ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО НА ПРИМЕРЕ УМК «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» СЕРИИ «ГОРИЗОНТЫ»
Мазурек Ирина Владимировна
учитель иностранных языков
МБОУ «Фёдоровская СОШ №2 с УИОП»
АННОТАЦИЯ
В статье освещен вопрос формирования функциональной грамотности учащихся на уроках немецкого языка как второго иностранного на примере УМК «Немецкий язык» серия «Горизонты».
Автор раскрывает определение понятия функциональной грамотности, её главные составляющие и проводит анализ учебного материала на всех этапах изучения немецкого языка.
В статье также представлены некоторые методические рекомендации для учителей по формированию различных направлений функциональной грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, универсальные учебные действия, немецкий язык.
Цель данной статьи - раскрыть потенциал УМК по немецкому языку в формировании функциональной грамотности учащихся (учебник серии «Горизонты» авторов Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л.).
Как известно, существует ряд определений понятия «Функциональная грамотность».
Озвучим дефиницию функциональной грамотности, заложенную в основном вопросе, на который отвечает исследование PISA: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.]
Таким образом, мы рассматриваем «Функциональную грамотность» как основу формирования универсальных учебных действий. Этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.
Невозможно предсказать, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития в стремительно меняющемся будущем. Но для повышения конкурентоспособности их необходимо обучить функциональной грамотности.
Напомним главные составляющие функциональной грамотности (рис. 1):
Рис. 1
Критическое мышление – умение анализировать информацию, делать выводы, формировать собственное мнение по любому вопросу и действовать в соответствии с ним.
Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественнонаучная грамотность - стремление занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Хотелось бы подчеркнуть, что работать над формированием функциональной грамотности необходимо системно в рамках каждой учебной дисциплины.
Однако иностранный язык в этом плане уникальный предмет, так как он является средством общения, средством познания мира и познания своей личности в этом мире. Именно поэтому, изучая иностранный язык, мы с учениками обсуждаем информацию из многих областей знаний, говорим об истории, географии, литературе, искусстве, финансах, экологии, политике и других сферах.
Одним из базовых умений, которыми должен владеть современный человек является финансовая грамотность.
Как показывают международные исследования, финансовую грамотность российских школьников необходимо повышать.
Что включает в себя термин «финансовая грамотность»?
PISA определяет финансовую грамотность как знание финансовых понятий, а также уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.
Рассмотрим УМК «Немецкий язык как второй иностранный язык» серии «Горизонты» в качестве инструмента формирования финансовой грамотности.
Как мы видим, обучение финансовой грамотности вводится на начальном этапе обучения второму иностранному языку в 5 классе (рис.2).
Рис. 2
В рамках темы «Was Kostet das? Сколько это стоит?» дети знакомятся с валютой Евросоюза, учаться совершать покупки по предложенной модели, определять, что дорого, а что нет, здесь встает вопрос о рациональной трате денежных средств. Они учаться переводить евро в рубли, и рубли в евро, что также развивает финансовые навыки.
Уместно было бы сказать, что формируется не только финансовая грамотность, но и в комплексе развиваются социокультурная компетентность (приобщение к реальности страны изучаемого иностранного языка), критического мышления (поскольку дети анализируют, делают выводы, формируют собственное мнение), развитие коммуникативных навыков аудирования и говорения.
Учитель может предложить детям поискать дополнительную информацию об истории возникновения евро, о том, что изображено на купюрах. Таким образом, может родиться целый проект. А это уже развитие навыков креативного мышления в рамках проектной деятельности.
Следующее задание направлено не только на развитие финансовой грамотности, но прежде всего читательской. Дети работают с тремя видами чтения: 1. Быстро просматривают текст, определяют тему. 2. Читают выборочно в поисках конкретной информации. 3. Читают внимательно, обращая внимание на детали (рис. 3).
Рис. 3
Формирование финансовой грамотности в учебнике немецкого языка не ограничивается только рамками 5 класса.
Дети сталкиваются с учебными ситуациями, где им предлагают порассуждать о покупках и карманных деньгах, в 6 и 8 классах. Мастерством учителя будет провести параллель с российскими школьниками, обсудить, актуальны ли для них эти вопросы (рис. 4).
Рис. 4
Еще раз подчеркнем, что каждое задание сформулировано таким образом, что наряду с финансовой грамотностью развиваются и другие базовые составляющие функциональной грамотности, а также коммуникативные иноязычные навыки.
Следующий компонент функциональной грамотности – естественнонаучный, который отражает способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям. В контексте учебного предмета иностранный язык мы говорим, прежде всего, о проблемах экологии, решении экологических проблем. Учащийся сталкивается с реальной проблемной ситуацией. Его задача объяснить, исследовать проблему, сделать выводы (рис. 5).
Рис. 5
В рамках естественнонаучной грамотности выделяется несколько контекстов (предметных областей), к которым относится проблемная ситуация: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий.
Данные проблемные ситуации отражаются в УМК «Немецкий язык» (рис. 6).
Рис. 6
Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения, но и с текстами разной природы - графиками, диаграммами, картами, таблицами. Данные задания представлены на всех этапах обучения немецкому языку, начиная с 5 класса (рис. 7, 8, 9).
Рис. 7 Рис. 8
Рис. 9
Глобальная компетентность определяется как многомерная способность, которая включает в себя следующие глобальные компетенции: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.
На уроках происходит развитие таких универсальных навыков как критическое мышление, креативность, взаимодействие, сотрудничество через парные и групповые формы работы, задания проектной направленности, игры, дискуссии.
Сами проблемные ситуации такие как, например «Политика», «Обмен школьниками», «Защита окружающей среды» в УМК Немецкий язык позволяют погружаться в глобальные и межкультурные проблемы, обсуждать пути решения (рис. 10).
Рис. 10
Информация, представленная в рубрике «Страна и люди», позволяет развивать социокультурную компетентность, помогает познавать традиции и современные реалии стран изучаемого языка, учит находить точки соприкосновения, приводит к пониманию того, что проблемы, с которыми сталкиваются дети разных стран, зачастую одинаковы (рис. 11).
Рис. 11
Методические рекомендации для учителей по формированию различных направлений функциональной грамотности:
С целью формирования читательской грамотности необходимо систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьника в рамках трёх основных мыслительных процессов читательской компетенции:
находить и извлекать информацию (учить школьников вычленять необходимую информацию в условиях предоставления нескольких фрагментов текста одновременно, при этом можно использовать широкий спектр инструментов, включающих работу с текстами, таблицами, диаграммами, графиками, инфографикой)
осмысливать и оценивать содержание и форму текста (включать школьников в деятельность по оценке стиля и качества предоставленного текста, а также по использованию собственных знаний, мнений и отношений для связывания предоставленной в тексте информации)
интегрировать и интерпретировать информацию (учить школьников оценивать достоверность информации, а также находить способы сопоставления противоречащих фрагментов текста).
С целью формирования финансовой грамотности необходимо включать школьников в решение проектных задач в рамках разных предметов учебного плана: у школьников формируется целостное представление об изучаемой области, финансовые задачи не оторваны от решения жизненных задач. Необходимо формировать у школьников стратегии ответственного расходования средств. Необходимо расширять круг источников информации о финансовых вопросах, искать ответы в надежном источнике.
С целью развития креативного мышления необходимо создавать такую атмосферу на учебном занятии, чтобы школьники выдвинули как можно больше идей в соответствии с поставленной задачей. Важно учить школьников выдвигать креативные идеи, то есть оригинальные, нестандартные. Важно сосредоточить внимание школьника не на количестве, а на качестве выдвигаемых идей.
С целью формирования глобальных компетенций необходимо целенаправленно развивать критическое мышление. Важно использовать знания и умения, полученные при изучении разных школьных предметов, пользоваться сформированными в образовательном процессе универсальными учебными действиями (умения задавать вопросы, приводить доказательства, вырабатывать собственную позицию, оценивать информацию, выбирать источники информации). В учебное содержание полезно включать изучение таких тематических направлений как «Изменение климата и глобальное потепление», «Глобальные проблемы со здоровьем» (например, эпидемии), «Миграция людей», «Международные конфликты», «Голод в разных странах мира», «Причины бедности», «Равноправие мужчин и женщин». Важно включать школьников в уважительный диалог. Необходимо формировать способность понимать точки зрения и мировоззрения других. Образовательная среда должна способствовать интересу школьников к изучению других культур.
Список литературы
PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.
УМК "Горизонты", Немецкий язык. Аверин М.М., Джин Ф, Рорман Л., Москва, Просвещение, 2020.