ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ЛИЧНОСТНОМУ ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Автор:
Бондарева Анна Андреевна
Цель исследования:
выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования готовности к личностному выбору выпускника основной школы.
Объект исследования:
готовность к личностному выбору выпускников основной школы
Предмет исследования:
психолого-педагогические технологии формирования готовности к личностному выбору школьников
Гипотеза исследования:
1. готовность к личностному выбору старшего школьника представляет собой сложное многокомпонентное структурно-функциональное образование, определяющее возможность принятия решения на основании анализа субъективно оцениваемой ситуации, определения имеющихся альтернатив с учетом возможных рисков, осмысления жизненного опыта и вариативности способов преодоления возникающих затруднений.
2. Процесс формирования личностного выбора старшего школьника обеспечивается средствами психолого-педагогического сопровождения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Содержательные характеристики готовности к личностному выбору выпускников основной школы определяются личностными особенностями: осмысленностью жизни, уровнем субъективного контроля, самоактуализации, самодетерминации.
2. Система психолого-педагогического сопровождения разработанная с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и организованая как целостный процесс, обеспечивает формирование осознанного выбора профессиональной деятельности старшеклассников в соответствии с их личностными возможностями и интересами.
Методики исследования
1. Теоретический метод: анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
2. Эмпирические методы: психодиагностические опросники и методики:
2.1.Самоактуализационный тест (в адаптации Л. Я. Гозмана).
2.2.Опросник «Стиль саморегуляции поведения — ССП-98» В.И.Моросановой.
2.3.Мотивация успеха и боязнь неудачи (А. А. Реан).
2.4.Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева.
3 . Количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов математической статистики (вычисление средних значений показателей, критерий Стьюдента для независимых выборок, коэффициент корреляции Пирсона).
Задача 1. Проанализировать теоретические подходы к изучению проблемы готовности к личностному выбору школьника
Задача 2. Уточнить сущность понятия «готовность обучающегося к личностному выбору», определить содержание готовности обучающихся к личностному выбору на уровне основной школы
Задача 3. Рассмотреть средства формирования готовности к личностному выбору обучающихся старших классов
- занятия с элементами тренинга;
- дискуссии в форме творческих вопросов и эвристических упражнений;
- составления плана саморазвития и самоанализа;
- деловые и ролевые игры;
- профессиональные пробы;
- презентации;
- экскурсии;
- конкурсы;
- мастер-классы.
Задача 4. Экспериментально проверить результативность психолого-педагогических условий формирования готовности школьников к личностному выбору в образовательном пространстве
Цель программы – создание оптимальных условий для максимального личностного развития, формирования стратегий осуществления выбора
Ожидаемые результаты:
1. Положительная динамика содержательных компонентов личностного выбора.
2. Осознание собственной индивидуальности.
3. Ориентация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
4. Ознакомление выпускников с основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда.
5. Приобретение навыков рефлексии.
Анализ результатов констатирующего этапа
Рис. 1. Сформированность мотивационного компонента личностного выбора
Анализ результатов констатирующего этапа
Рис. 2. Сформированность эмоционального компонента личностного выбора
Анализ результатов констатирующего этапа
Рис. 3 - 4. Сформированность ценностно-смыслового компонента личностного выбора
Анализ результатов констатирующего этапа
Рис. 5-7. Сформированность поведенческого компонента личностного выбора
Анализ результатов контрольного этапа
Рис. 8 . Динамика развития мотивационного компонента личностного выбора экспериментальной группы
Анализ результатов контрольного этапа
Рис. 9. Динамика развития эмоционального компонента личностного выбора экспериментальной группы
Анализ результатов контрольного этапа
Рис. 10-11. Динамика развития ценностно-смыслового компонента личностного выбора экспериментальной группы
Анализ результатов контрольного этапа
Рис. 12-13. Динамика развития поведенческого компонента личностного выбора экспериментальной группы
Анализ результатов контрольного этапа
Рис. 14. Динамика развития поведенческого компонента личностного выбора экспериментальной группы
Результаты средних значений показателей готовности к личностному выбору в экспериментальной группе на начальном и заключительном этапах
Параметры
начальный
Методика «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой
этап
Планирование
Оценка результатов
заключительный этап
t-критерий
5,92
Самостоятельность
р- уровень значимости
7,84
4,20
Общий уровень саморегуляции
-4,07
6,84
4,64
Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева
0,0001
-6,07
26,16
Осмысленность жизни
7,28
0,0001
Цели жизни
33,88
-6,26
-7,73
91,16
Результат жизни
0,0001
0,0001
Локус контроля –Я
106,68
25,76
18,32
Самоактуализационный тест САТ (Л. Я. Гозман и др.)
34,16
-5,17
-7,29
0,001
23,80
Ориентация во времени
24,84
Гибкость поведения
0,001
32,04
-4,66
-6,57
Самопринятие
0,001
47,88
55,32
Познавательные потребности
0,001
41,68
Тест Мотивация успеха и боязнь неудачи МУН (А.А. Реан)
48,76
51,56
-3,00
-4,10
42,04
0,004
58,56
Мотивация к упеху
52,24
0,0001
-4,59
-4,70
0,0001
12,24
0,0001
14,96
-3,70
0,001
Спасибо за внимание !