СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках немецкого языка как второго иностранного на примере УМК «Немецкий язык» серия «Горизонты»

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье освещен вопрос формирования функциональной грамотности учащихся на уроках немецкого языка как второго иностранного на примере УМК «Немецкий язык» серия «Горизонты». Автор раскрывает  определение понятия функциональной грамотности,  её  главные составляющие и проводит анализ учебного материала на всех этапах изучения немецкого языка. В статье также представлены  некоторые методические рекомендации для учителей  по формированию различных направлений функциональной грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках немецкого языка как второго иностранного на примере УМК «Немецкий язык» серия «Горизонты»»

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА КАК ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО НА ПРИМЕРЕ УМК «НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК» СЕРИИ «ГОРИЗОНТЫ»



Мазурек Ирина Владимировна
учитель иностранных языков

МБОУ «Фёдоровская СОШ №2 с УИОП»



АННОТАЦИЯ

В статье освещен вопрос формирования функциональной грамотности учащихся на уроках немецкого языка как второго иностранного на примере УМК «Немецкий язык» серия «Горизонты».

Автор раскрывает определение понятия функциональной грамотности, её главные составляющие и проводит анализ учебного материала на всех этапах изучения немецкого языка.

В статье также представлены некоторые методические рекомендации для учителей по формированию различных направлений функциональной грамотности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, универсальные учебные действия, немецкий язык.



Цель данной статьи - раскрыть потенциал УМК по немецкому языку в формировании функциональной грамотности учащихся (учебник серии «Горизонты» авторов Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л.).

Как известно, существует ряд определений понятия «Функциональная грамотность».

Озвучим дефиницию функциональной грамотности, заложенную в основном вопросе, на который отвечает исследование PISA: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?» [PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.]

Таким образом, мы рассматриваем «Функциональную грамотность» как основу формирования универсальных учебных действий. Этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.

Невозможно предсказать, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития в стремительно меняющемся будущем. Но для повышения конкурентоспособности их необходимо обучить функциональной грамотности.

Напомним главные составляющие функциональной грамотности (рис. 1):



Рис. 1



Критическое мышление – умение анализировать информацию, делать выводы, формировать собственное мнение по любому вопросу и действовать в соответствии с ним.

Читательская грамотность – способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Естественнонаучная грамотность - стремление занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Хотелось бы подчеркнуть, что работать над формированием функциональной грамотности необходимо системно в рамках каждой учебной дисциплины.

Однако иностранный язык в этом плане уникальный предмет, так как он является средством общения, средством познания мира и познания своей личности в этом мире. Именно поэтому, изучая иностранный язык, мы с учениками обсуждаем информацию из многих областей знаний, говорим об истории, географии, литературе, искусстве, финансах, экологии, политике и других сферах.

Одним из базовых умений, которыми должен владеть современный человек является финансовая грамотность.

Как показывают международные исследования, финансовую грамотность российских школьников необходимо повышать.

Что включает в себя термин «финансовая грамотность»?

PISA определяет финансовую грамотность как знание финансовых понятий, а также уверенное применение таких знаний для принятия эффективных решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества, обеспечивающее участие в экономической жизни.

Рассмотрим УМК «Немецкий язык как второй иностранный язык» серии «Горизонты» в качестве инструмента формирования финансовой грамотности.

Как мы видим, обучение финансовой грамотности вводится на начальном этапе обучения второму иностранному языку в 5 классе (рис.2).



Рис. 2



В рамках темы «Was Kostet das? Сколько это стоит?» дети знакомятся с валютой Евросоюза, учаться совершать покупки по предложенной модели, определять, что дорого, а что нет, здесь встает вопрос о рациональной трате денежных средств. Они учаться переводить евро в рубли, и рубли в евро, что также развивает финансовые навыки.

Уместно было бы сказать, что формируется не только финансовая грамотность, но и в комплексе развиваются социокультурная компетентность (приобщение к реальности страны изучаемого иностранного языка), критического мышления (поскольку дети анализируют, делают выводы, формируют собственное мнение), развитие коммуникативных навыков аудирования и говорения.

Учитель может предложить детям поискать дополнительную информацию об истории возникновения евро, о том, что изображено на купюрах. Таким образом, может родиться целый проект. А это уже развитие навыков креативного мышления в рамках проектной деятельности.

Следующее задание направлено не только на развитие финансовой грамотности, но прежде всего читательской. Дети работают с тремя видами чтения: 1. Быстро просматривают текст, определяют тему. 2. Читают выборочно в поисках конкретной информации. 3. Читают внимательно, обращая внимание на детали (рис. 3).


Рис. 3


Формирование финансовой грамотности в учебнике немецкого языка не ограничивается только рамками 5 класса.

Дети сталкиваются с учебными ситуациями, где им предлагают порассуждать о покупках и карманных деньгах, в 6 и 8 классах. Мастерством учителя будет провести параллель с российскими школьниками, обсудить, актуальны ли для них эти вопросы (рис. 4).


Рис. 4


Еще раз подчеркнем, что каждое задание сформулировано таким образом, что наряду с финансовой грамотностью развиваются и другие базовые составляющие функциональной грамотности, а также коммуникативные иноязычные навыки.

Следующий компонент функциональной грамотности – естественнонаучный, который отражает способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремиться участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям. В контексте учебного предмета иностранный язык мы говорим, прежде всего, о проблемах экологии, решении экологических проблем. Учащийся сталкивается с реальной проблемной ситуацией. Его задача объяснить, исследовать проблему, сделать выводы (рис. 5).



Рис. 5



В рамках естественнонаучной грамотности выделяется несколько контекстов (предметных областей), к которым относится проблемная ситуация: здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, опасности и риски, связь науки и технологий.

Данные проблемные ситуации отражаются в УМК «Немецкий язык» (рис. 6).

Рис. 6



Важно, чтобы школьник умел успешно взаимодействовать не только со сплошными текстами: материалами для диктантов, упражнениями, текстами для чтения, но и с текстами разной природы - графиками, диаграммами, картами, таблицами. Данные задания представлены на всех этапах обучения немецкому языку, начиная с 5 класса (рис. 7, 8, 9).



Рис. 7 Рис. 8



Рис. 9



Глобальная компетентность определяется как многомерная способность, которая включает в себя следующие глобальные компетенции: способность изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.

На уроках происходит развитие таких универсальных навыков как критическое мышление, креативность, взаимодействие, сотрудничество через парные и групповые формы работы, задания проектной направленности, игры, дискуссии.

Сами проблемные ситуации такие как, например «Политика», «Обмен школьниками», «Защита окружающей среды» в УМК Немецкий язык позволяют погружаться в глобальные и межкультурные проблемы, обсуждать пути решения (рис. 10).



Рис. 10



Информация, представленная в рубрике «Страна и люди», позволяет развивать социокультурную компетентность, помогает познавать традиции и современные реалии стран изучаемого языка, учит находить точки соприкосновения, приводит к пониманию того, что проблемы, с которыми сталкиваются дети разных стран, зачастую одинаковы (рис. 11).



Рис. 11



Методические рекомендации для учителей по формированию различных направлений функциональной грамотности:

  1. С целью формирования читательской грамотности необходимо систематически и целенаправленно организовывать учебную деятельность школьника в рамках трёх основных мыслительных процессов читательской компетенции:


  • находить и извлекать информацию (учить школьников вычленять необходимую информацию в условиях предоставления нескольких фрагментов текста одновременно, при этом можно использовать широкий спектр инструментов, включающих работу с текстами, таблицами, диаграммами, графиками, инфографикой)

  • осмысливать и оценивать содержание и форму текста (включать школьников в деятельность по оценке стиля и качества предоставленного текста, а также по использованию собственных знаний, мнений и отношений для связывания предоставленной в тексте информации)

  • интегрировать и интерпретировать информацию (учить школьников оценивать достоверность информации, а также находить способы сопоставления противоречащих фрагментов текста).


  1. С целью формирования финансовой грамотности необходимо включать школьников в решение проектных задач в рамках разных предметов учебного плана: у школьников формируется целостное представление об изучаемой области, финансовые задачи не оторваны от решения жизненных задач. Необходимо формировать у школьников стратегии ответственного расходования средств. Необходимо расширять круг источников информации о финансовых вопросах, искать ответы в надежном источнике.

  2. С целью развития креативного мышления необходимо создавать такую атмосферу на учебном занятии, чтобы школьники выдвинули как можно больше идей в соответствии с поставленной задачей. Важно учить школьников выдвигать креативные идеи, то есть оригинальные, нестандартные. Важно сосредоточить внимание школьника не на количестве, а на качестве выдвигаемых идей.

  3. С целью формирования глобальных компетенций необходимо целенаправленно развивать критическое мышление. Важно использовать знания и умения, полученные при изучении разных школьных предметов, пользоваться сформированными в образовательном процессе универсальными учебными действиями (умения задавать вопросы, приводить доказательства, вырабатывать собственную позицию, оценивать информацию, выбирать источники информации). В учебное содержание полезно включать изучение таких тематических направлений как «Изменение климата и глобальное потепление», «Глобальные проблемы со здоровьем» (например, эпидемии), «Миграция людей», «Международные конфликты», «Голод в разных странах мира», «Причины бедности», «Равноправие мужчин и женщин». Важно включать школьников в уважительный диалог. Необходимо формировать способность понимать точки зрения и мировоззрения других. Образовательная среда должна способствовать интересу школьников к изучению других культур.



Список литературы

  1. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing, 2019. 308 p.

  2. УМК "Горизонты", Немецкий язык. Аверин М.М., Джин Ф, Рорман Л., Москва, Просвещение, 2020.