ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
учитель географии МБОУ СОШ № 10 г. Вязьмы Смоленской области Бояршинова Марина Викторовна
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Леонтьев А.А.
Чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Ученые-педагоги в своем кругу называют это «базовыми компетенциями», «функциональной грамотностью», «творческими когнитивными задачами».
Это значит, что в каждый урок или внеурочное занятие должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.
Функциональная грамотность формируется по трем основным направлениям:
- читательские способности
- математическое
- естественнонаучное.
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности по географии подразумевает высокие результаты во всех трех направлениях.
В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:
- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными.
Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.
При работе с текстом на уроках географии используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:
- комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить
материал, выделить главное;
- составление развернутых планов и конспектов параграфов;
- составление простой таблицы на основе параграфа учебника;
- составление кроссвордов;
- создание схематичного рисунка по тексту;
- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста;
- нахождение географических ошибок в предложенном тексте;
- заполнение текста пропущенными словами;
- чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса.
Примеры заданий, проверяющих читательскую грамотность школьников:
Антарктическая кругосветная экспедиция в декабре 2016 г. из порта г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества (РГО). Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно – исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами. На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов.
а) С территории какого государства отправилась в большое плавание команда Антарктической кругосветной экспедиции?
б) Какие типы воздушных масс формируют климат акватории, в пределах которой происходили исследования, указанные в тексте? (Запишите развернутый ответ)
в) Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. (Запишите развернутый ответ)
Работа с географической картой. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ЕГЭ, ОГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:
1) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:
- Перу, Колумбия, Бразилия, Аргентина, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
- Албания, Монголия, Сирия, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.
2) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представление и лучше запомнить карту. Например:
- укажите материки восточного и западного полушарий;
- расположи горы мира с севера на юг: Кордильеры, Альпы, Тибет, Кавказ, Анды, Тянь-Шань.
3) «Узнай объект по описанию»
Дать краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:
Самый маленький материк. (Евразия)
Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)
Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)
Самый большой по площади океан. (Тихий)
Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:
- акула – Сахалин
- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)
- лежащий тигр – Скандинавский полуостров
- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.
5) Немая карта – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:
- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.
- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)
Данные задания выполняются без использования атласов. Рекомендуется применять с 7 класса.
Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА(9 класс): (см. таблицу)
В каком из городов 21 марта солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?
Алгоритм
1. О чем вопрос? (Где раньше начнется новый день.)
2. Когда это происходит? (В чем особенность этого дня?) (Это день равноденствия. На всей Земле день равен ночи.)
3. Где раньше начинается новый день? (На востоке.)
4. Какой из пунктов самый восточный? (Все точки находятся на одной широте и имеют разную долготу. Восточнее расположен пункт, долгота которого имеет самое большое значение – 56° в. д., т. е. пункт Г.)
Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.
Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим схемы, графики, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.
К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:
- работа с климатограммами;
- выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы;
- определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы (уклон, падение и сток реки; абсолютные высоты; и т.д.
Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:
- преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему;
-преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм;
- решение различных географических задач;
Применение данного комплекса приемов повышения функциональной грамотности на уроках географии дает положительные результаты. Это позволит большинству учащихся в дальнейшем самостоятельно успешно подготовиться к экзамену по географии в 9-11 классах и написанию ВПР.
Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением. Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».