Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках химии»
Формирование функциональной грамотности на уроках химии.
В восьмом классе на уроке по теме «Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ» функциональную грамотность можно формировать на всех этапах урока. Так, при проверке домашнего задания, частью которого было найти в ПСХЭ химические элементы, названные в честь стран, у обучающихся формируется естественнонаучная грамотность. Кроме этого, предлагаю расписать электроны по энергетическим уровням у каждого элемента (математическая грамотность).
На этапе освоения нового знания у обучающихся также формируется естественнонаучная и математическая грамотность (при проведении химического эксперимента и подборе коэффициентов в уравнениях реакций).
Далее предлагаю работу по карточке:
Типы химических реакций.
По числу вступивших и образующихся в результате реакций веществ различают 4 типа химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.
В реакциях соединения из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество.
А+В =С 2Ca + O2 = 2CaO
Реакции разложения приводят к распаду одного исходного сложного вещества на несколько продуктов.
С = А + В 2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O
Реакция замещения – реакция между простым и сложным веществами с образованием двух новых веществ – простого и сложного.
А + ВС = АС + В CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
Реакциями обмена называют взаимодействие между двумя сложными веществами, при котором они обмениваются атомами или группами атомов.
АВ + СD = AD + CB FeS + 2HCl = FeCl2 + H2S
Алиса заболела, пропустила уроки в школе. Когда она выздоровела, оказалось, что она не может выполнить задание по химию. Используя текст, помогите выполнить упражнение, заполнив таблицу.
Типы химических реакций |
| Соединения | Разложения | Замещения | Обмена |
Схема реакции | | | | |
Примеры уравнений реакций | | | | |
Данный вид работы способствует формированию читательской грамотности.
При обсуждении домашнего задания предлагаю для тех реакций, которые обучающиеся провели экспериментально (нагревание медной проволоки, разложение пероксида водорода под действием катализатора измельченной моркови, хлорида меди (2) с железом, сульфата меди (2) с гидроксидом калия), придумать иллюстрации или плакат, рекламу, формируя тем самым критическое мышление.