СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики и русского языка в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Все эти навыки формируются именно в школе и одной из основных задач школьного образования - подготовить учащихся к адаптации в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики и русского языка в начальной школе"»

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики и русского языка в начальной школе


Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

Какими качествами должен обладать ученик начальной школы?

  • 1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.

  • 2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.

  • 3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.

  • 4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу. 

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А. Леонтьеву).

Прием «Лови ошибку»

  • Спишите, исправив ошибки.

выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!

  •  Спишите, исправив ошибки.

Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.





Прием «Ассоциации»

Берёза - лето Мороз – холод

Ребята – дети Петух – Петя

Ученик – учение Рябина - ягода

Прием «Удивляй!» и «Яркое пятно»

Урок русского языка 1 класс «Звуки и буквы»

Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.

Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.

А И Ж М Н Щ Ы У Д О

Одни в группу сестры, вторые - брата.

Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?

Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата?

Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?

Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения слова. Объясни значение слов.

1) К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова.

Я старался не спугнуть морских котиков. Но вот встревожилась ближайшая ко мне самочка.

Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами. Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в движение.

Ответ: завозился, зашевелились, закачались, заныряли

Комментарий: Применение способа в рамках действия более высокого порядка. Приставка выступает средством связи в тексте, выражая значение начала действия, которое прямо сформулировано в последнем предложении. Задача: «примерить» приставку к словам текста, найти глаголы, которые должны конкретизировать значение «начало движения».

1) Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они находятся в середине предложения.

  • Белгород (название города)

  • Банка (стеклянный сосуд)

  • Башкиры (название народа)

  • Байкал (название озера)

  • Белка (название зверька)

Приём «Ложная альтернатива»

  • Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?

  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?

  • Столица России - Париж или Минск?

Приём « Да - Нет»

На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

Это самостоятельная часть речи? - да;

Она обозначает признак предмета? – нет;

Эта часть речи склоняется? – да;

Это самая многочисленная часть речи? – да.

Ребята делают вывод, что это существительное.

Прием «Добавь следующее»

Дети придумывают слова на тему «Школа»

1.Парта.

2.Парта, доска.

3. Парта, доска, мел и т.д.

Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.

Приём «Рюкзак»

Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, чему можете научить товарища.

Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.

в)способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.

г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий.

К инструментам формирования функциональной математической грамотности относятся:

1)Технология проектов

2) Технология проблемного обучения

3) Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.

4)Игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры)

На каждом уроке мы используем приемы формирования функциональной математической грамотности, такие как:

Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.









Задача с избыточными данными.

«Карлсон съел на завтрак 6 булочек, 5 мороженых, 3 ананаса, 2 шоколадки и 3 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?



Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях.

1.Рассчитай стоимость экскурсионной поездки, если известно, что в поездку отправилось 25 учащихся, а цена одного билета 1200 рублей.

2.Ваня разговаривал с мамой по телефону 15 минут. Сколько средств со своего счета он потратил, если известно, что стоимость минуты разговора, согласно его тарифу, 50 копеек?

3.Ваня Петров разговаривает с мамой с 12 ч.50 мин до 13 ч. 10 мин.

Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор

8 рублей?

Название тарифа

Цена 1 минуты разговора

Дополнительные условия

«Детский»

50 коп.

Нет условий

«Подарочный»

25 коп.

После 13 ч. 00 мин. цена первой минуты разговора 1 рубль 50 копеек за 1 минуту, остальное время по 25 копеек за минуту

«Дружеский»

15 коп.

До 13 ч.00мин. цена минуты 1рубль, а после 13 ч. 00 мин. – цена 1 минуты – 15 копеек

Ремонт квартиры (деловая игра) на уроке математики в 4 классе, нахождение площади и периметра.

  1. Работа с задачами.

- Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.

- Решение задач различными способами.

- Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. - Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению - Решение задач с недостающими и избыточными данными.

- Изменение вопроса задачи. Использование приема сравнения задач.

Запись двух решений - одного правильного другого неправильного. - Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием. -Решение обратных задач.

- решение нестандартных задач

На схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены занятые места. Пятеро друзей хотят сидеть на одном ряду и выбирают самый дешевый вариант. Они будут сидеть на … ряду и заплатят … рублей


Места заняты

100 р.

150 р.



120 р.

ЭКРАН


Допиши единицы измерений:


площадь школьного пенала прямоугольной формы 180

длина дорожки 50

площадь кухни 12

высота окна 145

длина гвоздя 100

высота дома 16

рост школьника 1 360

Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)

Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.

Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания: Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии). Или предложена задача:

В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Работали в парах. Каждая пара предлагала свой набор продуктов и украшений. Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться

Формула, раскрывающая принцип функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»