СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к мастер-классу

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ на уроках географии»

Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ на уроках географии Из опыта работы Криулиной И.А.

Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ на уроках географии

Из опыта работы

Криулиной И.А.

   Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область формирования функциональной грамотности предметное содержание позволяет формировать математическую и финансовую грамотность при решении практических задач, глобальные компетенции, т.к. на уроках рассматриваются глобальные проблемы человечества, реализацию креативного мышления, когда учитель использует не стандартные методы и формы обучения. И конечно, читательскую грамотность. Многие задания предполагают использование межпредметных связей географии с историей, экологией, химией, физикой, биологией, математикой, литературой. Таким образом географию можно назвать универсальным предметом.

 

Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область формирования функциональной грамотности предметное содержание позволяет формировать математическую и финансовую грамотность при решении практических задач, глобальные компетенции, т.к. на уроках рассматриваются глобальные проблемы человечества, реализацию креативного мышления, когда учитель использует не стандартные методы и формы обучения. И конечно, читательскую грамотность. Многие задания предполагают использование межпредметных связей географии с историей, экологией, химией, физикой, биологией, математикой, литературой.

Таким образом географию можно назвать универсальным предметом.

Работа с текстом  - комментированное чтение которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное; - составление простой таблицы на основе параграфа учебника ; - составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений ; - высказывание своего мнения по тексту;  - составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме; - составление развернутых планов и конспектов параграфов; - создание схематичного рисунка по тексту; - нахождение географических ошибок в предложенном тексте; - заполнение текста пропущенными словами; - составление и решение кроссвордов; - чтение и анализ художественного текста из произведений и др.

Работа с текстом

  • - комментированное чтение которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное;
  • - составление простой таблицы на основе параграфа учебника ;
  • - составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений ;
  • - высказывание своего мнения по тексту;
  • - составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме;
  • - составление развернутых планов и конспектов параграфов;
  • - создание схематичного рисунка по тексту;
  • - нахождение географических ошибок в предложенном тексте;
  • - заполнение текста пропущенными словами;
  • - составление и решение кроссвордов;
  • - чтение и анализ художественного текста из произведений и др.
Распределите природные явления по группам

Распределите природные явления по группам

Расскажите о видах солнечной радиации, используя схему.

Расскажите о видах солнечной радиации, используя схему.

Работа с картой  1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например: - укажите материки западного и восточного полушарий; - расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань. 2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например: - Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты - Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.

Работа с картой

  • 1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:
  • - укажите материки западного и восточного полушарий;
  • - расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
  • 2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:
  • - Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
  • - Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.
Работа с картой  3) Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения ( «Третий лишний»). 4) Логические задания – задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается 5) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например: - акула – Сахалин - нос носорога – полуостров Сомали (Африка) - лежащий тигр – Скандинавский полуостров - сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.

Работа с картой

  • 3) Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения ( «Третий лишний»).
  • 4) Логические задания – задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается
  • 5) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:
  • - акула – Сахалин
  • - нос носорога – полуостров Сомали (Африка)
  • - лежащий тигр – Скандинавский полуостров
  • - сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.
Работа со статистическими данными  - преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему - преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм - решение различных географических задач - работа со статистической матрицей данных – распределить объекты из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.

Работа со статистическими данными

  • - преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
  • - преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм
  • - решение различных географических задач
  • - работа со статистической матрицей данных – распределить объекты из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.
Практические работы

Практические работы

Практические работы

Практические работы

Практическая работа «Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения»

Практическая работа «Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения»

Практическая работа «Описание и прогнозирование погоды по синоптической карте»

Практическая работа «Описание и прогнозирование погоды по синоптической карте»

Игры на уроках географии Для формирования функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ на уроках географии используются дидактические игры и пособия. Данный подход позволяет сделать процесс обучения более интересным, увлекательным и эффективным.

Игры на уроках географии

Для формирования функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ на уроках географии используются дидактические игры и пособия. Данный подход позволяет сделать процесс обучения более интересным, увлекательным и эффективным.

Игры на уроках географии Дидактические игры способствуют развитию речи, логического мышления, внимания, памяти, а также формированию умений восприятия и анализа информации, что способствует более глубокому усвоению материала.

Игры на уроках географии

Дидактические игры способствуют развитию речи, логического мышления, внимания, памяти, а также формированию умений восприятия и анализа информации, что способствует более глубокому усвоению материала.

Игры на уроках географии Применение дидактических игр также способствует развитию социальных навыков, таких как умение работать в команде, соблюдение правил и взаимодействие с другими обучающимися.

Игры на уроках географии

Применение дидактических игр также способствует развитию социальных навыков, таких как умение работать в команде, соблюдение правил и взаимодействие с другими обучающимися.

    Проектная деятельность   Метод проектов эффективен, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности.  Проект «Достопримечательности Центральной России»

Проектная деятельность Метод проектов эффективен, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности. Проект «Достопримечательности Центральной России»

Проектная деятельность   Проект  «Буклет для туристов, совершающих путешествие по волжским городам на теплоходе»

Проектная деятельность

Проект «Буклет для туристов, совершающих путешествие по волжским городам на теплоходе»