Головач Светлана Юрьевна, учитель химии и биологии высшей категории, руководитель ШМО учителей естественно-математических дисциплин.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 92 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Формирование функциональной грамотности на уроках химии и биологии.
Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую работу, умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.
Функциональная грамотность развивается в рамках:
уроков (достижение метапредметных результатов),
проектной деятельности,
введения курсов внеурочной деятельности,
выполнения учащимися заданий из Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы).
Примеры результатов обучения, сформулированные в ФГОС, которые соотносятся с целями формирования функциональной грамотности:
Личностные результаты:
Самоосознание и самооценка: ученик осознает свои сильные и слабые стороны, может адекватно оценивать свои возможности и достижения, умеет ставить перед собой цели и разрабатывать планы по их достижению, оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм.
Ответственность и самостоятельность: ученик проявляет ответственность за свои действия и решения, понимает их последствия, способен принимать самостоятельные решения и действовать в соответствии с ними.
Эмоциональная грамотность: ученик умеет распознавать и регулировать свои эмоции, а также понимать эмоции других людей, способен эффективно справляться со стрессом и конфликтами, адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям.
Командная работа и сотрудничество: ученик умеет работать в команде, учитывая мнения и интересы других, и стремится к достижению общих целей, проявляет инициативу в совместной деятельности и помогает другим.
Гражданская позиция и социальная ответственность: ученик осознает свою роль в обществе и готов участвовать в общественной жизни, проявляя активную гражданскую позицию, понимает важность соблюдения прав и свобод человека, уважает мнение других, умеет точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы.
Критическое мышление и рефлексия: ученик умеет анализировать информацию, делать выводы и обосновывать свою точку зрения, способен проводить рефлексию своего опыта, извлекая уроки из успешных и неудачных действий.
Культурная осведомленность и толерантность: ученик уважает культурные различия, проявляет толерантность и открытость к другим традициям и взглядам, осознает ценность многообразия и умеет взаимодействовать с представителями различных культур.
Метапредметные результаты:
Умение работать с информацией: ученик умеет находить, анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию из различных источников, способен выделять ключевые идеи и делать выводы на основе представленных данных, выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, наблюдениях.
Коммуникативные навыки: ученик умеет эффективно общаться как устно, так и письменно, используя различные формы и средства коммуникации, способен аргументировать свою точку зрения и вести конструктивный диалог.
Регуляция учебной деятельности: ученик умеет планировать свою учебную деятельность, ставить цели и оценивать результаты своей работы, способен осуществлять самооценку и корректировать свои действия в процессе обучения.
Проблемное мышление: ученик умеет выявлять проблемы, ставить вопросы и формулировать гипотезы для их решения, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях, способен применять различные стратегии для поиска и реализации решений в нестандартных ситуациях.
Междисциплинарное мышление: ученик умеет интегрировать знания и навыки из разных предметных областей для решения комплексных задач, способен применять различные подходы и методы в зависимости от контекста задачи, выявлять причинно-следственные связи при изучении разных тем и дисциплин.
Критическое мышление: ученик умеет анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать обоснованные выводы, способен различать факты и мнения, а также формировать собственную точку зрения на основе анализа.
Проектная деятельность: ученик умеет планировать и реализовывать проекты, включая определение целей, распределение ролей и оценку результатов, способен работать в команде, внося свой вклад в достижение общей цели, выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах, использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании.
В быстро меняющемся мире, наполненном технологическими достижениями и глобальными вызовами, способность критически мыслить, анализировать информацию и применять научные знания становится всё более важной.
Формирование естественно-научной грамотности – это комплексный подход, который включает разнообразные методы и стратегии, направленные на развитие у учащихся навыков, необходимых для успешного функционирования в современном мире, основанном на науке и технологии.
Основные подходы к формированию научно-естественной грамотности включают:
Проблемно-ориентированное обучение
Цель: Развить критическое мышление и умение применять знания в нестандартных ситуациях.
Описание: Учащиеся работают над реальными проблемами, которые требуют применения научных знаний для их решения.
Методические приёмы: проектная деятельность, исследовательские работы, дискуссии, дебаты.
Пример: исследование влияния загрязнения воздуха на здоровье человека, разработка проекта по очистке местного водоёма.
2. Исследовательский подход
Цель: Формировать навыки научного метода, включая формулирование гипотез, сбор данных и анализ результатов.
Описание: Стимулирование учащихся к проведению собственных исследований, экспериментов и наблюдений.
Методические приёмы: лабораторные работы, полевые исследования, моделирование, анализ научных статей, экспериментирование.
Пример: проведение эксперимента по изучению влияния различных факторов на рост растений, исследование свойств различных материалов.
3. Интеграция предметов
Цель: Показать взаимосвязь между различными научными областями и их применение в реальной жизни.
Описание: Объединение знаний из разных дисциплин (например, физики, химии, биологии) для решения комплексных задач.
Методические приёмы: тематические проекты, интегрированные уроки, использование междисциплинарных задач.
Пример: использование математических моделей для анализа экологических данных, исследование: как физические и химические условия влияют на биологическое разнообразие в пруду.
4. Использование цифровых технологий
Цель: Повысить интерес к науке и обеспечить доступ к актуальной информации и экспериментам.
Описание: Применение цифровых инструментов и ресурсов для изучения научных концепций и явлений.
Методические приёмы: виртуальные лаборатории, онлайн-экскурсии, использование образовательных приложений и сайтов.
Пример: изучение строения клетки с помощью интерактивной 3D-модели, виртуальное посещение научного музея или океанариума.
5. Формирование критического мышления и анализ информации
Цель: Развить способность к критическому осмыслению и анализу информации, выявлению ложных утверждений, оценке достоверности источников и принятию обоснованных решений.
Описание: Обучение учащихся анализировать и оценивать научные данные, различать факты и мнения.
Методические приёмы: анализ научных статей, работа с различными источниками информации, дебаты, дискуссии.
Пример: анализ новостных статей о научных открытиях, выявлений фальсификаций и мистификаций.
6. Формирование интереса к науке
Цель: Вдохновить учащихся на дальнейшее изучение естественных наук и возможное развитие карьеры в этой области.
Описание: Проведение мероприятий, выставок, научных шоу, экскурсий и других активностей, направленных на популяризацию науки.
Методические приёмы: научные выставки и ярмарки, экскурсий в научные учреждения, лаборатории, университеты и природные заповедники, использование онлайн-платформ для проведения виртуальных экспериментов и научных игр.
Пример: химическое шоу, научная игра, выезд в природный заповедник для изучения экосистемы.
Современные педагогические технологии
Технология смешанного обучения – сочетание традиционного очного обучения с элементами дистанционного обучения.
Проектное обучение – разработка и реализация проектов, направленных на решение конкретных задач.
Игровые технологии – внедрение игровых элементов в учебный процесс для мотивации и вовлечения учащихся.
Кейс-метод – изучение реальных жизненных ситуаций и проблем через обсуждение и анализ.
Технологии персонализированного обучения – адаптация учебного материала и методов под индивидуальные потребности и интересы учащихся.
Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – цифровые платформы, онлайн-курсы, виртуальные лаборатории.
https://skillbox.ru/media/education/bolshaya-podborka-rossiyskikh-onlaynservisov-dlya-interaktivnykh-uchebnykh-zanyatiy/
«Удоба»,
FlikTop
Joyteka,
Online Test Pad
«Юнислайд»,
MyQuiz
«Фабрика кроссвордов»
LearningApps,
Wordwall
Преимущества:
Повышение интереса и вовлеченности учащихся.
Развитие самостоятельности и критического мышления.
Улучшение качества усвоения материала благодаря интерактивным формам обучения.
Существует множество методов, способствующих формированию функциональной грамотности. Все задания, которые направлены на формирование умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной грамотности, можно объединить по блокам:
1. Задания на формирование компетенции: научное объяснение явлений.
2. Задания на формирование компетенции: понимание особенностей естественнонаучного исследования.
3. Задания на формирование компетенции: интерпретация данных для получения выводов.
Методы и приёмы формированию естественнонаучной грамотности
Метод проблемного обучения.
Метод «Древо решений».
Метод «Карусель».
Метод «Кластер».
Прием «Лови ошибку!»
Прием «Исследование в форме наблюдения.»
Приём “Да - нет”.
Смысловое чтение.
Опыты и эксперименты.
Кейс-технологии.
Интерактивные методы изложения учебного материала ориентированы на активное взаимодействие учеников с содержанием урока. Сюда относятся различные методы, которые создают более благоприятную обстановку для развития функциональной грамотности, поскольку активизируют учащихся и стимулируют их использовать языковые навыки на практике.
Метод | Описание | Эффективность |
Обсуждения в группах | Разделение учеников на группы для обсуждения тем или задач из учебного материала | - Способствует активной коммуникации - Развивает навыки аргументации и убеждения |
Игровые задания | Использование игр, головоломок и других интерактивных заданий для применения материала на практике | - Стимулирует активную работу и обмен знаниями - Повышает мотивацию учеников |
Проектная деятельность | Выполнение учениками проектов на основе учебного материала | - Стимулирует самостоятельную работу - Развивает навыки планирования и организации |
Использование технологий | Использование интерактивных досок, онлайн-платформ и других технологий | - Предоставляет доступ к дополнительным ресурсам - Способствует визуализации учебного материала |
Формирование любой компетенции происходит, прежде всего, через практическую деятельность. Один из возможных путей воплощения этого – использование технологии веб-квеста. Веб-квест в педагогике – это современная технология, основанная на проблнмном задании с элементами игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Практически, это целенаправленный поиск информации, представление её.
Работа над квестом помогает каждого учащегося включить в активную индивидуальную или групповую деятельность, способствует развитию навыка творческой деятельности, решению возникающих проблем на основе полученных знаний в новом контексте, что тренирует мыслительные способности учеников (сравнение, обобщение, классификация, выделение общего и частного). Развивается читательская грамотность, как способность понимать и использовать письменные тексты для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности. Учащиеся воспринимают задание как нечто реальное, используя естественнонаучные знания для понимания, обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации (естественно-научная грамотность).
Таким образом, данная технология отвечает ещё одному современному требованию – деятельностному подходу.
Использование веб-квеста является полезным инструментом для внедрения игры в обучение, что повышает мотивацию учащихся, интерес к предмету. А умение быстро и оптимально решить поставленную задачу способствует развитию креативности.
Пример: Веб-квест "Отдел Покрытосеменные, или Цветковые" 6 класс
https://learningapps.org/37410638
Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат.
Интерактивный плакат - это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счёт использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты и предоставляют его в более наглядной и эффективной форме.
Примеры:
Интерактивный плакат «Жизненные формы растений»
https://learningapps.org/display?v=pxibsp4yc25
Интерактивный плакат «Мыло»
https://interacty.me/projects/fc443845ecd0f775
В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: за счёт использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний и за счёт использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации.
По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса.
Интерактивные плакаты открывают новые возможности и перспективы для творчества школьников под руководством учителя. Их можно активно использовать в качестве домашнего задания при дистанционном обучении, а также во внеурочной деятельности в школе. Можно предоставить создание таких плакатов учащимся в рамках индивидуального проекта.
Интерактивные методы изложения учебного материала играют ключевую роль в развитии функциональной грамотности учащихся в современном образовании. Их применение способствует не только более эффективному усвоению учебного материала, но и развитию широкого спектра навыков, необходимых для успешной коммуникации и адаптации в современном обществе.
Формирование функциональной грамотности является критически важным для успеха учеников в современном мире. Учителя играют ключевую роль в этом процессе, применяя различные методы и подходы для интеграции грамотности в учебный процесс.
В заключение хочу подчеркнуть, что переход к обновлённым ФГОС – это не только вызов, но и возможность. Возможность для нас, как учителей, развивать новые подходы к обучению и формировать у наших учеников необходимые навыки для успешной жизни в современном мире. Давайте вместе работать над тем, чтобы наши уроки стали не только источником знаний, но и площадкой для развития функциональной грамотности.