СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование готовности к личностному выбору выпускника основной школы

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование готовности к личностному выбору выпускника основной школы»

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЛИЧНОСТНОМУ ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ    Автор: Бондарева Анна Андреевна

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЛИЧНОСТНОМУ ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Автор:

Бондарева Анна Андреевна

 Цель исследования:  выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования готовности к личностному выбору выпускника основной школы. Объект исследования: готовность к личностному выбору выпускников основной школы Предмет исследования:  психолого-педагогические технологии формирования готовности к личностному выбору школьников

Цель исследования:

выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования готовности к личностному выбору выпускника основной школы.

Объект исследования:

готовность к личностному выбору выпускников основной школы

Предмет исследования:

психолого-педагогические технологии формирования готовности к личностному выбору школьников

 Гипотеза исследования:   1. готовность к личностному выбору старшего школьника представляет собой сложное многокомпонентное структурно-функциональное образование, определяющее возможность принятия решения на основании анализа субъективно оцениваемой ситуации, определения имеющихся альтернатив с учетом возможных рисков, осмысления жизненного опыта и вариативности способов преодоления возникающих затруднений.    2. Процесс формирования личностного выбора старшего школьника обеспечивается средствами психолого-педагогического сопровождения.

Гипотеза исследования:

1. готовность к личностному выбору старшего школьника представляет собой сложное многокомпонентное структурно-функциональное образование, определяющее возможность принятия решения на основании анализа субъективно оцениваемой ситуации, определения имеющихся альтернатив с учетом возможных рисков, осмысления жизненного опыта и вариативности способов преодоления возникающих затруднений.

2. Процесс формирования личностного выбора старшего школьника обеспечивается средствами психолого-педагогического сопровождения.

Положения, выносимые на защиту:    1. Содержательные характеристики готовности к личностному выбору выпускников основной школы определяются личностными особенностями: осмысленностью жизни, уровнем субъективного контроля, самоактуализации, самодетерминации. 2. Система психолого-педагогического сопровождения разработанная с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и организованая как целостный процесс, обеспечивает формирование осознанного выбора профессиональной деятельности старшеклассников в соответствии с их личностными возможностями и интересами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Содержательные характеристики готовности к личностному выбору выпускников основной школы определяются личностными особенностями: осмысленностью жизни, уровнем субъективного контроля, самоактуализации, самодетерминации.

2. Система психолого-педагогического сопровождения разработанная с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и организованая как целостный процесс, обеспечивает формирование осознанного выбора профессиональной деятельности старшеклассников в соответствии с их личностными возможностями и интересами.

Методики исследования   1. Теоретический метод: анализ литературных источников по исследуемой проблеме; 2. Эмпирические методы: психодиагностические опросники и методики: 2.1.Самоактуализационный тест (в адаптации Л. Я. Гозмана).  2.2.Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И.Моросановой. 2.3.Мотивация успеха и боязнь неудачи (А. А. Реан). 2.4.Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева. 3 . Количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики (вычисление средних значений показателей, критерий Стьюдента для независимых выборок, коэффициент корреляции Пирсона).  

Методики исследования

1. Теоретический метод: анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

2. Эмпирические методы: психодиагностические опросники и методики:

2.1.Самоактуализационный тест (в адаптации Л. Я. Гозмана).

2.2.Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И.Моросановой.

2.3.Мотивация успеха и боязнь неудачи (А. А. Реан).

2.4.Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева.

3 . Количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики (вычисление средних значений показателей, критерий Стьюдента для независимых выборок, коэффициент корреляции Пирсона).  

Задача 1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы готовности к личностному выбору школьника

Задача 1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы готовности к личностному выбору школьника

Задача 2. Уточнить сущность понятия «готовность обучающегося к личностному выбору», определить содержание готовности обучающихся к личностному выбору на уровне основной школы

Задача 2. Уточнить сущность понятия «готовность обучающегося к личностному выбору», определить содержание готовности обучающихся к личностному выбору на уровне основной школы

Задача 3. Рассмотреть средства формирования готовности к личностному выбору обучающихся старших классов    занятия с элементами тренинга; дискуссии в форме творческих вопросов и эвристических упражнений; составления плана саморазвития и самоанализа; деловые и ролевые игры; профессиональные пробы; презентации; экскурсии; конкурсы; мастер-классы.

Задача 3. Рассмотреть средства формирования готовности к личностному выбору обучающихся старших классов

  • занятия с элементами тренинга;
  • дискуссии в форме творческих вопросов и эвристических упражнений;
  • составления плана саморазвития и самоанализа;
  • деловые и ролевые игры;
  • профессиональные пробы;
  • презентации;
  • экскурсии;
  • конкурсы;
  • мастер-классы.
Задача 4. Экспериментально проверить результативность психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к личностному выбору в образовательном пространстве   Цель программы – создание оптимальных условий для максимального личностного развития, формирования стратегий осуществления выбора Ожидаемые результаты:  1. Положительная динамика содержательных компонентов личностного выбора. 2. Осознание собственной индивидуальности. 3. Ориентация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях. 4. Ознакомление выпускников с основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.  5. Приобретение навыков рефлексии.

Задача 4. Экспериментально проверить результативность психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к личностному выбору в образовательном пространстве

Цель программы – создание оптимальных условий для максимального личностного развития, формирования стратегий осуществления выбора

Ожидаемые результаты:

1. Положительная динамика содержательных компонентов личностного выбора.

2. Осознание собственной индивидуальности.

3. Ориентация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

4. Ознакомление выпускников с основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.

5. Приобретение навыков рефлексии.

Анализ результатов констатирующего этапа Рис. 1. Сформированность мотивационного компонента личностного выбора

Анализ результатов констатирующего этапа

Рис. 1. Сформированность мотивационного компонента личностного выбора

Анализ результатов констатирующего этапа Рис. 2. Сформированность эмоционального компонента личностного выбора

Анализ результатов констатирующего этапа

Рис. 2. Сформированность эмоционального компонента личностного выбора

Анализ результатов констатирующего этапа Рис. 3 - 4. Сформированность ценностно-смыслового компонента личностного выбора

Анализ результатов констатирующего этапа

Рис. 3 - 4. Сформированность ценностно-смыслового компонента личностного выбора

Анализ результатов констатирующего этапа Рис. 5-7. Сформированность поведенческого компонента личностного выбора

Анализ результатов констатирующего этапа

Рис. 5-7. Сформированность поведенческого компонента личностного выбора

Анализ результатов контрольного этапа Рис. 8 . Динамика развития мотивационного компонента личностного выбора экспериментальной группы

Анализ результатов контрольного этапа

Рис. 8 . Динамика развития мотивационного компонента личностного выбора экспериментальной группы

Анализ результатов контрольного этапа Рис. 9. Динамика развития эмоционального компонента личностного выбора экспериментальной группы

Анализ результатов контрольного этапа

Рис. 9. Динамика развития эмоционального компонента личностного выбора экспериментальной группы

Анализ результатов контрольного этапа Рис. 10-11. Динамика развития ценностно-смыслового компонента личностного выбора экспериментальной группы

Анализ результатов контрольного этапа

Рис. 10-11. Динамика развития ценностно-смыслового компонента личностного выбора экспериментальной группы

Анализ результатов контрольного этапа Рис. 12-13. Динамика развития поведенческого компонента личностного выбора экспериментальной группы

Анализ результатов контрольного этапа

Рис. 12-13. Динамика развития поведенческого компонента личностного выбора экспериментальной группы

Анализ результатов контрольного этапа Рис. 14. Динамика развития поведенческого компонента личностного выбора экспериментальной группы

Анализ результатов контрольного этапа

Рис. 14. Динамика развития поведенческого компонента личностного выбора экспериментальной группы

Результаты средних значений показателей готовности к личностному выбору в экспериментальной группе на начальном и заключительном этапах Параметры начальный Методика «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой этап Планирование Оценка результатов заключительный этап t-критерий 5,92 Самостоятельность р- уровень значимости 7,84 4,20 Общий уровень саморегуляции   -4,07 6,84 4,64 Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева 0,0001 -6,07 26,16 Осмысленность жизни 7,28 0,0001 Цели жизни 33,88 -6,26 -7,73 91,16 Результат жизни 0,0001 0,0001 Локус контроля –Я 106,68 25,76 18,32 Самоактуализационный тест САТ (Л. Я. Гозман и др.) 34,16 -5,17   -7,29 0,001 23,80 Ориентация во времени 24,84 Гибкость поведения 0,001 32,04 -4,66 -6,57 Самопринятие 0,001 47,88 55,32 Познавательные потребности 0,001 41,68 Тест Мотивация успеха и боязнь неудачи МУН (А.А. Реан) 48,76   51,56 -3,00 -4,10 42,04 0,004 58,56 Мотивация к упеху 52,24 0,0001 -4,59 -4,70 0,0001 12,24 0,0001 14,96   -3,70 0,001

Результаты средних значений показателей готовности к личностному выбору в экспериментальной группе на начальном и заключительном этапах

Параметры

начальный

Методика «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой

этап

Планирование

Оценка результатов

заключительный этап

t-критерий

5,92

Самостоятельность

р- уровень значимости

7,84

4,20

Общий уровень саморегуляции

 

-4,07

6,84

4,64

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева

0,0001

-6,07

26,16

Осмысленность жизни

7,28

0,0001

Цели жизни

33,88

-6,26

-7,73

91,16

Результат жизни

0,0001

0,0001

Локус контроля –Я

106,68

25,76

18,32

Самоактуализационный тест САТ (Л. Я. Гозман и др.)

34,16

-5,17

 

-7,29

0,001

23,80

Ориентация во времени

24,84

Гибкость поведения

0,001

32,04

-4,66

-6,57

Самопринятие

0,001

47,88

55,32

Познавательные потребности

0,001

41,68

Тест Мотивация успеха и боязнь неудачи МУН (А.А. Реан)

48,76

 

51,56

-3,00

-4,10

42,04

0,004

58,56

Мотивация к упеху

52,24

0,0001

-4,59

-4,70

0,0001

12,24

0,0001

14,96

 

-3,70

0,001

 Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !