Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в основной и средней школе»
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Из опыта работы
Овчарова Жанна Сергеевна
учитель немецкого языка
МБОУ «Павловская СОШ»
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
/А. А. Леонтьев/
Функциональная грамотность
способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней (владение минимумом общественно необходимых знаний, умений и навыков).
Основные компоненты
функциональной грамотности:
Дополнительные компоненты
функциональной грамотности:
- финансовая грамотность;
- разрешение проблем;
- креативное мышление;
- глобальные компетенции.
читательская грамотность;
математическая грамотность;
естественнонаучная грамотность.
Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка. Чтение. Аудирование. Письмо.
Некоторые виды заданий при работе с текстом
ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
- прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;
- посмотри на фото и скажи, какую жизнь могут вести люди, изображенные на фото;
- опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке;
- дай определение следующим словам;
- соедини слова с их определениями;
- определи различные значения одного и того же слова;
- найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;
- прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
Некоторые виды заданий при работе с текстом
ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
- прочти текст, раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;
- выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
- составь план текста;
- заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
- передай основную идею текста несколькими предложениями.
Некоторые виды заданий при работе с текстом
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
- ответь на вопросы по содержанию текста;
- выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
- заполни таблицу по содержанию текста;
- дополни предложения словами из текста;
- выскажи свое отношение к прочитанному;
- составь вопросы к тексту;
- подготовь пересказ текста.
Аудирование
Упражнения на восприятие диалогической речи «со стороны»:
- прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему;
- прослушайте начало диалога, составьте его окончание;
- прослушайте запись, перескажите разговор действующих лиц;
- прослушайте диалог, перескажите его в форме монолога (прокомментируйте его, дайте характеристику одному из действующих лиц, подберите к нему заголовок и объясните его) и т.д.;
- найдите место где можно и нужно вмешаться в разговор с целью уточнить какое либо сообщение;
- выделите новую для вас информацию;
- озаглавьте (укажите) тему беседы;
Аудирование
Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге: - прослушайте ряд вопросов, дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе; - прослушайте начало диалога (полилога), продолжайте его в парной работе; - по мере восприятия диалога в записи, замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями; воспроизведите потом диалог в новом варианте в парной работе и т.д.
Аудирование
Упражнения для обучения восприятию монологической речи:
- прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы; - воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины и т. д.); - просмотрите фильм, объясните его основную идею; - выделите в речевом сообщении куски и озаглавьте их; - прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: а) тема сообщения, б) действующие лица, в) краткое изложение содержания, г) основная идея, д) оценка прослушанного.
Письмо
О дними из самых эффективных заданий для учащихся основной и средней школы являются задания:
- составить автобиографию и резюме;
- ответы на вопросы формуляров и анкет;
- различного рода заявления (о зачислении на учебу или приеме на работу);
- написать поздравительную открытку; записку любого содержания (сообщение, приглашение, просьба);
- письма и ответы на них (личные, официальные);
- написать рассказ (на основе материала или личного опыта);
- изложение (прочитанного или услышанного текста);
- план и тезисы письменного или устного текста;
- аннотация;
- реферат и доклад;
- эссе и сочинение.
Автобиография
4
Поздравительные открытки
4
Приглашение
Анкета
Деловое письмо
Личное письмо
Рассказ (по картинкам)
Спасибо за внимание!
Источники:
1. https://e-koncept.ru 2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения.
Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного.
- URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf
3. Материалы онлайн-конференции издательства «Просвещение»
«Функциональная грамотность: Вызовы и эффективные практики», 2020 г.
4. Материалы онлайн-конференции издательства «Просвещение»
«Читательская грамотность – ключ к успеху в жизни», 2020 г.