой части речи образуются и что обозначают . Будь внимательный »
  • Прием «ТЕЛЕГРАММА» или «СМС»

СМС из класса:

« Изучаю причастия. Очень похожи на прилагательные. Нужно знать от какой части речи образуются и что обозначают . Будь внимательный »

Интерактивные тетради
  • Интерактивные тетради
Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности    Активное участие в различных конкурсах и мероприятиях, способствует развитию функциональной грамотности. Проба пера (сочинение стихов и загадок), конкурсы чтецов, городские конкурсы детского творчества, игровые программы, тесная работа с библиотеками.  Для достижения цели используются разные формы работы во внеурочной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая. В ходе этого у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, дружба.
  • Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности

Активное участие в различных конкурсах и мероприятиях, способствует развитию функциональной грамотности. Проба пера (сочинение стихов и загадок), конкурсы чтецов, городские конкурсы детского творчества, игровые программы, тесная работа с библиотеками.

Для достижения цели используются разные формы работы во внеурочной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая. В ходе этого у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, дружба.

«Дели»  Разделить предметы на части.  Рыба, пугало, страна, река. Рыба (голова, плавники, хвост, чешуя…)  Пугало (голова, туловище, ноги, банки…)  Страна (горы, равнины, края, области, города…)  Река (Любая река имеет исток, устье, русло, притоки, пойму, долину…).

«Дели» Разделить предметы на части. Рыба, пугало, страна, река.

Рыба (голова, плавники, хвост, чешуя…) Пугало (голова, туловище, ноги, банки…) Страна (горы, равнины, края, области, города…) Река (Любая река имеет исток, устье, русло, притоки, пойму, долину…).

«Подбирай»   Необходимо объединить предметы (найти общий признак). Хлеб, климат, диван - мягкий   Деревня, тетеря, старушка - глухая  Пирог, чай, сок - сладкий  Интересные факты:  Тетеря - это похлебка из ржаной муки. Тетеря - глупый, нерасторопный, невнимательный или незадачливый человек. Тетеря - тетерев или тетёрка (самка тетерева), в некоторых говорах России.
  • «Подбирай»

Необходимо объединить предметы (найти общий признак).

Хлеб, климат, диван - мягкий Деревня, тетеря, старушка - глухая Пирог, чай, сок - сладкий

  • Интересные факты:
  • Тетеря - это похлебка из ржаной муки.
  • Тетеря - глупый, нерасторопный, невнимательный или незадачливый человек.
  • Тетеря - тетерев или тетёрка (самка тетерева), в некоторых говорах России.
«Перефразируй»   Перефразы - это описательный оборот, заменяющий одно слово. Если замена состоит из одного слова, то это синоним. Лев - царь зверей  Рыжая белка  - грациозная гимнастка  Дятел - доктор Айболит, лесной молоток  Опёнок - маленький сторож пенька  Хвоинки - волшебные палочки, оружие насекомых  Кузнечик – зелёный, мячик, попрыгунчик
  • «Перефразируй»

Перефразы - это описательный оборот, заменяющий одно слово. Если замена состоит из одного слова, то это синоним.

Лев - царь зверей Рыжая белка - грациозная гимнастка Дятел - доктор Айболит, лесной молоток Опёнок - маленький сторож пенька Хвоинки - волшебные палочки, оружие насекомых Кузнечик – зелёный, мячик, попрыгунчик