ФИО: Закирова Инга Дамировна
Тема: Формирование "гибких компетенций" у обучающихся при обучении иностранному языку
Цель: изучить понятие «гибкие компетенции» и выявить основные компетенции при обучении иностранному языку.
Задачи: 1. Собрать необходимую информацию о «гибких компетенциях»;
2. Выяснить, какие существуют компетенции и их классификации;
3. Выявить пути формирования «гибких компетенций» на уроке иностранного языка;
4. Сделать продукт в виде методической разработки.
Продукт: методическая разработка
Общеизвестно, что английский язык - это не только атрибут культурного развития человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах производства, бизнеса.
Однако недавние исследования компании Education First показывают, что Россия занимает лишь 39 место из 70 стран по уровню владения английским языком.
Итак, почему же россияне так плохо говорят на английском языке? Основная причина, это не соответствие «hardskills» и «soft skills». По программе на развитие говорения в ходе урока даётся очень мало времени. Это в основном 1 упражнение на развитие речевых навыков в конце урока. За 3-4 минуты до конца урока речевые навыки невозможно сформировать.
Хотя ещё в 1959 году великий отечественный педагог – психолог Борис Васильевич Беляев заострил внимание, что, прежде всего, нужно формировать речевые навыки при изучении иностранных языков. Он подчеркнул, что в реальной ситуации, в первую очередь, функционируют речевые навыки. Подтверждение вышесказанному мы можем найти и в работах Вербицкого Андрея Александровича.
Естественно, современная школа должна направить все усилия на то, чтобы выпускник школы в полной мере владел гибкими компетенциями и развивался в дальнейшем как активная, самостоятельная личность. Одним из требований новых стандартов «предмет - иностранный язык» и является формирование гибких компетенций.
Итак, что же включает в себя гибкие компетенции? Профессор из Мельбурнского университета Патрик Гриффин в основу гибких компетенций включил 4К. Это коммуникация, креативное мышление, критическое мышление и командная работа.
Для развития гибких компетенций в арсенале каждого учителя также много разных форм урочной деятельности. Самым, наверное, актуальным и интересным для учащихся являются уроки-дебаты. Дебаты позволяют расширить возможности гибких компетенций наших обучающихся. Такие уроки проводятся в конце раздела, когда выучили лексику по теме, грамматический материал, выполнили различные упражнения. Речевые клише, выражения для согласия, несогласия которые должны вводятся уже с начальной школы.
В учебниках начальной школы есть тексты для чтения. После прочтения нужно обсудить поведение и высказывания персонажей текста. По готовым речевым клише учащиеся высказывают своё отношение к ситуации в тексте, к теме текста (нравится,/не нравится, верно,/неверно, правда/не правда). При высказывании своего мнения, отношения действует критическое мнение учащихся, в виде их личного монологического высказывания по теме. Важным моментом является интерес к теме.
Хочется добавить несколько слов о проектной работе.
Презентации должна быть свободна от текста, то есть ребенок должен говорить сам, из головы, должен прожить эту информацию. Никаких формальностей, продуктивно делятся информацией, которая интересна обучающимся. В каждой презентации, в проекте должен быть диалог с одноклассниками, обсуждение. Задают вопросы по теме, выражают свое отношение к теме одноклассника, нравится им эта проблема или не нравится, согласны или не согласны с мнением одноклассников. Вот здесь как раз включаются гибкие компетенции: это коммуникация, творческое мышление, критическое мышление, где выражают свое отношение к теме, и сотрудничество.
Также для развития гибких компетенций можно часто использовать такую форму работы, как пересказ прочитанного текста по заранее составленным разным шаблонам. И с помощью вводных фраз как начать пересказ, связывать предложения, делать заключение (представьте, что в классе кто-то отсутствовал, во время чтения и обсуждения этого текста, сделайте такой пересказ, чтобы он понял). Также описание картин, портретов, тоже способствуют формированию речевых навыков. Главное, чтобы был результат.
В нашем стремительно развивающимся мире все большее значение приобретают навыки, которые не связаны напрямую с профессиональными знаниями, а являются общими и востребованными во многих сферах жизни, такими как коммуникация, управление временем, адаптивность и т. д. Эти навыки называются soft skills, то есть гибкие навыки.
Изучение возможностей развития гибких навыков на занятиях по иностранному языку имеет большую актуальность для личностного роста и успешной карьеры обучающихся в будущем, а также может принести значимые результаты в области образования.
На данный момент существует множество различных исследований, посвященных развитию гибких навыков коммуникации. Из особо ярких представителей отечественных исследователей можно выделить: В. В. Гузеева, М. В. Кларина, В. М. Жураковскую, Л. В. Загрекову, В. А. Сластенина, Г. К. Селевко,
А. А. Миролюбова и пр.
В статье делается попытка рассмотреть и описать методическую целесообразность и эффективность использования приемов современных педагогических технологий на уроках иностранного языка для развития у обучающихся гибких навыков.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней уточняются возможности применения приемов современных педагогических технологий к обучению иностранным языкам, изучена сложная дифференцированная структура гибких навыков коммуникации, представленная несколькими компонентами.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования основных положений исследования при внедрении приемов современных технологий обучения иностранным языкам для развития гибких навыков у обучающихся основной школы.
Материалом исследования послужили основные педагогические работы отечественных учёных (Г. М. Андреева, Л. Г. Антонова, С. Н. Бацунов, В. О. Виноградова,
Э. Ф. Зеер, Е. П. Ильин, А. В. Карпов, Н. В. Клюева,
Л. К. Раицкая, Е. В. Слизкова, Е.
В. Тихонова, А. Э. Цымбалюк, Л. Н. Степанова). В зарубежных исследованиях soft skills рассматриваются в работах D. Almog, A. Asperin, R. Athayde, E. Chell, S. Cranfield, A. Fixsen и др.
Теоретическую основу исследования составили также основные научные подходы к коммуникации и данных понятий в некоторой степени разнятся в зависимости от источника, но в самом общем виде hard skills – это набор навыков, которые можно определить количественно и наглядно продемонстрировать. Soft skills можно трактовать как универсальные навыки, которые не поддаются количественному измерению. В русскоязычном варианте наиболее удачными эквивалентами обсуждаемых понятий представляются «твёрдые» и «гибкие» навыки соответственно [Корытова, 2022, c. 134].
Б. Ф. Ломов); как к форме взаимодействия субъектов (В. М. Бехтерев, А. А. Бодалев, B. Н. Мясищев). Теоретическое обоснование реализации современных технологий обучения отражены в работах
Ю. К. Бабанского, М. А. Данилова, И. Ф. Харламова и др. Проблемы методологии и теории современных технологий обучения отражены в работах С. И. Архангельского,
С. В. Багаевой, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунского, Л. В. Ереминой, Н. Д. Никандрова, Н. Ф. Талызиной, О. К. Тихомирова,
А. В. Тугая, А. Г. Шмелева и др.
Для реализации цели исследования использовались следующие методы: анализ психологопедагогической и методической литературы по теме исследования, логическая аргументация, доказательство, обобщение, обоснование, синтез, рефлексия, описание.
Результаты исследования и их обсуждение. Психологи подразделяют навыки людей на две группы: hard skills и soft skills. Определения нальных навыков и умений, связанных со специализированной стороной деятельности. Такие навыки можно продемонстрировать, они относятся к обязательным требованиям при приеме на работу, их указывают в должностных инструкциях. Soft skills (англ. “гибкие навыки”) связаны не с конкретным видом деятельности, а с коммуникациями для эффективного взаимодействия с людьми. Их часто называют «личными качествами», подчеркивая прямую зависимость между soft skills и характером человека, его темпераментом и личным опытом. В современной науке гибкие навыки рассматриваются в контексте универсальных характеристик, необходимых субъекту для достижения личностно значимых целей [Колдун,
2017, с. 2].
По мнению Л. Н. Степановой, к гибким навыкам можно отнести развитые коммуникативные навыки, высокий уровень саморегуляции, критическое мышление, умение убеждать, лидерство, креативность и
т. д. [Степанова, 2019, с. 15]. Особую актуальность развитие soft skills приобретает для лиц юношеского возраста, успешность и конкурентоспособность которых и обеспечивается их наличием.
В эпоху повсеместной информатизации и компьютеризации коммуникативность играет ведущую роль в процессе образования и становления личности. Гибкие навыки являются универсальными компетенциями, и они необходимы для каждого человека: будь то школьник, студент или уже взрослый, работающий человек. Навыки общения, взаимодействия, умение вести переговоры, договариваться, навык публичных выступлений, умение грамотно отвечать на вопросы по теме, высказывать своё мнение, приводить примеры и контраргументы, деликатно отстаивать свою точку зрения – это то, что отличает человека от машины или от робота. И именно развитие гибких навыков помогает сформировать подобную личность, готовую и адаптированную к реалиям современной эпохи.
Благодатной почвой для развития гибких навыков являются занятия по иностранному языку. Английский язык – это язык международного общения, он открывает перед обучающимися мир новых возможностей и новых контактов. На занятиях по английскому языку школьники учатся общаться друг с другом на неродном для них языке, стараются научиться доносить свою точку зрения до собеседника, обучаются аргументированному спору, а также узнают о культуре других народов, что научит их быть терпимыми и открытыми к различию культур и мнений.
Таким образом, изучение возможностей развития гибких навыков имеет большую актуальность для личностного роста и успешной карьеры, а также может принести значимые результаты в области образования.
Наиболее популярным направлением развития гибких навыков является концептуальная модель «4К», в которой представлены основные ключевые навыки, необходимые для обучения в современном мире. В них входят: коммуникация, кооперация, креативность, критическое мышление [Хромова, 2022].
Навык коммуникации представляет собой следующие умения: легкость установления контакта, умение договариваться, поддержание разговора, навыки публичных выступлений, убедительная аргументация своей позиции; отстаивание своих интересов; преодоление конфликтов; эффективное слушание, навык задавать вопросы; осознанное использование невербальных способов коммуникации.
Еще один навык, навык кооперации, подразумевает под собой: навык объединения в группу для решения задачи, навык работы в команде, навык организации командной работы.
Следующий навык по концепции «4К» это критическое мышление, и он включает в себя: навык и умение выносить обоснованные оценки, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам, наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки.
И, наконец, креативность вбирает в себя следующие навыки: продуктивность (способность к производству объектов творчества), гибкость (способность находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять свое мышление и поведение в зависимости от ситуации), оригинальность (навык выдвижения новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных), умение решать сложные задачи.
Современные педагогические технологии обучения иностранному языку способствуют формированию гибких навыков, среди них можно
назвать информационнокоммуникационные технологии (ИКТ), технологию критического мышления, проектную технологию, технологию проблемного обучения и игровые педагогические технологии.
Использование ИКТ позволяет создавать интерактивные и многокомпонентные образовательные среды, где учащиеся могут развивать свои навыки и получать обратную связь. Такие технологии улучшают доступность образования и обучения, позволяют находить эффективные решения в педагогической практике. Использование таких технологий сегодня может существенно повлиять на эффективность учебного процесса и на развитие личности учащихся.
Технология проблемного обучения помогает развить критическое и логическое мышление, способность решать проблемы в нестандартных ситуациях. Данная технология основана на повседневных проблемах и задачах, с которыми сталкивается учащийся в реальной жизни. Такое обучение предусматривает создание на занятии проблемных ситуаций и обсуждение возможных подходов к их решению, в ходе которых обучаемые учатся применять ранее усвоенные знания и приобретенные навыки и умения и овладевают опытом (способами) творческой деятельности.
Одним из эффективных способов развития гибких навыков является использование игровой технологии. Игры помогают учиться быстро принимать решения, анализировать информацию, работать в команде, находить нестандартные решения и решать проблемы. Они способствуют развитию коммуникативных навыков, улучшают координацию движений и восприятие информации, развивают творческое мышление и интуицию.
В первую очередь, это требует от нас построения занятий, которые позволяют обучающимся применять свои знания не только в пределах учебной программы, но и в различных жизненных ситуациях. Для этого можно использовать различные игры, в том числе ролевые, для того, чтобы обучающиеся могли потренировать коммуникативные навыки в решении нестандартных задач.
Например, на уроке иностранного языка мы можем использовать такой игровой прием как «Прессконференция», в ходе которой обучающиеся примеряют на себя роль журналистов и какой-либо известной личности. Журналисты задают вопросы, на которые должна ответить известная личность.
Можно предложить и такую коммуникативную игру, где дается несколько афоризмов известных личностей, а обучающимся необходимо выразить и обосновать свою точку зрения по поводу того или иного высказывания, при этом используя в ответе различные грамматические конструкции.
Приведем фрагменты технологической карты урока английского языка по УМК Spotlight 9, задания в которой представляют собой применение приемов игровой технологии обучения по теме «Искусство».
Еще одним шагом в развитии гибких навыков является осознание важности умения мыслить критически. Технология развития критического мышления позволяет обучающимся овладеть различными способами интегрирования информации, научить вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
Для этого крайне важно создать проблемную ситуацию, которая будет способствовать развитию этих гибких навыков. При работе с проблемной ситуацией необходимо умение критически мыслить, анализировать и оценивать информацию, а также принимать решения, основываясь на имеющихся ресурсах.
Например, в ходе занятия по иностранному языку можно применять прием «Корзина идей», взятый из технологии развития критического мышления. Данный прием предполагает разные формы работы – и индивидуальную, и групповую. Более того, он позволяет высказывать любые суждения – без их оценивания и анализа. В общую «корзину»
скидывается все, что имеет отношение к теме урока: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т. д. На этапе рефлексии можно снова обратиться к «Корзине идей», чтобы подвести итог урока. Прием «Корзина идей» предлагается для проведения на этапе вызова. То есть на начальном этапе урока, когда происходит процесс актуализации знаний по теме – «вызываются» из памяти учащихся всё, что имеет отношение к заявленной теме, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.
Более того, для развития гибких навыков можно создать дискуссию по какой-либо теме. В условия также можно включить обязательное использование новой лексики и грамматического материала при ответе. Далее следует распределить участников на группы, которые будут вести дискуссию между собой по определенной теме по заданной траектории «контраргумент/аргумент».
Приведем фрагменты технологической карты урока английского языка на основе УМК Spotlight 9, задания в которой представляют собой применение приемов технологии критического мышления по теме «Искусство».
И еще одной технологией, призванной развивать гибкие навыки, является проектная технология. Суть этой технологии заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания, требующие от учащихся их применения для решения проблемных заданий. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная технология характеризуется высокой коммуникативностью; предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность; творческую составляющую работы, самостоятельность, активность.
Так, например, на уроках, посвященных теме «Искусство», учитель в конце ее изучения может предложить обучающимся создать проект по их любимому произведению искусства. В проектах учащиеся могут затрагивать историю создания произведения и другие интересные аспекты. В конце выступления ученикам необходимо выразить свое мнение и отношение к произведению, о котором они рассказывали в проекте. Например, одними из тем проектов могут быть такие известные произведения искусства как «Мона Лиза или «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Поцелуй» Густава Климта, «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.
Кроме того, важной задачей является создание условий для поддержки обучающихся в их желании развиваться. Преподаватель должен быть готов поддержать ученика, если он совершил ошибку, а также поощрять их в их успехах. Не менее важно при этом также соблюдать баланс между критикой и похвалой, чтобы обучающиеся чувствовали себя поддержанными и мотивированными.
Поэтому, чтобы эффективно развивать гибкие навыки, необходимо выстроить хорошие отношения с обучающимися, создать атмосферу доверия и поддержки. Необходимо быть готовым к нестандартным ситуациям, поощрять инициативу и любопытство, а также помогать обучающимся становиться более гибкими и адаптироваться к новым условиям.
Заключение. В настоящее время в науке существует множество современных педагогических технологий, которые необходимо использовать в процессе обучения школьников иностранному языку для достижения наилучших результатов, формирования развития тех или иных навыков. В рамках данной статьи мы рассмотрели несколько примеров педагогических технологий и особенности их применения при обучении иностранным языкам.
Формирование гибких навыков на уроках английского языка является важным аспектом развития личности ученика в основной школе. Гибкие навыки помогают ученикам успешно адаптироваться к быстро меняющемуся миру, эффективно решать проблемы, критически мыслить, осуществлять самооценку и саморегуляцию своей деятельности, работать в команде и достигать поставленных целей.
На уроках английского языка учителям следует активно использовать приемы современных технологий обучения, направленные на развитие гибких навыков, так как уроки иностранного языка являются благоприятной средой для формирования и развития социальных навыков. Воздействовать на их развитие помогают такие виды деятельности на уроке, как работа в команде, рефлексия, проектирование, сотрудничество и самооценка.
Поэтому, развитие гибких навыков на уроках английского языка является актуальной задачей для современной образовательной системы и позволяет готовить выпускников к успешной адаптации в современном мире.
Разработанные методические рекомендации могут быть использованы в образовательных учреждениях на уроках иностранного языка для формирования и развития гибких навыков учащихся.