Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики и русского языка в начальной школе
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни, а обучить мобильную личность, способной при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Все эти функциональные навыки формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
Какими качествами должен обладать ученик начальной школы?
1. Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация.
2. Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи.
3. Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе.
4. Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (по А.А. Леонтьеву).
Прием «Лови ошибку»
Спишите, исправив ошибки.
выпал снег саша. И коля чистят. Каток весело. Работать ребятам!
Спишите, исправив ошибки.
Унас жывёт кот семён.он добрый и очен пушыстый. Сам он весь чорный а ушы у нево белинькие. Хвосьтик Сёма держит трубой. Гласки хитрыи .А ещё он дрочюн. На нашей улеце ево боятся все каты. А мышы не баятся, потому што Сёма не любит лавить мышей.
Прием «Ассоциации»
Берёза - лето Мороз – холод
Ребята – дети Петух – Петя
Ученик – учение Рябина - ягода
Прием «Удивляй!» и «Яркое пятно»
Урок русского языка 1 класс «Звуки и буквы»
Ребята, в некотором царстве, в некотором государстве жили - были брат и сестра. Сестра всегда пела и танцевала и любила носить красные платья, а брат петь не мог, но любил носить синие или зеленые, а иногда и сине-зеленые вещи. Но это их не расстраивало, ведь сестра всегда ходила с братом, держась за руку, и всегда пела красивые песни.
Ребята на доске буквы нам надо их разделить на две группы.
А И Ж М Н Щ Ы У Д О
Одни в группу сестры, вторые - брата.
Ребята, как вы думаете, какие буквы отправим в группу сестры, а какие брата?
Как вы думаете, какого цвета будут буквы в группе сестры, а брата?
Молодцы, хотите узнать, как звали сестру и брата?
Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения слова. Объясни значение слов.
1) К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова.
Я старался не спугнуть морских котиков. Но вот встревожилась ближайшая ко мне самочка.
Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами. Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в движение.
Ответ: завозился, зашевелились, закачались, заныряли
Комментарий: Применение способа в рамках действия более высокого порядка. Приставка выступает средством связи в тексте, выражая значение начала действия, которое прямо сформулировано в последнем предложении. Задача: «примерить» приставку к словам текста, найти глаголы, которые должны конкретизировать значение «начало движения».
1) Отметь слова, которые нужно написать с большой буквы, даже если они находятся в середине предложения.
Белгород (название города)
Банка (стеклянный сосуд)
Башкиры (название народа)
Байкал (название озера)
Белка (название зверька)
Приём «Ложная альтернатива»
Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?
Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
Столица России - Париж или Минск?
Приём « Да - Нет»
На уроке по изучению темы « Морфология» загадывается определенная часть речи, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Это самостоятельная часть речи? - да;
Она обозначает признак предмета? – нет;
Эта часть речи склоняется? – да;
Это самая многочисленная часть речи? – да.
Ребята делают вывод, что это существительное.
Прием «Добавь следующее»
Дети придумывают слова на тему «Школа»
1.Парта.
2.Парта, доска.
3. Парта, доска, мел и т.д.
Первое время детям под силу назвать по порядку только 5–6 слов, в конце года – уже 10–12 слов.
Приём «Рюкзак»
Данный вид рефлексии вы можете использовать на своих уроках после изучения большого раздела. Вот вам рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, чему можете научить товарища.
Например, «Я научилась хорошо определять падежи имен существительных в словосочетаниях» или «Я хорошо научилась различать родительный и винительный падежи».
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а)понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни
б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.
в)способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.
г)совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий.
К инструментам формирования функциональной математической грамотности относятся:
1)Технология проектов
2) Технология проблемного обучения
3) Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.
4)Игровые технологии (ребусы, кроссворды, математические игры)
На каждом уроке мы используем приемы формирования функциональной математической грамотности, такие как:
Задания занимательного характера на развитие логического, алгоритмического, пространственного мышления, внимания.
Задача с избыточными данными.
«Карлсон съел на завтрак 6 булочек, 5 мороженых, 3 ананаса, 2 шоколадки и 3 груши. Сколько фруктов съел Карлсон на завтрак?
Моделирование и решение заданий с использованием математических умений и знаний в повседневных жизненных ситуациях.
1.Рассчитай стоимость экскурсионной поездки, если известно, что в поездку отправилось 25 учащихся, а цена одного билета 1200 рублей.
2.Ваня разговаривал с мамой по телефону 15 минут. Сколько средств со своего счета он потратил, если известно, что стоимость минуты разговора, согласно его тарифу, 50 копеек?
3.Ваня Петров разговаривает с мамой с 12 ч.50 мин до 13 ч. 10 мин.
Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор
8 рублей?
Название тарифа | Цена 1 минуты разговора | Дополнительные условия |
«Детский» | 50 коп. | Нет условий |
«Подарочный» | 25 коп. | После 13 ч. 00 мин. цена первой минуты разговора 1 рубль 50 копеек за 1 минуту, остальное время по 25 копеек за минуту |
«Дружеский» | 15 коп. | До 13 ч.00мин. цена минуты 1рубль, а после 13 ч. 00 мин. – цена 1 минуты – 15 копеек |
Ремонт квартиры (деловая игра) на уроке математики в 4 классе, нахождение площади и периметра.
Работа с задачами.
- Работа над решённой задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи.
- Решение задач различными способами.
- Представления ситуации, описанной в задаче. Разбиение задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка. - Самостоятельное составление задач учащимися: используя слова настолько больше (меньше), по данному плану решения по выражению - Решение задач с недостающими и избыточными данными.
- Изменение вопроса задачи. Использование приема сравнения задач.
Запись двух решений - одного правильного другого неправильного. - Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием. -Решение обратных задач.
- решение нестандартных задач
На схеме зала кинотеатра отмечены разной штриховкой места с различной стоимостью билетов, а черным закрашены занятые места. Пятеро друзей хотят сидеть на одном ряду и выбирают самый дешевый вариант. Они будут сидеть на … ряду и заплатят … рублей
Места заняты
100 р.
150 р.
120 р.
ЭКРАН
Допиши единицы измерений:
площадь школьного пенала прямоугольной формы 180
длина дорожки 50
площадь кухни 12
высота окна 145
длина гвоздя 100
высота дома 16
рост школьника 1 360
Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды? (требует представление практических действий)
Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.
Здесь важно, чтобы и родители предлагали практические задания: Например, в 4 классе, когда освоены математические действия с многозначными числами, ребятам будет интересно выполнять расчеты: сколько нужно заплатить за электроэнергию, если известны показания счетчиков и цена киловатта электроэнергии). Или предложена задача:
В семье нужно отметить день рождения младшего брата, которому исполнится 5 лет. Нужно вместе с родителями договориться, сколько нужно купить продуктов и украшений. Предлагаются разные наборы напитков, сладостей. Но есть ограничение: 1500 рублей. Работали в парах. Каждая пара предлагала свой набор продуктов и украшений. Такие задачи в жизни ребята, наверняка не решали, ведь подобные задачи в жизни решают родители, но ребята приобретают практический опыт, которым реально могут воспользоваться
Формула, раскрывающая принцип функциональной грамотности:
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»