Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ на уроках географии»
Формирование функциональной грамотности обучающихся с ОВЗ на уроках географии
Из опыта работы
Криулиной И.А.
Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область формирования функциональной грамотности предметное содержание позволяет формировать математическую и финансовую грамотность при решении практических задач, глобальные компетенции, т.к. на уроках рассматриваются глобальные проблемы человечества, реализацию креативного мышления, когда учитель использует не стандартные методы и формы обучения. И конечно, читательскую грамотность. Многие задания предполагают использование межпредметных связей географии с историей, экологией, химией, физикой, биологией, математикой, литературой.
Таким образом географию можно назвать универсальным предметом.
Работа с текстом
- - комментированное чтение которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное;
- - составление простой таблицы на основе параграфа учебника ;
- - составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений ;
- - высказывание своего мнения по тексту;
- - составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме;
- - составление развернутых планов и конспектов параграфов;
- - создание схематичного рисунка по тексту;
- - нахождение географических ошибок в предложенном тексте;
- - заполнение текста пропущенными словами;
- - составление и решение кроссвордов;
- - чтение и анализ художественного текста из произведений и др.
Распределите природные явления по группам
Расскажите о видах солнечной радиации, используя схему.
Работа с картой
- 1) «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представления и лучше запомнить карту. Например:
- - укажите материки западного и восточного полушарий;
- - расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
- 2) «Найди лишнее» - найти лишний географический объект и дать объяснение выбору. Например:
- - Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай – Парагвай не имеет выхода к морю, остальные имеют морские порты
- - Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция – Албания находится в Европе, остальные – в Азии.
Работа с картой
- 3) Ассоциативные задания – объединить географические объекты и объяснить причину объединения ( «Третий лишний»).
- 4) Логические задания – задание дается в виде списка, необходимо разделить его на группы, причем количество групп не указывается
- 5) Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:
- - акула – Сахалин
- - нос носорога – полуостров Сомали (Африка)
- - лежащий тигр – Скандинавский полуостров
- - сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.
Работа со статистическими данными
- - преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему
- - преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм
- - решение различных географических задач
- - работа со статистической матрицей данных – распределить объекты из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.
Практические работы
Практические работы
Практическая работа «Классификация Федеральных округов по особенностям естественного и механического движения населения»
Практическая работа «Описание и прогнозирование погоды по синоптической карте»
Игры на уроках географии
Для формирования функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ на уроках географии используются дидактические игры и пособия. Данный подход позволяет сделать процесс обучения более интересным, увлекательным и эффективным.
Игры на уроках географии
Дидактические игры способствуют развитию речи, логического мышления, внимания, памяти, а также формированию умений восприятия и анализа информации, что способствует более глубокому усвоению материала.
Игры на уроках географии
Применение дидактических игр также способствует развитию социальных навыков, таких как умение работать в команде, соблюдение правил и взаимодействие с другими обучающимися.
Проектная деятельность Метод проектов эффективен, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности. Проект «Достопримечательности Центральной России»
Проектная деятельность
Проект «Буклет для туристов, совершающих путешествие по волжским городам на теплоходе»