Из педагогического опыта
Формирование функциональной грамотности учащихся через технологию проблемно-диалогического обучения в начальной школе
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Для формирования функциональной грамотности младшего школьника необходимо использовать в учебном процессе новые образовательные технологии, которые предполагают активную деятельность ученика на уроке. Одной из таких технологий является технология проблемно-диалогического обучения.
Технология проблемного диалога представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.
Практическая значимость данной технологии заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно овладевать новыми знаниями, новыми
способами действий, умениями и навыками, применять свои знания в практической деятельности.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что люди – существа деятельные, только через собственную деятельность каждый познаѐт окружающий мир, ищет пути решения жизненных проблем, внутренний же мотив этой деятельности связан с удовлетворением личных потребностей. Именно деятельность определена стандартом как главная ценность обучения.
В школе дети выполняют преимущественно совершенно иную
«деятельность»: слушают учителя, одноклассников, производят указанные учителем действия, но при этом они часто не видят в этом никакого смысла. Это порождает массу педагогических проблем. Решить эти проблемы можно
лишь одним единственным путѐм: строить учебный процесс в соответствии с природой человека. Это означает, что следует принять как аксиому следующий тезис: «человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, то есть научиться, развиться, воспитаться». Чтобы это произошло, учитель в учебном процессе должен выступать не как источник информации, а как организатор деятельности учащихся. Через технологию проблемного обучения происходит реализация деятельностного подхода.
В данное время работаю в системе традиционного обучения. Учиться проектировать урок по-новому мне помогла книга Елены Леонидовны Мельниковой «Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками».
Построение урока с учѐтом познания зависит не только от содержания учебного материала, но и от творчества, мастерства учителя. Даже изучение трудных вопросов можно сделать более доступным, пробудив творческую мысль учащихся, а сами уроки сделать живыми и интересными, воссоздать на них атмосферу поиска и открытий. Дети идут на урок чаще всего за общением с друзьями, с учителями. Наивысшую радость и удовлетворение они испытывают от работы, позволяющей открывать себя: свои способности, возможности.
Теоретическая база проблемного обучения опирается на научно- методологические исследования отечественных педагогов и психологов: М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера.
Раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего рассматривается в трудах П.Я.Гальперина «Методы обучения и умственное развитие ребенка», Т.В.Кудрявцева «Психология творческого мышления», А.М.Матюшкина «Проблемные ситуации в мышлении и обучении», М.И.Махмутова «Проблемное обучение» и др.
На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Новизна. Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов
образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Человек должен быть функционально грамотным. В это понятие входит способность думать творчески, овладение инициативностью. Такие качества должна развивать школа в период всего времени обучения в нем.
Проблемно – диалогическое обучение - это развивающее обучение, в котором сочетается принцип проблемности с принципом развития индивидуальности школьника, а деятельность учащихся организуется на основе поиска, открытия знаний, самостоятельности.
Технология опыта. Технология проблемного диалога отвечает на вопрос: «Как учить?» на уроках открытия знаний, обеспечивает творческое усвоение знаний учениками в процессе специально выстроенного диалога. На уроке изучения нового материала должны быть разработаны два этапа: постановка учебной проблемы и поиск решения.
Первый этап – постановка проблемы, где ученик сталкивается с противоречием и испытывает чувство затруднения или удивления. Необходимо выполнить конкретную мыслительную работу, чтобы осознать противоречие, сформулировать вопрос для исследования или тему урока.
Второй этап – поиск решения, происходит мыслительная работа по выдвижению и проверке гипотез. На данном этапе учитель обеспечивает
«открытие» знаний путѐм проб и ошибок. Такую работу дети осуществляют в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог развивает творческие способности учеников, состоит из отдельных стимулирующих реплик. Сначала учитель создаѐт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На следующем этапе учитель побуждает учащихся выдвинуть и проверить гипотезы. Подводящий диалог развивает логическое мышление детей, представляет собой систему посильных вопросов и заданий. На первом этапе учитель шаг за шагом подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Посредством побуждающего или подводящего диалога достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
Методы постановки проблемы включают: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, сообщение темы с мотивирующим приемом.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Вопросы по выбору: «Какова будет тема урока?» или
«Какой возникает вопрос?». Класс высказывает массу неожиданных ответов, прежде чем выходит на нужную формулировку учебной проблемы, гипотезы. И только тогда побуждающий диалог прекращается.
Основные приемы создания проблемной ситуации, которые я применяю на уроках.
Прием 1. Одновременно предъявляю ученикам противоречивые факты,
мнения: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?».
Урок русского языка по теме «Несклоняемые имена существительные» Работа на доске.
Просклонять имена существительные бревно, пальто.
Что интересного заметили? Что вас удивило?
У слова пальто не изменилась никакая часть. (Проблемная ситуация.)
Как бы вы назвали такие слова? (Предположения детей.)
Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми.
Запись темы на доске.
Прием 2. Сталкиваю мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или
«Задание было одно? А выполнили вы его как?». И далее общий текст:
«Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?».
Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»
Диктую слова: мяч, дочь, тишь, мышь, врач, ключ, сыч, багаж. Две ученицы пишут на доске, остальные на листочках.
Слова написаны по-разному: с мягким знаком и без него.
(Проблемная ситуация.)
Задание было одно?
Одно.
А как вы его выполнили?
По- разному.
Почему так получилось?
Чего мы еще не знаем?
Когда пишется мягкий знак после шипящих.
Какая будет сегодня тема урока?
Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. На доске записывается тема урока.
Прием 3. Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся
вопросом или практическим заданием «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, расчетом, экспериментом, наглядностью. Данный приѐм осуществляется репликами: «Вы что думали сначала? А что оказывается на самом деле?».
Урок математики по теме «Длина»
У учеников на каждом столе разные мерки и одинаковые полоски.
Измерьте длину полоски с помощью мерки.
Сравним длину полосок наложением. (Проблемная ситуация.)
Что вы сказали сначала?
Полоски разной длины.
Что оказывается на самом деле?
Полоски одинаковой длины.
Какой возникает вопрос?
Как можно сравнить длины полосок, отрезков.
Прием 4. Даю практическое задание, не сходное с предыдущими:
«Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?».
Урок математики по теме «Умножение на двузначное число»
Найдите площадь прямоугольника со сторонами 12 и 4 см. Работайте в тетради.
На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 45 и 12 см. (Проблемная ситуация)
Смогли выполнить задание?
Нет, не смогли.
В чем затруднение?
Это новое умножение.
Чем это задание не похоже на предыдущее?
Мы не умножали на двузначное число.
Какова сегодня тема урока?
Умножение на двузначное число. Тема записывается на доске.
Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые обеспечивают формулирование темы урока учениками.
Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока.
Урок русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи»
Определите, какой частью речи является каждое слово.
Какие части речи нам встретились? (Записываются на доске.)
Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.
Какие части речи не встретились в этом стихотворении?
(Записываются на доске.)
Местоимения.
Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили.
В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос, во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос.
Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й – служебными.
Дайте определение.
Формулируют определение. (Открытие нового знания.)
Сверимся с учебником.
Что заметили интересного?
Над какой темой мы будем работать?
Самостоятельные и служебные части речи.
Сообщение темы с мотивирующим приемом
При сообщении новой темы использую приѐм «яркое пятно» или приѐм
«актуальность». Иногда оба мотивирующих приема используются одновременно.
Приѐм «Яркое пятно».
Урок русского языка по теме «Творительный падеж»
Использую «яркое пятно» в форме шуточного стихотворения.
Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал так:
Ведь я падеж … Нарочно не учу:
Трудиться, А тем более
Творить я не хочу.
Кто догадался, о каком падеже идет речь?
О творительном.
Тема нашего урока?
Творительный падеж.
Тема записывается на доске.
Приѐм «Актуальность»
Урок математики по теме «Числа от 1 до 20»
Взгляните на циферблат часов. Все ли числа, написанные на нѐм, вам знакомы?
Какое сегодня число? Можете ли вы его записать?
Как вы думаете, с чем мы сегодня будем знакомиться?
Мы будем знакомиться с новыми числами.
Методы поиска решения учебной проблемы
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог имеет следующую структуру: общее побуждение, подсказку, сообщение.
Общее побуждение призывает к мыслительной работе: «Какие есть гипотезы? Согласны с этой гипотезой? Почему? Как проверить эту гипотезу?». Если ученики выдвигают ошибочные гипотезы, дается подсказка, которую я продумываю заранее для каждого конкретного урока. Если после подсказки ученики молчат, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.
Урок русского языка по теме «Алфавит» Детям предлагаю отгадать загадки.
На доске записываются отгадки: яблоко, вишня, малина, смородина, ежевика, слива.
Задание: написать слова в алфавитном порядке. Создаѐтся проблемная ситуация: как расположить слова, которые начинаются на одну букву. В результате выполнения задания получилось две гипотезы.
Первая гипотеза: вишня, ежевика, малина, смородина, слива, яблоко.
Вторая гипотеза: вишня, ежевика, малина, слива, смородина, яблоко. Дальше происходит проверка гипотез, сообщение решающей гипотезы.
Технология проблемного диалога универсальна, то есть применима на всех образовательных ступенях, на уроках по самым разным предметам, на школьных мероприятиях, на классных часах, т.е. там, где изучают новый материал.
Дети усваивают определѐнные правила диалогового взаимодействия, которые гарантируют им успех коммуникации. Речь учащихся становится связной. При работе в парах, в группе повышается познавательная
активность, творческая самостоятельность. Изучаются различные источники информации, создаются условия для творческой деятельности.
Применение проблемно-диалогической технологии на каждом уроке формирует функционально развитую личность, соответствующую данному возрасту.
Результативность опыта
Формирование функциональной грамотности учащихся через технологию проблемно-диалогического обучения на уроках в начальной школе приводит к эффективному результату.
Предметные результаты проблемного диалога – качественные знания.
Их приобретение достигается за счѐт использования центральных
компонентов технологии: методы постановки проблемы обеспечивают
познавательную мотивацию, методы поиска решения – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение, после проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко.
Метапредметные результаты проблемного диалога – универсальные учебные действия (общеучебные умения), которые делятся на три группы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.
В становление познавательных действий каждый компонент технологии вносит свой вклад. Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять
гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь. Использование опорного сигнала формирует знаковые умения.
Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счѐт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.
Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, так как именно этого действия требуют созданные учениками схемы или сочинѐнные стихи.
Личностные результаты проблемного диалога – становление характера, мотивов, ценностей. Позиция активного деятеля, а не созерцателя воспитывает такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие. Роль творца, а не исполнителя усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения
сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.
Список литературы
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.
Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006.
Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы,
средства обучения // Образовательные технологии. Сборник материалов. М., Баласс, 2008.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открыть знания с учениками. - Москва, 2002.
school2100.com Образовательная система «Школа – 2100» , Технология проблемного диалога.
fgos.ru ФГОС начального общего образования (1 — 4 кл.)
1