СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гармоничной личности ребёнка с в коррекционной школе, как фактор успешного взаимодействия учителя-сурдопедагога с родителями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья поможет родителям и учителям понять,как важна самостоятельность в формировании гармоничной личности ребёнка в коррекционной школе

Просмотр содержимого документа
«Формирование гармоничной личности ребёнка с в коррекционной школе, как фактор успешного взаимодействия учителя-сурдопедагога с родителями.»

Яруллина Асия Вячеславовна

учитель-дефектолог (сурдопедагог)

ГБОУ «Казанская школа-интернат им. Е.Г. Ласточкиной

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Российская Федерация, Республика Татарстан, город Казань



ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА С В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-СУРДОПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ.



Аннотация. В статье раскрывается суть взаимодействия учителя-сурдопедагога с родителями.  Для успешного решения задач воспитания и обучения детей с нарушением слуха, подготовлены рекомендации по снижению влияния негативных факторов на взаимоотношения детей и родителей в семье.

Abstract. The article describes the essence of the interaction between the teacher of the sign language and the parents. To successfully solve the problems of education and teaching children with hearing impairment the recommendations have been prepared to reduce the impact of negative factors on the relationship of children and the parents in the family.


Ключевые слова: взаимодействие, успех, добродетель, позитивная динамика.

Key words: interaction, success, goodness, positive dynamics.


При формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с нарушением слуха, значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, насколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой. При правильно организованной коррекционно-воспитательной работе, при участии в ней и поддержке со стороны родителей наиболее успешно преодолеваются нарушения в развитии личности, поскольку именно они оказываются наиболее удалёнными от первичного дефекта. Для формирования гармоничной личности, для развития у ребёнка адекватной самооценки, необходимой для установления правильных взаимоотношений с окружающими людьми, рядом с ребёнком должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек.Однако, именно в семьях, где у детей есть какие-то нарушения, а именно нарушения слуха или психического развития, часто возникает специфическая ситуация, носящая характер личной трагедии родителей. Родительские позиции, где есть дети с нарушениями слуха, отличаются неадекватностью, состоянием растерянности, порой страха, ригидностью и сиюминутностью, т.е. адресуются к сегодняшним проблемам жизни ребёнка, в противовес родительским семьям с детьми без каких-либо нарушений(слышащими), которые характеризуются адекватностью и прогностичностью, т.е. адресуются к завтрашнему дню, к будущему ребёнка.

Какие бы изменения в речи ребенка ни происходили на занятиях с учителем – сурдопедагогом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая положительная динамика в ходе коррекционно-педагогического воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей, если самые любимые люди не видят смысла этих изменений. Необходимо на протяжении всего обучения информировать родителей о развитии речи ребенка, об особенностях формирования его речи и содержании коррекционно-речевой работы. Задача учителя-сурдопедагога, выбрать правильное направление обучения, как в школе, так и в домашних условиях, наделить определенными знаниями и умениями, приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Работа учителя-сурдопедагога с родителями детей является обязательной и становится составной частью программы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

Цель работы сурдопедагога с родителями – это эффективное и дружелюбное взаимодействие, важно привлечь внимание родителей к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые реализуются в работе с детьми, помочь сделать воспитание ребенка в семье более последовательным, вследствие чего происходит формирование способностей самовыражения и самопознания личности, её гармоничное развитие. Значит для формирования гармоничной личности ребёнка с нарушением слуха, рядом с ним должен находиться любящий и понимающий его взрослый человек и поэтому значимость семьи существенно возрастает. Наличие в младенчестве тесного и эмоционального контакта с матерью-основа развития у ребёнка самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время тесного доверительного отношения к другим людям. В этот период ребёнок должен приобрести чувство доверия к окружающему миру, что становится основой формирования позитивного самоощущения. В дальнейшем недостаток эмоционального общения лишает ребёнка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере отношений с другими людьми, что может привести к страху перед общением. Поэтому: целенаправленная работа по психологической коррекции отношении родителей и детей может стать важным средством воздействия на развитии личности детей, имеющих нарушения слуха.

По моему мнению, если ребенок с нарушением слуха чувствует себя любимым, а значит защищенным, если с раннего детства его воспитывали в обстановке любви и поддержки, то значит он не замкнется в себе, не почувствует себя неполноценным, а для этого очень важно помочь ребенку раскрыть себя, развить его творческие способности.

Любовь, доброта, а значит отзывчивость-вот те качества, которые, по моему мнению, помогут ребенку с нарушением слуха почувствовать себя полноправным членом общества, человеком свободным со своими индивидуальными способностями, человеком нужным и полезным обществу.

Стойкий положительный результат в воспитании и обучении детей в коррекционном учреждении во многом зависит от того, как организовано правильно построенное педагогическоесопровождение,родителей.Но, чтобы стать полноправным членом общества, ребёнок, сам должен стараться преодолевать преграды, встречающиеся ему на его жизненном пути. Есть прекрасная притча о воспитании детей «Урок бабочки».Однажды в коконе образовалось маленькое отверстие, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через это крошечное отверстие пытается выйти бабочка. Прошло много времени бабочка, на время оставила свои усилия, а отверстие оставалось таким же маленьким. Человеку казалось, что бабочка сделала всё, что смогла, и что ни на что другое у неё не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но её тельце было ещё очень слабым и немощным, её крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но этого не случилось!

Остаток жизни бабочка волочила по земле своё слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А всё потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкое отверстие, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, а она постепенно, усилием воли, окрепла бы и она начала летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Также и в воспитании детей. Если родители будут решать и делать за ребёнка полностью его работу, решать его возможности сделать первые самостоятельные шаги в жизни, они могут лишить его самого главного – выбора его неповторимого жизненного пути. Ребёнок должен научиться прикладывать усилия, которые помогут ему преодолевать все трудности и быть сильным и выносливым.Для нормального развития ребёнка иногда нужна коррекция его семейных взаимоотношений. Правильное взаимоотношение между детьми и взрослыми –важнейший фактор развития ребёнка. При нарушении этих взаимоотношений ребёнок испытывает разочарование, и склонен к различным поступкам. Какие же рекомендации для снижения негативных факторов на взаимоотношения детей и родителей в семье, можно дать родителям? Это те, в которых взрослый:

- сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка с целью укрепления его самооценки;

- помогает ребёнку поверить в себя и свои способности;

- помогает ребёнку избежать ошибок;

- поддерживает ребёнка при неудачах.

Поддержать ребёнка – значит верить в него. Успех порождает и усиливает уверенность в своих силах, как у ребёнка, так и у самого взрослого.

Чтобы поддержать ребёнка родителям необходимо:

    1. Опираться на сильные стороны ребёнка;

    2. Избегать подчёркивания его промахов;

    3. Поддержать и помочь в раскрытии и реализации его творческих способностей;

    4. Показать, что Вы удовлетворены ребёнком;

    5. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение ребёнку;

    6. Уметь помочь ребёнку разбить большие задания на более мелкие, с которыми ему будет легче справиться;

    7. Проводить больше времени с ребёнком;

    8. Внести юмор во взаимоотношения с ребёнком;

    9. Поддерживать все попытки ребёнка самостоятельно справиться с заданием

Для успешного решения задач воспитания и обучения детей с нарушением слуха в коррекционной школе важно взаимодействие всего педагогического коллектива и родителей

Сурдопедагог должен помочь родителям наладить совместную, плодотворную работу по воспитанию и обучению детей. Прежде всего необходимо узнать состав семьи, взаимоотношения в семье, отношение к ребенку, желание родителей участвовать в воспитательной и образовательной работе. Важно выяснить наличие в семье лиц с нарушениями слуха, способы общения с ребенком, представления взрослых о возможностях ребенка и его дальнейшем развитии, отношении родителей к требованиям коррекционного учреждения.

Сурдопедагог вместе с воспитателями обсуждает конкретные семейные условия, выявляет факторы, содействующие усилению педагогического влияния или тормозящие его. С учетом этих факторов в работе с родителями преобладают те или иные формы взаимодействия. Одних родителей приходится специально настраивать на систематические занятия с детьми дома, других, наоборот, предостеречь от излишнего давления, связанного с отработкой учебного материала. Некоторые родители воспринимают нарушение слуха у ребенка очень болезненно и перестают верить в то, что он когда-либо будет адаптирован к самостоятельной жизни. Другие — ожидают очень быстрых результатов в овладении ребенком речью, в развитии его слуха, и не замечают, как он постепенно и с усердием двигается к поставленной жизненной цели.

Отношение к ребенку с нарушенным слухом со стороны семьи и к системе воспитательной работы коррекционного учреждения может быть разным, но педагоги должны, независимо от этих отношений, давать только положительный настрой в совместной работе по воспитанию детей, поддерживать даже самое незначительное полезное начинание родителей, разъяснять ценность их непосредственного участия в воспитательном процессе.

Учитель-сурдопедагог совместно с воспитателями организует родительские собрания, круглые столы и консультации, на которых сурдопедагог знакомит родителей с основными направлениями коррекционно-образовательной работы с детьми раннего возраста, дает рекомендации по организации развития речи и слухового восприятия вне школьного учреждения, а воспитатели информируют о содержании воспитательной работы, организации игр, обучении рисованию и другим видам совместной деятельности. При этом родители должны постоянно разговаривать с детьми, помогать им выразить свои требования, мысли, впечатления речевыми средствами.

Таким образом, реализуется преемственность в деятельности сурдопедагога, воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей раннего возраста с нарушенным слухом.

Что же общего у родителей, желающих счастья своим детям и у нас, педагогов, а особенно педагогов-дефектологов?

Необходимый арсенал качеств личности учителя - ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость. По словам Я. А. Коменского, ``учителями должны быть люди...честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны прививать другим''.

Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя - любовь к детям и сильная воля к победе над трудностями, возникающими на пути педагогического процесса, именно воля, которая двигает нас, педагогов вперёд, позволяет верить и никогда не сдаваться, идти по этой необыкновенной, извилистой дороге вместе с «нашими» детьми и ради нихне теряя энтузиазма. Как сказал Уинстон Черчиль: «Успех – это способность шагать от одной неудачи к другой не теряя энтузиазма».


Список использованной литературы:

1. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием: – 2 изд. М., 2009

2. Баряева Л.Б., Вечканина И.Г., Зарин А.П. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – СПб, 2001

3. БеловаТ.В., Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. – М.: Астрель 2008

4.Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. – Ставрополь, 2011