СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в основной и средней школе

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование ФГ: чтение, аудирование, письмо.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка в основной и средней школе»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Из опыта работы Овчарова Жанна Сергеевна учитель немецкого языка МБОУ «Павловская СОШ»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Из опыта работы

Овчарова Жанна Сергеевна

учитель немецкого языка

МБОУ «Павловская СОШ»

 «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».     /А. А. Леонтьев/

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

/А. А. Леонтьев/

Функциональная грамотность способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней (владение минимумом общественно необходимых знаний, умений и навыков).

Функциональная грамотность

способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней (владение минимумом общественно необходимых знаний, умений и навыков).

Основные компоненты функциональной грамотности: Дополнительные компоненты функциональной грамотности: финансовая грамотность; разрешение проблем; креативное мышление; глобальные компетенции. читательская грамотность; математическая грамотность; естественнонаучная грамотность.

Основные компоненты

функциональной грамотности:

Дополнительные компоненты

функциональной грамотности:

  • финансовая грамотность;
  • разрешение проблем;
  • креативное мышление;
  • глобальные компетенции.

читательская грамотность;

математическая грамотность;

естественнонаучная грамотность.

Формирование функциональной грамотности  на уроках иностранного языка.   Чтение. Аудирование. Письмо.

Формирование функциональной грамотности на уроках иностранного языка. Чтение. Аудирование. Письмо.

Некоторые виды заданий при работе с текстом ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте; посмотри на   фото и скажи, какую   жизнь   могут   вести   люди, изображенные     на фото; опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке; дай определение следующим словам; соедини слова с их определениями; определи различные значения одного и того же слова; найди в тексте предложения с определенной грамматической формой; прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Некоторые виды заданий при работе с текстом

ПРЕДТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  • прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;
  • посмотри на   фото и скажи, какую   жизнь   могут   вести   люди, изображенные     на фото;
  • опиши картинку (соответствующую тематике текста), затем прочти текст и найди ошибки в картинке;
  • дай определение следующим словам;
  • соедини слова с их определениями;
  • определи различные значения одного и того же слова;
  • найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;
  • прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.
Некоторые виды заданий при работе с текстом ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ прочти текст, раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них; выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию; составь план текста; заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме; передай основную идею текста несколькими предложениями.

Некоторые виды заданий при работе с текстом

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  • прочти текст, раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;
  • выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;
  • составь план текста;
  • заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;
  • передай основную идею текста несколькими предложениями.
Некоторые виды заданий при работе с текстом ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ответь на вопросы по содержанию текста; выбери правильный ответ (тест по содержанию текста); заполни таблицу по содержанию текста; дополни предложения словами из текста; выскажи свое отношение к прочитанному; составь вопросы к тексту; подготовь пересказ текста.

Некоторые виды заданий при работе с текстом

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

  • ответь на вопросы по содержанию текста;
  • выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);
  • заполни таблицу по содержанию текста;
  • дополни предложения словами из текста;
  • выскажи свое отношение к прочитанному;
  • составь вопросы к тексту;
  • подготовь пересказ текста.
Аудирование Упражнения на восприятие диалогической речи «со стороны»: прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему; прослушайте начало диалога, составьте его окончание; прослушайте запись, перескажите разговор действующих лиц; прослушайте диалог, перескажите его в форме монолога (прокомментируйте его, дайте характеристику одному из действующих лиц, подберите к нему заголовок и объясните его) и т.д.; найдите место где можно и нужно вмешаться в разговор с целью уточнить какое либо сообщение; выделите новую для вас информацию; озаглавьте (укажите) тему беседы;

Аудирование

Упражнения на восприятие диалогической речи «со стороны»:

  • прослушайте диалог, составьте аналогичный на ту же тему;
  • прослушайте начало диалога, составьте его окончание;
  • прослушайте запись, перескажите разговор действующих лиц;
  • прослушайте диалог, перескажите его в форме монолога (прокомментируйте его, дайте характеристику одному из действующих лиц, подберите к нему заголовок и объясните его) и т.д.;
  • найдите место где можно и нужно вмешаться в разговор с целью уточнить какое либо сообщение;
  • выделите новую для вас информацию;
  • озаглавьте (укажите) тему беседы;
Аудирование Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге:  - прослушайте ряд вопросов, дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе;  - прослушайте начало диалога (полилога), продолжайте его в парной работе;  - по мере восприятия диалога в записи, замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями; воспроизведите потом диалог в новом варианте в парной работе и т.д.

Аудирование

Упражнения для восприятия диалоговой речи при участии в диалоге: - прослушайте ряд вопросов, дайте развернутые ответы в отведенной для этого паузе; - прослушайте начало диалога (полилога), продолжайте его в парной работе; - по мере восприятия диалога в записи, замените реплики одного из действующих лиц синонимическими выражениями; воспроизведите потом диалог в новом варианте в парной работе и т.д.

Аудирование Упражнения для обучения восприятию монологической речи: - прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы;  - воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины и т. д.);  - просмотрите фильм, объясните его основную идею;  - выделите в речевом сообщении куски и озаглавьте их;  - прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: а) тема сообщения, б) действующие лица, в) краткое изложение содержания, г) основная идея, д) оценка прослушанного.

Аудирование

Упражнения для обучения восприятию монологической речи:

- прослушайте текст, ответьте развернуто на вопросы; - воспроизведите прослушанное с некоторым видоизменением конца (начала, середины и т. д.); - просмотрите фильм, объясните его основную идею; - выделите в речевом сообщении куски и озаглавьте их; - прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: а) тема сообщения, б) действующие лица, в) краткое изложение содержания, г) основная идея, д) оценка прослушанного.

Письмо О дними из самых эффективных заданий для учащихся основной и средней школы являются задания: составить автобиографию и резюме; ответы на вопросы формуляров и анкет; различного рода заявления (о зачислении на учебу или приеме на работу); написать поздравительную открытку; записку любого содержания (сообщение, приглашение, просьба); письма и ответы на них (личные, официальные); написать рассказ (на основе материала или личного опыта); изложение (прочитанного или услышанного текста); план и тезисы письменного или устного текста; аннотация; реферат и доклад; эссе и сочинение.

Письмо

О дними из самых эффективных заданий для учащихся основной и средней школы являются задания:

  • составить автобиографию и резюме;
  • ответы на вопросы формуляров и анкет;
  • различного рода заявления (о зачислении на учебу или приеме на работу);
  • написать поздравительную открытку; записку любого содержания (сообщение, приглашение, просьба);
  • письма и ответы на них (личные, официальные);
  • написать рассказ (на основе материала или личного опыта);
  • изложение (прочитанного или услышанного текста);
  • план и тезисы письменного или устного текста;
  • аннотация;
  • реферат и доклад;
  • эссе и сочинение.
Автобиография 4

Автобиография

4

Поздравительные открытки 4

Поздравительные открытки

4

Приглашение

Приглашение

Анкета

Анкета

Деловое письмо

Деловое письмо

Личное письмо

Личное письмо

Рассказ  (по картинкам)

Рассказ (по картинкам)

Спасибо за внимание! Источники: 1. https://e-koncept.ru  2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного.  - URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf 3. Материалы онлайн-конференции издательства «Просвещение» «Функциональная грамотность: Вызовы и эффективные практики», 2020 г. 4. Материалы онлайн-конференции издательства «Просвещение» «Читательская грамотность – ключ к успеху в жизни», 2020 г.

Спасибо за внимание!

Источники:

1. https://e-koncept.ru 2. Рождественская Л., Логвина И. Формирование навыков функционального чтения.

Пособие для учителей. Курс для учителей русского языка как родного.

- URL: http://umr.rcokoit.ru/dld/metodsupport/frrozhdest.pdf

3. Материалы онлайн-конференции издательства «Просвещение»

«Функциональная грамотность: Вызовы и эффективные практики», 2020 г.

4. Материалы онлайн-конференции издательства «Просвещение»

«Читательская грамотность – ключ к успеху в жизни», 2020 г.