СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах»

    Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики  в начальных классах

Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах

Функциональная грамотность  – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.  Математическая грамотность определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики.  Общие умения, включают: математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение математической проблемы, математическое моделирование, использование различных математических языков, коммуникативные умения.

Функциональная грамотность  – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.

Математическая грамотность определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики.

Общие умения, включают: математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение математической проблемы, математическое моделирование, использование различных математических языков, коммуникативные умения.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности: —  коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи; —  информационная грамотность  —  умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами; —  деятельностная грамотность  — это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

—  коммуникативная грамотность , предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;

—  информационная грамотность  —  умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;

—  деятельностная грамотность  — это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.

Четыре содержательных области математической грамотности  -  Пространство и форма -  это вопросы, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям.  - Изменение и отношения  – вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов, с зависимостями между переменными, в том числе функциональными. Этот материал в основном относится к алгебре.  - Количество  – эта область включает вопросы, связанные с числами; в программах по математике этот материал чаще всего относится к арифметике.  - Неопределенность – включает в себя вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

Четыре содержательных области математической грамотности

- Пространство и форма - это вопросы, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям.

- Изменение и отношения – вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов, с зависимостями между переменными, в том числе функциональными. Этот материал в основном относится к алгебре.

- Количество – эта область включает вопросы, связанные с числами; в программах по математике этот материал чаще всего относится к арифметике.

- Неопределенность – включает в себя вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности  в учебной деятельности по предмету «Математика»: Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности  в учебной деятельности по предмету «Математика»:

Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;

формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше;

практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.

Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью   Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью

  Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как -  анализ - синтез - сравнение - обобщение - классификация - умозаключение - систематизация - отрицание - ограничение

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как

- анализ

- синтез

- сравнение

- обобщение

- классификация

- умозаключение

- систематизация

- отрицание

- ограничение

    УРОВНИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ»  Привычные формы представления информации   Прямое применение  - известных фактов,  - стандартных приемов и методов ВТОРОЙ УРОВЕНЬ  «СВЯЗИ»  Переход от одной формы информации к другой  Создание математи-ческой модели   Применение различ-ных известных методов к решению задач, близких к известным  Интерпретация полу-ченного решения ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ  «РАЗМЫШЛЕНИЯ»  Сложные проблемы   Размышление и интуиция   Творческий подход   Разработка метода решения   Обобщение. Обоснование

УРОВНИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ»

Привычные формы представления информации

Прямое применение

- известных фактов,

- стандартных приемов и методов

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ «СВЯЗИ»

Переход от одной формы информации к другой

Создание математи-ческой модели

Применение различ-ных известных методов к решению задач, близких к известным

Интерпретация полу-ченного решения

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ «РАЗМЫШЛЕНИЯ»

Сложные проблемы

Размышление и интуиция

Творческий подход

Разработка метода решения

Обобщение. Обоснование

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов. Логические приемы Примеры заданий 1.     уровень – знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2.     уровень – понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3.     уровень – использование Применить, проиллюстрировать, решить 4.     уровень – анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5.     уровень – синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6.     уровень – оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

Логические приемы

Примеры заданий

1.     уровень – знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2.     уровень – понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3.     уровень – использование

Применить, проиллюстрировать, решить

4.     уровень – анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5.     уровень – синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6.     уровень – оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

  Методическая копилка по развитию функциональной  математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики.   Математическая разминка. 1. Какой день наступает после понедельника?  Ответ:  вторник.  2. Какой день следует за вторником?  Ответ:  среда.  3. Какой день недели наступает раньше других? Ответ:  понедельник.  4. Какой день недели наступает позже других? Ответ:  воскресенье.  5. Какой день недели предшествует субботе?  Ответ:  пятница.  6. Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ:  четверг.  7. Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ:  позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

 

Методическая копилка по развитию функциональной  математической грамотности у учащихся начальных классов на уроке математики.

 

Математическая разминка.

1. Какой день наступает после понедельника?  Ответ:  вторник. 2. Какой день следует за вторником?  Ответ:  среда. 3. Какой день недели наступает раньше других? Ответ:  понедельник. 4. Какой день недели наступает позже других? Ответ:  воскресенье. 5. Какой день недели предшествует субботе?  Ответ:  пятница. 6. Какой день недели находится между средой и пятницей? Ответ:  четверг. 7. Как перечислить пять дней недели, не называя их? Ответ:  позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

 «Корзина понятий»  (на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей) Давайте наполним нашу «Корзину понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и всем тем, что относится к понятию «Деньги». Итак, начинаем! Цена — это стоимость одного предмета. Деньги любят счёт. Стоимость — это количество денег, которые заплатили за товар. Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли. Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро. Количество — это множество товара. В России две группы денег: монеты и купюры. Деньги можно хранить в банке, копилке. Деньги можно у кого — нибудь попросить в долг. Дружба дружбой, а денежки врозь. В магазине дают сдачу. Деньги воровать нельзя. Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон. Когда денег не было, люди обменивались товаром. На деньги можно купить всё, кроме здоровья. Деньги надо зарабатывать. Деньги можно тратить.

«Корзина понятий»  (на учительском столе небольшая плетеная корзина, которая наполняется высказываниями детей)

Давайте наполним нашу «Корзину понятий» тем, что узнали на предыдущих уроках, что вы знаете по теме «Цена, количество, стоимость» и всем тем, что относится к понятию «Деньги». Итак, начинаем!

Цена — это стоимость одного предмета.

Деньги любят счёт.

Стоимость — это количество денег, которые заплатили за товар.

Деньги были металлические, их рубили, так появились рубли.

Рубли можно поменять на иностранную валюту: доллары, евро.

Количество — это множество товара.

В России две группы денег: монеты и купюры.

Деньги можно хранить в банке, копилке.

Деньги можно у кого — нибудь попросить в долг.

Дружба дружбой, а денежки врозь.

В магазине дают сдачу.

Деньги воровать нельзя.

Профессии, связанные с деньгами: продавец, кассир, почтальон.

Когда денег не было, люди обменивались товаром.

На деньги можно купить всё, кроме здоровья.

Деньги надо зарабатывать.

Деньги можно тратить.

 Все стороны прямоугольника уменьшили в 2 раза. Во сколько раз уменьшилась площадь прямоугольника?  Отметь правильный ответ.  А. в 2 раза  Б. в 4 раза  В. в 8 раз  Г. Для ответа не хватает данных о длине сторон исходного прямоугольника

Все стороны прямоугольника уменьшили в 2 раза. Во сколько раз уменьшилась площадь прямоугольника? Отметь правильный ответ. А. в 2 раза Б. в 4 раза В. в 8 раз Г. Для ответа не хватает данных о длине сторон исходного прямоугольника

Ответ: Б Комментарий. В этом задании отсутствие конкретных размеров прямоугольника не позволяет получить результат прямым вычислением с использованием формулы площади прямоугольника. Необходимо либо провести рассуждение общего характера, либо провести формальное преобразование буквенного выражения (что можно исключить применительно к начальной школе), либо построить графическую (геометрическую) модель. В любом случае это требует содержательного анализа предметной ситуации. Кроме того отсутствие конкретных размеров прямоугольника провоцирует некоторых детей выбрать ответ Г.

Ответ: Б

Комментарий. В этом задании отсутствие конкретных размеров прямоугольника не позволяет получить результат прямым вычислением с использованием формулы площади прямоугольника. Необходимо либо провести рассуждение общего характера, либо провести формальное преобразование буквенного выражения (что можно исключить применительно к начальной школе), либо построить графическую (геометрическую) модель. В любом случае это требует содержательного анализа предметной ситуации. Кроме того отсутствие конкретных размеров прямоугольника провоцирует некоторых детей выбрать ответ Г.

Известно, что площадь квадрата со стороной b в 4 раза больше площади квадрата со стороной а (см. чертеж). Найди а 13см 3см а b

Известно, что площадь квадрата со

стороной b в 4 раза больше площади

квадрата со стороной а (см. чертеж).

Найди а

13см

3см

а

b

Ответ: а = б:2 Комментарий. В этом задании связь между сторонами квадратов а и b не очевидна. Чтобы ее увидеть, надо преобразовать чертеж: сдвинуть маленький квадрат так, чтобы его стороны легли на стороны большого квадрата, т.е. вправо

Ответ: а = б:2

Комментарий. В этом задании связь между сторонами квадратов а и b не очевидна. Чтобы ее увидеть, надо преобразовать чертеж: сдвинуть маленький квадрат так, чтобы его стороны легли на стороны большого квадрата, т.е. вправо

ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ 1.Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет?  8 + 5 = 13 лет — Аркадию сейчас  13 + 6 = 19 лет — будет Аркадию  О т в е т: через 6 лет Аркадию будет 19 лет.   2. Шоколадка состоит из 9 квадратиков. Сколько разломов надо сделать, чтобы отделить все квадратики? (Каждый раз ломается один кусок по прямой линии.)  Ломаем шоколадку 2 раза и получаем 3 шоколадные полоски. Ломаем полоску на отдельные квадраты: каждую полоску по 3 раза. Получаем всего 8 разломов. Для других вариантов разламывания тоже нужно будет 8 разломов.   3. а) Вова решает задачи лучше, чем Коля. Коля решает задачи лучше, чем Миша. Напиши, кто решает задачи лучше всех.  Лучше всех решает задачи Вова.  б) Полкан лает чаще, чем Жучка, но реже, чем Барбос. Напиши, кто лает чаще всех.  Чаще всех лает Барбос.  в) Мурка мяукает тише Барсика, но громче Пушка. Напиши, кто мяукает громче всех.  Громче всех мяукает Барсик.  

ЗАДАЧИ НА ЛОГИКУ

1.Пять лет назад Аркадию было 8 лет. Сколько лет будет Аркадию через 6 лет? 8 + 5 = 13 лет — Аркадию сейчас 13 + 6 = 19 лет — будет Аркадию О т в е т: через 6 лет Аркадию будет 19 лет.

 

2. Шоколадка состоит из 9 квадратиков. Сколько разломов надо сделать, чтобы отделить все квадратики? (Каждый раз ломается один кусок по прямой линии.) Ломаем шоколадку 2 раза и получаем 3 шоколадные полоски. Ломаем полоску на отдельные квадраты: каждую полоску по 3 раза. Получаем всего 8 разломов. Для других вариантов разламывания тоже нужно будет 8 разломов.

 

3. а) Вова решает задачи лучше, чем Коля. Коля решает задачи лучше, чем Миша. Напиши, кто решает задачи лучше всех. Лучше всех решает задачи Вова. б) Полкан лает чаще, чем Жучка, но реже, чем Барбос. Напиши, кто лает чаще всех. Чаще всех лает Барбос. в) Мурка мяукает тише Барсика, но громче Пушка. Напиши, кто мяукает громче всех. Громче всех мяукает Барсик.

 

ЗАДАЧИ НА ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ 1.  За две минуты обведи в каждой строке квадраты с треугольником в правом верхнем углу. В колонке «1» запиши количество таких квадратов на каждой строке.

ЗАДАЧИ НА ПРОСТРАНСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

1.  За две минуты обведи в каждой строке квадраты с треугольником в правом верхнем углу. В колонке «1» запиши количество таких квадратов на каждой строке.

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными. В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит  сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.   «ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учеба будет успешной, а добытые знания — качественными.

В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит  сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.  

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!