СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«формирование готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с онр ( III уровень).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««формирование готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста с онр ( III уровень).»

Павлова Светлана Андрияновна ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (III УРОВЕНЬ)     Научный руководитель:  канд.психол.наук, доцент Е.Ф. Сайфутдиярова, 

Павлова Светлана Андрияновна

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (III УРОВЕНЬ)

Научный руководитель:

канд.психол.наук, доцент Е.Ф. Сайфутдиярова, 

  Цель исследования : изучить уровень готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (III уровень), разработать и экспериментально проверить коррекционную программу по подготовке детей данной категории к обучению грамоте.  Объект исследования : готовность к обучению грамоте у детей. Предмет исследования: готовность к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Гипотеза исследования : у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) будут выявлены значительные трудности в уровне сформированости их готовности к обучению грамоте, а именно: низкий уровень развития ритмической чувствительности, неспособность дифференцировать звуки речи на слух, недостаточная сформированность навыков ориентации в пространстве, и графических умений; 2) разработанная нами коррекционно-развивающая программы будет способствовать повышению уровня готовности детей с ОНР III уровня к обучению грамоте.

Цель исследования : изучить уровень готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (III уровень), разработать и экспериментально проверить коррекционную программу по подготовке детей данной категории к обучению грамоте.

Объект исследования : готовность к обучению грамоте у детей.

Предмет исследования: готовность к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).

Гипотеза исследования :

  • у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) будут выявлены значительные трудности в уровне сформированости их готовности к обучению грамоте, а именно: низкий уровень развития ритмической чувствительности, неспособность дифференцировать звуки речи на слух, недостаточная сформированность навыков ориентации в пространстве, и графических умений;

2) разработанная нами коррекционно-развивающая программы будет способствовать повышению уровня готовности детей с ОНР III уровня к обучению грамоте.

    Теоретико-методологическая база исследования: теория Л.С. Выготского о структуре дефекта; - положение о взаимосвязи между нарушениями составной части речи с отклонениями в формировании ее элементарных предпосылок, возникающих в более раннем возрасте, выдвинутая Р.Е.Левиной; Современные научные подходы в развитии нормального ребёнка (Л.С. Выгодский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева); методы исследования: метод анализа теоретических источников по проблеме исследования; биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации; эмпирические методы (логопедическое обследование готовности детей с ОНР III уровня к обучению грамоте); методы количественного и качественного анализа результатов исследования.

Теоретико-методологическая база исследования:

  • теория Л.С. Выготского о структуре дефекта;

- положение о взаимосвязи между нарушениями составной части речи с отклонениями в формировании ее элементарных предпосылок, возникающих в более раннем возрасте, выдвинутая Р.Е.Левиной;

  • Современные научные подходы в развитии нормального ребёнка (Л.С. Выгодский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева);

методы исследования:

  • метод анализа теоретических источников по проблеме исследования;
  • биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации;
  • эмпирические методы (логопедическое обследование готовности детей с ОНР III уровня к обучению грамоте);
  • методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
   Цель нашего исследования на констатирующем этапе состоит в изучении уровня готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (III уровень) . задачи исследования: подобрать и описать методики изучения уровня готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР ؚ ; провести экспериментальн ое изучение готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОН ؚ Р ؚ ; сделать качественный и количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования.

Цель нашего исследования на констатирующем этапе состоит в изучении уровня готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (III уровень) .

задачи исследования:

  • подобрать и описать методики изучения уровня готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР ؚ ;
  • провести экспериментальн ое изучение готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОН ؚ Р ؚ ;
  • сделать качественный и количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования.
   Направления исследования: 1 направление – изучение графомоторных навыков и пространственной ориентировки; 2 направление – изучение фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. методики исследования. Способность воспроизводить ритмический рисунок (методика Дубровиной Т.И.). Способность переключаться с одной кинетической позы руки на другую (тест Озерецкого). Умение дифференцировать звуки речи на слух (методика М.Н ؚ . Ильин ؚ ой). Способность ориентироваться в схеме тела (Т.А. Фотекова). Способность ор ؚ иен ؚ тироваться на листе бумаги (методика С.О.Филипповой). Графические умения (методика Н ؚ .В. Нижегородцевой).

Направления исследования:

1 направление – изучение графомоторных навыков и пространственной ориентировки;

2 направление – изучение фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.

методики исследования.

  • Способность воспроизводить ритмический рисунок (методика Дубровиной Т.И.).
  • Способность переключаться с одной кинетической позы руки на другую (тест Озерецкого).
  • Умение дифференцировать звуки речи на слух (методика М.Н ؚ . Ильин ؚ ой).
  • Способность ориентироваться в схеме тела (Т.А. Фотекова).
  • Способность ор ؚ иен ؚ тироваться на листе бумаги (методика С.О.Филипповой).
  • Графические умения (методика Н ؚ .В. Нижегородцевой).
Таблица 2 Результаты исследования ритмической способности у дошкольников с ОНР III уровня Имя, фамилия ребенка Первая сер ия 1 2 3 4 5 1. Сумбат А. Вторая серия + + + + - 2. Оля К. Баллы 1 2 3 4 + + +  - - - - - - 3. Андрей А. 2 - - - - - - - - - 4. Саша М. - - - - - 1 5. Ваня Х. - - - - - - - - 1 + + + + - 6. Ярослав П. 1 + + + + + 7. Даниил М. - - - - - - - - 2 + + + + - 2 - - - - 2

Таблица 2

Результаты исследования ритмической способности у дошкольников с ОНР III уровня

Имя, фамилия ребенка

Первая сер

ия

1 2 3 4 5

1. Сумбат А.

Вторая серия

+ + + + -

2. Оля К.

Баллы

1 2 3 4

+ + + - -

- - - -

3. Андрей А.

2

- - - -

- - - - -

4. Саша М.

- - - - -

1

5. Ваня Х.

- - - -

- - - -

1

+ + + + -

6. Ярослав П.

1

+ + + + +

7. Даниил М.

- - - -

- - - -

2

+ + + + -

2

- - - -

2

Таблица 3 Результаты исследования кинетической основы движений руки у дошкольников с ОНР ؚ  III уровня Имя, фамилия ребенка Примечание по выполнению задания 1. Сумбат А. Баллы Ребенок правильно воспроизвел действия после трех демонстраций с третьей попытки. 2. Оля К. Воспроизвела показанные действия после двух демонстраций. 1 3. Андрей А. 4. Саша М. Воспроизвел действия правильно после трех демонстраций со второй попытки. 2 Правильно воспроизвел действия после четырех демонстраций. 1 5. Ваня Х. 1 Правильно воспроизвел действия после трех демонстраций с первой попытки. 6. Ярослав П. Воспроизвел показанные действия после двух демонстраций. 2 7. Даниил М. 2 Воспроизвел показанные действия после двух демонстраций. 2

Таблица 3

Результаты исследования кинетической основы движений руки у дошкольников с ОНР ؚ III уровня

Имя, фамилия ребенка

Примечание по выполнению задания

1. Сумбат А.

Баллы

Ребенок правильно воспроизвел действия после трех демонстраций с третьей попытки.

2. Оля К.

Воспроизвела показанные действия после двух демонстраций.

1

3. Андрей А.

4. Саша М.

Воспроизвел действия правильно после трех демонстраций со второй попытки.

2

Правильно воспроизвел действия после четырех демонстраций.

1

5. Ваня Х.

1

Правильно воспроизвел действия после трех демонстраций с первой попытки.

6. Ярослав П.

Воспроизвел показанные действия после двух демонстраций.

2

7. Даниил М.

2

Воспроизвел показанные действия после двух демонстраций.

2

Таблица 4 Результаты исследования дифференциации звуков на слух у дошкольников с ОНР III уровня Имя, фамилия ребенка Группы заменяемых звуков Свистящие 1. Сумбат А. с-з, с-ц, 2. Оля К. Шипящие Соноры ш-щ, ш-ж 3. Андрей А. Баллы ш-ж с-з, с-ц, свистящие-шипящие 4. Саша М. с-з, с-ц, 5. Ваня Х. с-ш, з-ж, 6. Ярослав П. 1 з-ж, с-ш 2 ч-щ 7. Даниил М. с-ш, 2 с-ш, з-ж, ч-с, с-щ р-л 2 р-л з-ж 2 р-л 2 ш-с 2

Таблица 4

Результаты исследования дифференциации звуков на слух у дошкольников с ОНР III уровня

Имя, фамилия ребенка

Группы заменяемых звуков

Свистящие

1. Сумбат А.

с-з, с-ц,

2. Оля К.

Шипящие

Соноры

ш-щ, ш-ж

3. Андрей А.

Баллы

ш-ж

с-з, с-ц,

свистящие-шипящие

4. Саша М.

с-з, с-ц,

5. Ваня Х.

с-ш, з-ж,

6. Ярослав П.

1

з-ж, с-ш

2

ч-щ

7. Даниил М.

с-ш,

2

с-ш, з-ж, ч-с, с-щ

р-л

2

р-л

з-ж

2

р-л

2

ш-с

2

Таблица 5 Результаты качественного анализа исследования дифференциации звуков на слух у дошкольников с ОНР III уровня Имя, фамилия ребенка Качественный анализ выполненного узора 1. Сумбат А. 2. Оля К. Баллы Линия дрожащая; размер не соответствует эталону; наклон также не соответствует; отклонение от строчки значительное. Линия неровная; наклон не соответствует образцу; отклонение от строчки; путает свистящие с шипящими. 0 3. Андрей А. 0 Линия искривленная, дрожащая; наклон также не соответствует; отклонение от строчки незначительное. 4. Саша М. Линия неровная, дрожащая; наклон также не соответствует; отклонение от строчки значительное. 1 5. Ваня Х. 0 Линия неровная, искривленная; размер, форма и наклон не соответствуют образцу; отклонение от строчки значительное. 6. Ярослав П. Линия неровная; отклонение от строчки незначительное. 7. Даниил М. 0 Линия искривленная; размер соответствует эталону; наклон не соответствует; отклонение от строчки практически отсутствует; заменяет свистящие шипящими. 1 2

Таблица 5

Результаты качественного анализа исследования дифференциации звуков на слух у дошкольников с ОНР III уровня

Имя, фамилия ребенка

Качественный анализ выполненного узора

1. Сумбат А.

2. Оля К.

Баллы

Линия дрожащая; размер не соответствует эталону; наклон также не соответствует; отклонение от строчки значительное.

Линия неровная; наклон не соответствует образцу; отклонение от строчки; путает свистящие с шипящими.

0

3. Андрей А.

0

Линия искривленная, дрожащая; наклон также не соответствует; отклонение от строчки незначительное.

4. Саша М.

Линия неровная, дрожащая; наклон также не соответствует; отклонение от строчки значительное.

1

5. Ваня Х.

0

Линия неровная, искривленная; размер, форма и наклон не соответствуют образцу; отклонение от строчки значительное.

6. Ярослав П.

Линия неровная; отклонение от строчки незначительное.

7. Даниил М.

0

Линия искривленная; размер соответствует эталону; наклон не соответствует; отклонение от строчки практически отсутствует; заменяет свистящие шипящими.

1

2

Таблица 6 Результаты исследования пространственной ориентировки Имя, фамилия ребенка Односложная инструкция 1. Сумбат А. + Двусложная инструкция 2. Оля К. - - Баллы 3. Андрей А. 2 - 4. Саша М. - 5. Ваня Х. - 1 - 1 + - 6. Ярослав П. - + 7. Даниил М. 1 + 2 - - 2 2

Таблица 6

Результаты исследования пространственной ориентировки

Имя, фамилия ребенка

Односложная инструкция

1. Сумбат А.

+

Двусложная инструкция

2. Оля К.

-

-

Баллы

3. Андрей А.

2

-

4. Саша М.

-

5. Ваня Х.

-

1

-

1

+

-

6. Ярослав П.

-

+

7. Даниил М.

1

+

2

-

-

2

2

Таблица 7 Результаты исследования пространственных представлений на листе бумаги у дошкольников с ОНР III уровня Имя, фамилия ребенка Качественный анализ выполненного изображения 1. Сумбат А. 2. Оля К. Баллы Ребенок расположил точки по кругу. Расположены точки по неровному овалу. 3. Андрей А. 1 Форма пятиугольника не сохранена, точки расположены по кругу. 4. Саша М. 1 Точки расположены по кругу, размер изображения уменьшен. 5. Ваня Х. 1 Точки расположены по квадрату. 1 6. Ярослав П. Форма пятиугольника сохранена, но нарушено количество точек и расстояние между ними. 7. Даниил М. 1 2 Форма сохранена, нарушено расстояние между точками. 2

Таблица 7

Результаты исследования пространственных представлений на листе бумаги у дошкольников с ОНР III уровня

Имя, фамилия ребенка

Качественный анализ выполненного изображения

1. Сумбат А.

2. Оля К.

Баллы

Ребенок расположил точки по кругу.

Расположены точки по неровному овалу.

3. Андрей А.

1

Форма пятиугольника не сохранена, точки расположены по кругу.

4. Саша М.

1

Точки расположены по кругу, размер изображения уменьшен.

5. Ваня Х.

1

Точки расположены по квадрату.

1

6. Ярослав П.

Форма пятиугольника сохранена, но нарушено количество точек и расстояние между ними.

7. Даниил М.

1

2

Форма сохранена, нарушено расстояние между точками.

2

Таблица 8 Анализ результатов методики исследования графического навыка у дошкольников с ОНР III уровня Анализ результатов методики 1 Характер линий 2 ровная, прямая, нажим ровный Балл Размер элементов 1 неровная, дрожащая, двойная, искривленная 3 0 соответствует эталону Форма элементов 1 не соответствует образцу соответствует образцу 4 0 1 Наклон не соответствует образцу 5 0 соответствует образцу Отклонение от строчки 1 не соответствует образцу 6 Незначительное 0 1 Последовательность элементов Значительное 0 правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов 1 неверно воспроизведена последовательность элементов 0

Таблица 8

Анализ результатов методики исследования графического навыка у дошкольников с ОНР III уровня

Анализ результатов методики

1

Характер линий

2

ровная, прямая, нажим ровный

Балл

Размер элементов

1

неровная, дрожащая, двойная, искривленная

3

0

соответствует эталону

Форма элементов

1

не соответствует образцу

соответствует образцу

4

0

1

Наклон

не соответствует образцу

5

0

соответствует образцу

Отклонение от строчки

1

не соответствует образцу

6

Незначительное

0

1

Последовательность элементов

Значительное

0

правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов

1

неверно воспроизведена последовательность элементов

0

   Цель  коррекционно-логопедической работы: обеспечение специализированной помощи дошкольникам с ОН ؚ Р ؚ  III уровня для формирования готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста. Задачи сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем; научить произносить слова различной слоговой структуры; научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Цель коррекционно-логопедической работы: обеспечение специализированной помощи дошкольникам с ОН ؚ Р ؚ III уровня для формирования готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста.

Задачи

  • сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
  • научить произносить слова различной слоговой структуры;

научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!