СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках химии и биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья представлена  на школьном методическом объединении учителей предметов естественно-математического цикла. Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую работу, умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках химии и биологии»

Головач Светлана Юрьевна, учитель химии и биологии высшей категории, руководитель ШМО учителей естественно-математических дисциплин.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 92 ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ.


Формирование функциональной грамотности на уроках химии и биологии.

Формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую работу, умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии.

Функциональная грамотность развивается в рамках:

  • уроков (достижение метапредметных результатов),

  • проектной деятельности,

  • введения курсов внеурочной деятельности,

  • выполнения учащимися заданий из Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы).

Примеры результатов обучения, сформулированные в ФГОС, которые соотносятся с целями формирования функциональной грамотности:

Личностные результаты:

Самоосознание и самооценка: ученик осознает свои сильные и слабые стороны, может адекватно оценивать свои возможности и достижения, умеет ставить перед собой цели и разрабатывать планы по их достижению, оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм.

Ответственность и самостоятельность: ученик проявляет ответственность за свои действия и решения, понимает их последствия, способен принимать самостоятельные решения и действовать в соответствии с ними.

Эмоциональная грамотность: ученик умеет распознавать и регулировать свои эмоции, а также понимать эмоции других людей, способен эффективно справляться со стрессом и конфликтами, адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природным условиям.

Командная работа и сотрудничество: ученик умеет работать в команде, учитывая мнения и интересы других, и стремится к достижению общих целей, проявляет инициативу в совместной деятельности и помогает другим.

Гражданская позиция и социальная ответственность: ученик осознает свою роль в обществе и готов участвовать в общественной жизни, проявляя активную гражданскую позицию, понимает важность соблюдения прав и свобод человека, уважает мнение других, умеет точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы.

Критическое мышление и рефлексия: ученик умеет анализировать информацию, делать выводы и обосновывать свою точку зрения, способен проводить рефлексию своего опыта, извлекая уроки из успешных и неудачных действий.

Культурная осведомленность и толерантность: ученик уважает культурные различия, проявляет толерантность и открытость к другим традициям и взглядам, осознает ценность многообразия и умеет взаимодействовать с представителями различных культур.

Метапредметные результаты:

Умение работать с информацией: ученик умеет находить, анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию из различных источников, способен выделять ключевые идеи и делать выводы на основе представленных данных, выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, наблюдениях.

Коммуникативные навыки: ученик умеет эффективно общаться как устно, так и письменно, используя различные формы и средства коммуникации, способен аргументировать свою точку зрения и вести конструктивный диалог.

Регуляция учебной деятельности: ученик умеет планировать свою учебную деятельность, ставить цели и оценивать результаты своей работы, способен осуществлять самооценку и корректировать свои действия в процессе обучения.

Проблемное мышление: ученик умеет выявлять проблемы, ставить вопросы и формулировать гипотезы для их решения, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях, способен применять различные стратегии для поиска и реализации решений в нестандартных ситуациях.

Междисциплинарное мышление: ученик умеет интегрировать знания и навыки из разных предметных областей для решения комплексных задач, способен применять различные подходы и методы в зависимости от контекста задачи, выявлять причинно-следственные связи при изучении разных тем и дисциплин.

Критическое мышление: ученик умеет анализировать информацию, оценивать ее достоверность и делать обоснованные выводы, способен различать факты и мнения, а также формировать собственную точку зрения на основе анализа.

Проектная деятельность: ученик умеет планировать и реализовывать проекты, включая определение целей, распределение ролей и оценку результатов, способен работать в команде, внося свой вклад в достижение общей цели, выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах, использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании.

В быстро меняющемся мире, наполненном технологическими достижениями и глобальными вызовами, способность критически мыслить, анализировать информацию и применять научные знания становится всё более важной.

Формирование естественно-научной грамотности – это комплексный подход, который включает разнообразные методы и стратегии, направленные на развитие у учащихся навыков, необходимых для успешного функционирования в современном мире, основанном на науке и технологии.

Основные подходы к формированию научно-естественной грамотности включают:

  1. Проблемно-ориентированное обучение

Цель: Развить критическое мышление и умение применять знания в нестандартных ситуациях.

Описание: Учащиеся работают над реальными проблемами, которые требуют применения научных знаний для их решения.

Методические приёмы: проектная деятельность, исследовательские работы, дискуссии, дебаты.

Пример: исследование влияния загрязнения воздуха на здоровье человека, разработка проекта по очистке местного водоёма.

2. Исследовательский подход

Цель: Формировать навыки научного метода, включая формулирование гипотез, сбор данных и анализ результатов.

Описание: Стимулирование учащихся к проведению собственных исследований, экспериментов и наблюдений.

Методические приёмы: лабораторные работы, полевые исследования, моделирование, анализ научных статей, экспериментирование.

Пример: проведение эксперимента по изучению влияния различных факторов на рост растений, исследование свойств различных материалов.

3. Интеграция предметов

Цель: Показать взаимосвязь между различными научными областями и их применение в реальной жизни.

Описание: Объединение знаний из разных дисциплин (например, физики, химии, биологии) для решения комплексных задач.

Методические приёмы: тематические проекты, интегрированные уроки, использование междисциплинарных задач.

Пример: использование математических моделей для анализа экологических данных, исследование:  как физические и химические условия влияют на биологическое разнообразие в пруду.

4. Использование цифровых технологий

Цель: Повысить интерес к науке и обеспечить доступ к актуальной информации и экспериментам.

Описание: Применение цифровых инструментов и ресурсов для изучения научных концепций и явлений.

Методические приёмы: виртуальные лаборатории, онлайн-экскурсии, использование образовательных приложений и сайтов.

Пример: изучение строения клетки с помощью интерактивной 3D-модели, виртуальное посещение научного музея или океанариума.

5. Формирование критического мышления и анализ информации

Цель: Развить способность к критическому осмыслению и анализу информации, выявлению ложных утверждений, оценке достоверности источников и принятию обоснованных решений.

Описание: Обучение учащихся анализировать и оценивать научные данные, различать факты и мнения.

Методические приёмы: анализ научных статей, работа с различными источниками информации, дебаты, дискуссии.

Пример: анализ новостных статей о научных открытиях, выявлений фальсификаций и мистификаций.

6. Формирование интереса к науке

Цель: Вдохновить учащихся на дальнейшее изучение естественных наук и возможное развитие карьеры в этой области.

Описание: Проведение мероприятий, выставок, научных шоу, экскурсий и других активностей, направленных на популяризацию науки.

Методические приёмы: научные выставки и ярмарки, экскурсий в научные учреждения, лаборатории, университеты и природные заповедники, использование онлайн-платформ для проведения виртуальных экспериментов и научных игр.

Пример: химическое шоу, научная игра, выезд в природный заповедник для изучения экосистемы.

Современные педагогические технологии

  • Технология смешанного обучения – сочетание традиционного очного обучения с элементами дистанционного обучения.

  • Проектное обучение – разработка и реализация проектов, направленных на решение конкретных задач.

  • Игровые технологии – внедрение игровых элементов в учебный процесс для мотивации и вовлечения учащихся.

  • Кейс-метод – изучение реальных жизненных ситуаций и проблем через обсуждение и анализ.

  • Технологии персонализированного обучения – адаптация учебного материала и методов под индивидуальные потребности и интересы учащихся.

  • Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) – цифровые платформы, онлайн-курсы, виртуальные лаборатории.

https://skillbox.ru/media/education/bolshaya-podborka-rossiyskikh-onlaynservisov-dlya-interaktivnykh-uchebnykh-zanyatiy/

«Удоба»,

FlikTop

Joyteka,

Online Test Pad

«Юнислайд»,

MyQuiz

«Фабрика кроссвордов»

LearningApps,

Wordwall

Преимущества:

  • Повышение интереса и вовлеченности учащихся.

  • Развитие самостоятельности и критического мышления.

  • Улучшение качества усвоения материала благодаря интерактивным формам обучения.

Существует множество методов, способствующих формированию функциональной грамотности. Все задания, которые направлены на формирование умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной грамотности, можно объединить по блокам:

1. Задания на формирование компетенции: научное объяснение явлений.

2. Задания на формирование компетенции: понимание особенностей естественнонаучного исследования.

3. Задания на формирование компетенции: интерпретация данных для получения выводов.

Методы и приёмы формированию естественнонаучной грамотности

Метод проблемного обучения.

Метод «Древо решений».

Метод «Карусель».

Метод «Кластер».

Прием «Лови ошибку!»

Прием «Исследование в форме наблюдения.»

Приём “Да - нет”.

Смысловое чтение.

Опыты и эксперименты.

Кейс-технологии.

Интерактивные методы изложения учебного материала ориентированы на активное взаимодействие учеников с содержанием урока. Сюда относятся различные методы, которые создают более благоприятную обстановку для развития функциональной грамотности, поскольку активизируют учащихся и стимулируют их использовать языковые навыки на практике.

Метод

Описание

Эффективность

Обсуждения в группах

Разделение учеников на группы для обсуждения тем или задач из учебного материала

- Способствует активной коммуникации

- Развивает навыки аргументации и убеждения

Игровые задания

Использование игр, головоломок и других интерактивных заданий для применения материала на практике

- Стимулирует активную работу и обмен знаниями

- Повышает мотивацию учеников

Проектная деятельность

Выполнение учениками проектов на основе учебного материала

- Стимулирует самостоятельную работу

- Развивает навыки планирования и организации

Использование технологий

Использование интерактивных досок, онлайн-платформ и других технологий

- Предоставляет доступ к дополнительным ресурсам

- Способствует визуализации учебного материала


Формирование любой компетенции происходит, прежде всего, через практическую деятельность. Один из возможных путей воплощения этого – использование технологии веб-квеста. Веб-квест в педагогике – это современная технология, основанная на проблнмном задании с элементами игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Практически, это целенаправленный поиск информации, представление её.

Работа над квестом помогает каждого учащегося включить в активную индивидуальную или групповую деятельность, способствует развитию навыка творческой деятельности, решению возникающих проблем на основе полученных знаний в новом контексте, что тренирует мыслительные способности учеников (сравнение, обобщение, классификация, выделение общего и частного). Развивается читательская грамотность, как способность понимать и использовать письменные тексты для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности. Учащиеся воспринимают задание как нечто реальное, используя естественнонаучные знания для понимания, обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации (естественно-научная грамотность).

Таким образом, данная технология отвечает ещё одному современному требованию – деятельностному подходу.

Использование веб-квеста является полезным инструментом для внедрения игры в обучение, что повышает мотивацию учащихся, интерес к предмету. А умение быстро и оптимально решить поставленную задачу способствует развитию креативности.

Пример: Веб-квест "Отдел Покрытосеменные, или Цветковые" 6 класс

https://learningapps.org/37410638

Одним из наиболее интересных новшеств стал интерактивный плакат.

Интерактивный плакат - это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Интерактивность обеспечивается за счёт использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д. такие плакаты содержат гораздо больше учебного материала, чем обычные мультимедийные плакаты и предоставляют его в более наглядной и эффективной форме.

Примеры:

Интерактивный плакат «Жизненные формы растений»

https://learningapps.org/display?v=pxibsp4yc25


Интерактивный плакат «Мыло»

https://interacty.me/projects/fc443845ecd0f775

В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов: за счёт использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний и за счёт использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации.

По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса.

Интерактивные плакаты открывают новые возможности и перспективы для творчества школьников под руководством учителя. Их можно активно использовать в качестве домашнего задания при дистанционном обучении, а также во внеурочной деятельности в школе. Можно предоставить создание таких плакатов учащимся в рамках индивидуального проекта.

Интерактивные методы изложения учебного материала играют ключевую роль в развитии функциональной грамотности учащихся в современном образовании. Их применение способствует не только более эффективному усвоению учебного материала, но и развитию широкого спектра навыков, необходимых для успешной коммуникации и адаптации в современном обществе.

Формирование функциональной грамотности является критически важным для успеха учеников в современном мире. Учителя играют ключевую роль в этом процессе, применяя различные методы и подходы для интеграции грамотности в учебный процесс.

В заключение хочу подчеркнуть, что переход к обновлённым ФГОС – это не только вызов, но и возможность. Возможность для нас, как учителей, развивать новые подходы к обучению и формировать у наших учеников необходимые навыки для успешной жизни в современном мире. Давайте вместе работать над тем, чтобы наши уроки стали не только источником знаний, но и площадкой для развития функциональной грамотности.