СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье рассматривается определение "глобальной компетенции" и основные пути формирования глобальных компетенций у школьников на уроках английского языка

Просмотр содержимого документа
«Формирование глобальных компетенций на уроках английского языка»

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Средняя общеобразовательная школа является важнейшим социальным институтом, обеспечивающим дальнейшее развитие и становление личности, где закладываются базовые знания, навыки и жизненные компетенции, а также фундаментальные отношения и ценности. Подготовка детей во время обязательного обучения напрямую влияет на их будущее участие в социальной жизни и дальнейшее обучение. Решающим фактором в становлении целостной личности в образовательном процессе выступают самореализация и саморазвитие учащихся средней школы во время урока.

Российское школьное образование развивается в рамках мирового образовательного процесса, и их взаимодействие способствует взаимному обогащению технологическими достижениями. Глобализационные процессы, затронувшие все сферы жизнедеятельности людей, не могли не коснуться сферы образования. Глобализация - это базовый фон, источник тех контекстных знаний, которые позволяют преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур, моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, помогут увидеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понять их значение для будущей профессиональной деятельности, сформировать навыки социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов, научатся ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, профессиональных общностей и групп. Глобализация в большинстве случаев интерпретируется как процесс становления единого взаимосвязанного мира, в котором общие цели и задачи более значимы, нежели задачи локальных сообществ 

Основной целью современного образования является формирование разносторонне развитой личности, способной реализовывать творческий потенциал в динамических социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Таким образом, важное направление школьного образования сегодня — это формирование функциональной грамотности учащихся, которое является согласно ФГОС нового поколения приоритетным вектором в современном образовании. Согласно А. А. Леонтьеву, функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Сегодня быть грамотным (уметь читать и писать) уже недостаточно. Наше поколение должно быть готовым работать на высокотехнологичном оборудовании, критически рассматривать вопросы глобального характера и уметь адаптироваться к современной жизни. Вот почему большое внимание уделяется развитию функциональной грамотности детей, то есть способности вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. И только «активный ученик» способен познавать новое, разбираться в неизвестном и решать нестандартные задачи. В российской школе существуют хорошие традиции формирования предметных знаний, а не компетентностей, которые могут быть сформированы с их помощью. Родители ждут хороших знаний по учебным предметам, но не использования этих знаний для решения практических задач.

В контексте модернизации современного образования обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину, имеют как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Для этого необходимо формирование глобальных компетенций обучающихся, утверждая идеи ценности и уникальности человеческой личности, которые учитывают необходимость подобных знаний, умений и отношений и действительно готовят школьников к жизни в современном мире. Специфика глобальной компетенции имеет свое обособленное место в структуре функциональной грамотности, и степень овладения данной компетенцией выражается в способности ученика эффективно решать проблемы глобального масштаба.

Иностранный язык — глобальный предмет, который позволяет «глобализированно» раскрывать любую тему, высказывать различные точки зрения, опираясь на знания по литературе, истории, географии, биологии.

Основу формирования глобальных компетенций составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету, что будет способствовать получению знаний, необходимых для существования в современном мире. Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку можно разными способами: обучение в малых группах сотрудничества; мозговой штурм; опорные сигналы; метод проектов; драматизация; использование ИКТ и др. Наиболее эффективными являются нестандартные уроки: игра, соревнование, просмотр фильмов с последующим анализом, обсуждением и высказыванием собственной точки зрения.

На всех этапах прохождения курса английского языка у школьников добавляются умения глобальных компетенций:

• осознанно использовать предложенный алгоритм действия;

• пользоваться справочными материалами;

• осуществлять регулятивные действия в процессе речевого взаимодействия

(диалога, выполнения проекта…);

• овладевать более развернутыми способами самоконтроля/взаимоконтроля,

самонаблюдения, самоанализа, самокоррекции.

Формирование глобальных компетенций составляет основу ориентации ученика и успешного его существования в современном социуме. Таким образом, формирование глобальных компетенций — это целостный и непрерывный процесс, при котором ученики могут перенести знания, умения, отношения и ценности в другие сферы своей жизни и деятельности и который мог бы способствовать их дальнейшему саморазвитию и реализации как успешной личности.

Овладение глобальными компетенциями на урока английского языка способствует гармоничной жизни в многокультурном сообществе, позволяет адаптироваться и уверенно себя чувствовать на постоянно изменяющемся рынке труда, эффективно и ответственно использовать современные медиаплатформы, ощущать ответственность за развитие международного сообщества.