Формирование глобальных компетенций на уроках окружающего мира в начальной школе.
Формирование глобальной компетентности — это составная часть целостного образовательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субъектов образовательного процесса - обучающихся, учителей и родителей.
Начальная школа закладывает основу глобальных компетенций, формируется способность думать, анализировать, от работы педагога и грамотно отобранного материала зависит, захочет ли ребенок докапываться до истины, поразмышлять о том «Почему?», почитать, что-то дополнительно, мыслить широко.
Возрастные особенности школьников проявляются: в восприятии учащимися содержательных аспектов «глобальных компетенций», в отношении к изучаемым проблемам, в особенностях осознания собственной идентичности, в характере взаимодействия с другими людьми.
Усложнение познавательной задачи, естественное с точки зрения возраста и психологических особенностей учеников, уровня и содержания образования, влечет за собой возрастание затруднений у обучающихся. Необходимо целенаправленно работать над составляющей «знания»; использовать потенциал метапредметного подхода в организации познавательной деятельности учеников.
Содержательные аспекты заданий по «глобальным компетенциям» в начальной школе: (слайд 2)
Знание глобальных проблем
1.Причины возникновения и возможности разрешения глобальных проблем.
2.Взаимосвязь глобальных проблем. Проявление глобальных проблем в локальных ситуациях.
3.Изменение климата.
4.Мировой океан, вода.
5.Здоровьесбережение, питание.
6.Пава человека образование.
Знания в области межкультурных взаимоотношений
1.Тадиции и обычаи
2.Передача социального опыта
3.Воспитание и самовоспитание
4.Патриотическое воспитание
5.Гражданское воспитание
Примеры задаий по формированию основ глобальных компетенций в начальной школе можно найти в учебниках УМК «Школа России» «Окружающий мир» А.А. Плешаков. (слайд 3)
Раздел «Земля и человечество.» Темы: «Мир глазами эколога», «Сокровища Земли под охраной человечества». Раздел Природа России. Темы «Моря, озера и реки России», «Лес и человек», Раздел Родной край – часть большой страны. Темы «Водные богатства нашего края», «Наши подземные богатства», «Земля – кормилица».
Раздел «Семья» (слайд 4)
1 класс: Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес.
2 класс: Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
3 класс: Семья — коллектив близких, родных людей. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Уважение к семейным ценностям.
Раздел «Мы и наше здоровье» (слайд 5)
Темы «Умей предупреждать болезни», «Здоровый образ жизни»
Раздел «Путешествие по городам и странам», «Из прошлого и настоящего нашей Родины». (слайд 6)
Проект «Мы помним» приуроченный к 9 мая. Ребятам предлагается написать о своем родственнике участвующем в Великой Отечественной войны.
Написать письмо неизвестному солдату, задать в письме интересующие вопросы.
3. Проект «Города России» в ходе выполнения проекта ребятам предлагается не только рассказать об определенном городе, но и выразить свое мнение, в чем важность взаимодействия всех городов между собой.
4. Проект «Родословная» позволяет узнать свою историю. Проблемными вопросами подчеркивается важность помнить историю.
Задания к разделу «Человек и природа» (слайд 7)
1.С помощью текста учебника проанализируйте одну из проблем (проблема загрязнения океана, проблема мусора)
В чем причины ее возникновения, какие последствия для людей несет?
2.Придумайте рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем. Представьте свою работу классу. Объясните предложенные вами рисунки-символы. Творческая самостоятельная работа. (слайд 8)
3.Найди в Интернете информацию о работе международных экологических организаций. Подготовь сообщение. Домашнее задание совместно с родителями.
4. Диспут на тему «Виноват ли человек в загрязнении природы». Первый ряд отстаивает позицию, что виноват, второй ряд приводит доводы невиновности человека, третий ряд выступает как жюри.
5. Составьте рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к людям с призывом беречь природу.
6. Прочитай в книге «Великан на поляне» рассказ «Бутылочная почта». Проанализируй свое поведение в природе. Были ли поступки, за которые тебе было стыдно? Поговори на эту тему со своими товарищами. (слайд 9)
Задания на понимание проблемы и ее решения (слайд 10)
-Какая деятельность человека привела к таким последствиям?
-Какую опасность они представляют для человека?
-Какие меры надо предпринять, что бы такого не произошло?
-Представьте себя в роли эколога. Какие законы вы бы приняли для решения данной проблемы?
(слайд 11)
-Волнует ли вас состояние окружающей среды в вашем крае, стране, на всей планете? Почему?
(слайд12)
Упражнения:
- «Неожиданные связи» (даны две проблемы, найти в них сходства и различия)
- «Нестандартные способы применения» (старые диски и книги, дать им вторую жизнь)
-Фантастические гипотезы» (Если бы все люди стали бессмертны,…Если бы все люди не умели читать..)
(слайд 13)
Задания следующего характера:
-Дан ряд фото, детям нужно определить, к какой группе глобальных проблем можно отнести данные фото?
-Объяснить почему эту проблему относят к глобальным?
-Какие меры нужно принять для решения данной проблемы?
-Какие еще проблемы относятся к этой группе?
(слайд 14)
Приёмы, упражнения, задания.
Придумай рисунки-символы для каждой из изученных вами экологических проблем. Представь свою работу классу. Объясни предложенные тобой рисунки-символы. (Творческая самостоятельная работа)
Найди в интернете информацию о работе международных экологических организаций. Подготовь сообщение. (Домашнее задание совместно с родителями)
«Виноват ли человек в загрязнении природы». (Диспут. Первый ряд отстаивает позицию, что виноват, второй ряд приводит доводы невиновности человека, третий ряд выступает как жюри.)
Составь рассказ про животное, насекомое или рыбу, которая обращается к людям с призывом беречь природу.
Прочитай в книге «Великан на поляне» рассказ. Проанализируй своё поведение в природе. Были ли поступки , за которые тебе было стыдно? Поговори на эту тему со своими товарищами.
Природа нашего края (слайд15)
-Волнует ли вас состояние окружающей среды вашего края, села?
-Что вы знаете об экологических проблемах нашего села?
В 2021 году в нашем селе исчез пруд из-за варварского отношения односельчан. В пруду было много рыбы, в летний период все желающие могли прийти для того, чтобы искупаться и отдохнуть на берегу. Сооружения, которые сбрасывали воду в нужный момент, люди уничтожили. Плотину разорвало, вода вся вытекла, рыба погибла. Образовался огромный овраг, из-за которого нельзя проехать на другую сторону пруда. Это глобальная проблема. В данный момент нашелся человек, который решает эту проблему: идут восстановительные работы. В дальнейшем планируется запуск нескольких сортов рыб и база отдыха.
Еще одна проблема - мусор. Хотя его и вывозят, но есть еще не добросовестные люди, которые его несут на прежнее место. В данный момент администрация села решает проблему.
(слайд 16) Семейные ценности: Мастер-класс по формированию глобальной компетентности.
Семья – для ребёнка, это место его рождения и становления, это определённый морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к ценностям (и материальным, и духовным, и семейным). Именно с близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. Семья является – ведущим фактором развития личности ребёнка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека. Семейное воспитание, по своей силе и действенности, несравнимо ни с каким другим, даже очень квалифицированным воспитанием.
1. Работа с притчей. (Задание направлено на выявление уровня сформированности умений определять ключевые слова в тексте)
- Прочитайте притчу (это может быть – чтение учителем, подготовленным ребенком, индивидуально или в группах)
(слайд 17)
- Притча называется «Ладная семья» (чтение притчи)
(слайд18)
- Как понять слово «ладная»? (все ладят друг с другом, живут, помогая друг другу, вместе и в радости и горе, по доброму относятся к старикам и молодым, живут в мире,покое)
- Сколько человек было в семье? (100)
- Какая особенность была этой семьи? (мир и лад был в этой семье, не было ссор, раздоров)
- Что хотел узнать владыка в притче? (узнать правду об этой семье)
- Что возрадовало владыку, когда он прибыл в село? (чистота, красота, покой, мир)
2. (слайд 19)Упражнение «Ассоциации». (Задание направлено на формирование отношения к семье как к ценности)
(Учащиеся работают на листочках)
- С чем у вас ассоциируется слово «семья»? (Семья – это счастье, крепость, забота, любовь, очаг, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: проблемы, здоровье, трудности и т. д.)
- Можно ли сказать, что семья важна для любого человека (Каждый должен иметь семью, трудно, скучно одному жить, необходимо, чтобы кто- то был рядом)
- Правильно ли я поняла, что лад очень важен для семьи (Нужно жить в ладу друг с другом, жить в мире и доброте)
3. (слайд 20) Упражнение «Родословная». (Задание направлено на формирование доброго отношения к родным, близким людям, воспитание чувства гордости за свой род)
- Русская народная пословица гласит: «Вся семья вместе и душа на месте».
- Назовите пословицы о семье. (Любовь да совет – так и горя нет. Семья сильна, когда над ней крыша одна. Вся семья вместе, так и душа на месте. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.)
- Какая половица подходит к нашей притче?
- Раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Семьи на Руси были большие и дружные. Жили весело, уважали старость, оберегали младость. Вокруг каждого из нас много родных и близких.
-Как бы вы определили тему нашего сегодняшнего занятия? (Счастлив тот, кто счастлив у себя дома).
- Я неслучайно выбрала тему нашего занятия, связанную с семьей. Все люди
становятся взрослыми, и каждый создает свою семью, свой дом. Дом это не только крыша над головой! Это уютное место, в котором приятно жить.
- А что необходимо, чтобы в доме всегда было уютно и тепло?
- Что делает семью единой, крепкой, из чего складывается семейное счастье?
4. (слайд 21) Работа в группах «Строительство дома из основных понятий на доске» (Задание направлено на выявление знаний основных семейных ценностей)
-Я предлагаю построить дом, в котором семья может обрести семейное счастье.
- Каждый кирпичик нашего дома - это то ценное, что лежит в основе семейного счастья. Каждая группа определит для себя эти ценности, запишет на кирпичиках, которые лежат у вас на столах. У кого кирпичик будет готов, можно прикреплять на доску.
(слайд 22) (Любовь, дружба, добрые друзья, взаимопомощь, уважение, семейные традиции, трудолюбие, уют, тепло, сюрпризы, подарки, родители и дети, бабушки и внуки, интересные увлечения)
-Мы закончили строительство дома. Все ли слова вам понятны?
-Какие три слова написал старик в притче? Три слова были начертаны на
бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
-Хорошо, когда семья обеспечена, но если не будет взаимопонимания, доверия, любви, не будет семейного счастья.
(слайд 23) Работа с притчей «Кувшин» сопровождающаяся исследовательской деятельностью (Задание направлено на систематизацию представлений о значимости дома и семьи в жизни каждого человека)
Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил его доверху небольшими камнями. Собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли мой кувшин?» На что те ответили: «Да, полон».
Тогда мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями. Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?» Ученики вновь подтвердили, что полон.
Тут мудрец взял коробку с песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял все свободное место и все закрыл. Еще раз спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин и снова услышал утвердительный ответ.
Тогда достал мудрый человек кружку, полную воды и вылил ее в кувшин до последней капли. Засмеялись ученики, видя все это.
Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и прочее. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.
Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное...
-Предлагаю провести небольшой опыт. А вы мне поможете.
-У меня в руках прозрачный сосуд, давайте заполним его камнями. Полная ваза?
-Досыпаем горох. (горохом заполняет пустоты)
-А теперь полная? (крупу добавляем)
-А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что сосуд - это ваша жизнь. Камни это важнейшие вещи в вашей жизни – семья. Горох - это вещи, которые для вас стали или станут важными (работа, учеба, и др.) Крупа - это все остальные мелочи.
-Если сначала заполнить банку крупой, не останется места, где можно будет
поместить горох и камни. Камни это важнейшие вещи в вашей жизни – семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет — это все на втором плане. Главное — что она у вас есть. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам и вашим родителям для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни. Я хочу, чтоб в ваших семьях было также мило и тепло, как в этом доме, который мы с вами сегодня построили.
( слайд 24) Банк заданий «Человек и природа»
«Выключайте воду»
Время чистки зубов длится примерно 1 минуту 30 секунд. За это время вода, бегущая из крана, наполняет 10-литровое ведро. Если при чистке зубов использовать стакан, то тратится лишь 200 миллилитров (0,2 литра) воды. 10 литров умножить на 365 дней в году = 3650 литров; 0,2 литра умножить на 365 дней в году = 73 литра.
Какие из приведенных ниже высказываний подтверждают информацию о том, что в мире тратится слишком много пресной воды?
-Вода делится на пресную и соленую.
-Из капающего крана вытекает 24 литра воды в
сутки (720 литров в месяц)
-Вода покрывает 70% земной поверхности.
-При проточном мытье фруктов из водопроводного
крана ежеминутно вытекает 15 литров воды.
(слайд 25)
(слайд 26)
Андрей предложил своей семье вести хозяйство так, чтобы экономить воду.
На семейном совете он обсудил это со своими родителями и младшей сестрой.
Какие из перечисленных действий помогут семье Андрея экономить воду, а какие-нет? Поставьте «√» в каждой строке
Действие | Помогает экономить воду |
да | нет |
Чаще купаться в речке | | |
На время чистки зубов выключать кран | | |
Проводить регулярный осмотр сантехники для выявления поломок | | |
Чаще принимать душ, а не купаться в ванной | | |
Пить бутилированную воду | | |
Во время мытья овощей использовать емкость с водой, а не текущую воду | | |
( слайд 27) ЗАДАНИЕ 4.
Андрей прочитал небольшой текст о проблеме экономии воды: «В настоящее время 70% территории нашей планеты покрыты водой. При этом пить можно только 1% этой воды. С каждым годом проблем доступа к водным ресурсам становится острее. Много питьевой воды зря утекает при приготовлении пищи, гигиенических процедурах, стирке, уборке»
Выберите два примера потери воды в домашних условиях и объясните, как это происходит:
(слайд 28) В «зелёной» зоне около жилого дома жители решили установить небольшой фонтан. Подумай, какие экологические проблемы позволит, решит эта установка?
ЗАДАНИЕ 1.
Капельки воды (в виде взвеси) от фонтана будут соединяться с частицами пыли и оседать. Таким образом, воздух
_
Звуки струящейся воды из фонтана благоприятно воздействуют на душевное состояние человека, потому что
_
Фонтан благоприятно воздействует на близко растущие растения, потому что
Когда ты сам стоишь возле фонтана, то ты
( слайд 29) Исследователи установили связь влияния автотранспорта на окружающую среду. Попробуй и ты установить соответствие.
ЗАДАНИЕ 2.
Проблема | Решение проблемы |
1. Основным источником загрязнения атмосферы автотранспортом – выхлопными газами - является свинец, содержащийся в бензине. Он смертельно опасен для всех живых организмов. | 1. Использовать альтернативное топливо – например, газ |
2. Повышен уровень шума. Так, работающая грузовая машина издает около 80дБ, при норме воздействия на человека - 50-60дБ | 2. Использовать электромобили, транспорт на солнечных батареях и индукционных движителях. |
3. Автомобиль расходует огромное количество кислорода. За неделю в среднем легковой автомобиль выжигает столько кислорода, сколько его четыре пассажира расходуют на дыхание в течение года. | 4. Установить качественные глушители на автомобили |
5. Качественное крепление деталей машины между собой позволяет снизить дребезжание и их дальнейшую поломку. |
| |
| 6. Если ехать с высокой скоростью, то будет меньше слышно дребезжания плохо закреплённых деталей автомобиля. |
(слайд 30)
Вблизи микрорайона с жилыми домами спланирована автостоянка, которая будет вплотную граничить с подъездами к домам, с тротуарами и детскими площадками для игр и прогулок.
Последствия:
Автомашины загрязняют воздух угарным газом, оксидами серы и другими вредными веществами.
Повышается угроза травматизма жителей возле подъездов жилых домов.
Дети на прогулках получат не оздоровление организма, а наоборот снижение устойчивости иммунной системы и возможность развития других серьезных заболеваний.
Усиливается шумовое загрязнение, особенно в утренние и вечерние
часы.
Предлагаемое решение:
А) Усилить зеленый щит из деревьев и кустарников, которые насыщают
воздух кислородом и поглощают вредные газы, задерживают пыль, сажу, а также снижают шум.
Б) Использовать для обустройства автостоянки пустыри или территории, которые не вплотную примыкают к жилым зданиям.
В) Детские площадки изолировать от проезжей части живыми изгородями или другими способами и располагать их в глубине дворов.
Г) Перевод автомобилей на газ, совершенствование двигателей внутреннего сгорания, применение альтернативных видов топлива, внедрение гибридных двигателей, внедрение в эксплуатацию электромобилей, солнечных автомобилей, а также применение электрического транспорта.
Соотнеси последствия с предлагаемыми решениями, занеси данные в таблицу:
( слайд 31)У вас в семье 2 машины
ЗАДАНИЕ 4.
1. Как сделать так, чтобы и тебе осталось место для прогулки возле дома? | Твой ответ: |
2. Как сделать так, чтобы машины меньше вредили природе? На вашем семейном совете, какое решение этой проблемы, ты бы предложил? | Твоё решение: |
( слайд 32)Подводя итоги, можно сказать: структура глобальной компетентности представляет собой совокупность знаний, умений, отношений и ценностей.
Подводя итоги, можно сказать:
младшей сестрой.
Какие из перечисленных действий помогут семье Андрея экономить воду, а какие-нет?
Поставьте «√» в каждой строке
Мальчик