Павлова Светлана Андрияновна
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР (III УРОВЕНЬ)
Научный руководитель:
канд.психол.наук, доцент Е.Ф. Сайфутдиярова,
Цель исследования : изучить уровень готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (III уровень), разработать и экспериментально проверить коррекционную программу по подготовке детей данной категории к обучению грамоте.
Объект исследования : готовность к обучению грамоте у детей.
Предмет исследования: готовность к обучению грамоте детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень).
Гипотеза исследования :
- у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) будут выявлены значительные трудности в уровне сформированости их готовности к обучению грамоте, а именно: низкий уровень развития ритмической чувствительности, неспособность дифференцировать звуки речи на слух, недостаточная сформированность навыков ориентации в пространстве, и графических умений;
2) разработанная нами коррекционно-развивающая программы будет способствовать повышению уровня готовности детей с ОНР III уровня к обучению грамоте.
Теоретико-методологическая база исследования:
- теория Л.С. Выготского о структуре дефекта;
- положение о взаимосвязи между нарушениями составной части речи с отклонениями в формировании ее элементарных предпосылок, возникающих в более раннем возрасте, выдвинутая Р.Е.Левиной;
- Современные научные подходы в развитии нормального ребёнка (Л.С. Выгодский, Р.Е. Левина, В.И. Лубовский, Е.А. Стребелева);
методы исследования:
- метод анализа теоретических источников по проблеме исследования;
- биографический метод (анализ психолого-медико-педагогической документации;
- эмпирические методы (логопедическое обследование готовности детей с ОНР III уровня к обучению грамоте);
- методы количественного и качественного анализа результатов исследования.
Цель нашего исследования на констатирующем этапе состоит в изучении уровня готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи (III уровень) .
задачи исследования:
- подобрать и описать методики изучения уровня готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР ؚ ;
- провести экспериментальн ое изучение готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОН ؚ Р ؚ ;
- сделать качественный и количественный анализ результатов констатирующего этапа исследования.
Направления исследования:
1 направление – изучение графомоторных навыков и пространственной ориентировки;
2 направление – изучение фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
методики исследования.
- Способность воспроизводить ритмический рисунок (методика Дубровиной Т.И.).
- Способность переключаться с одной кинетической позы руки на другую (тест Озерецкого).
- Умение дифференцировать звуки речи на слух (методика М.Н ؚ . Ильин ؚ ой).
- Способность ориентироваться в схеме тела (Т.А. Фотекова).
- Способность ор ؚ иен ؚ тироваться на листе бумаги (методика С.О.Филипповой).
- Графические умения (методика Н ؚ .В. Нижегородцевой).
Таблица 2
Результаты исследования ритмической способности у дошкольников с ОНР III уровня
Имя, фамилия ребенка
Первая сер
ия
1 2 3 4 5
1. Сумбат А.
Вторая серия
+ + + + -
2. Оля К.
Баллы
1 2 3 4
+ + + - -
- - - -
3. Андрей А.
2
- - - -
- - - - -
4. Саша М.
- - - - -
1
5. Ваня Х.
- - - -
- - - -
1
+ + + + -
6. Ярослав П.
1
+ + + + +
7. Даниил М.
- - - -
- - - -
2
+ + + + -
2
- - - -
2
Таблица 3
Результаты исследования кинетической основы движений руки у дошкольников с ОНР ؚ III уровня
Имя, фамилия ребенка
Примечание по выполнению задания
1. Сумбат А.
Баллы
Ребенок правильно воспроизвел действия после трех демонстраций с третьей попытки.
2. Оля К.
Воспроизвела показанные действия после двух демонстраций.
1
3. Андрей А.
4. Саша М.
Воспроизвел действия правильно после трех демонстраций со второй попытки.
2
Правильно воспроизвел действия после четырех демонстраций.
1
5. Ваня Х.
1
Правильно воспроизвел действия после трех демонстраций с первой попытки.
6. Ярослав П.
Воспроизвел показанные действия после двух демонстраций.
2
7. Даниил М.
2
Воспроизвел показанные действия после двух демонстраций.
2
Таблица 4
Результаты исследования дифференциации звуков на слух у дошкольников с ОНР III уровня
Имя, фамилия ребенка
Группы заменяемых звуков
Свистящие
1. Сумбат А.
с-з, с-ц,
2. Оля К.
Шипящие
Соноры
ш-щ, ш-ж
3. Андрей А.
Баллы
ш-ж
с-з, с-ц,
свистящие-шипящие
4. Саша М.
с-з, с-ц,
5. Ваня Х.
с-ш, з-ж,
6. Ярослав П.
1
з-ж, с-ш
2
ч-щ
7. Даниил М.
с-ш,
2
с-ш, з-ж, ч-с, с-щ
р-л
2
р-л
з-ж
2
р-л
2
ш-с
2
Таблица 5
Результаты качественного анализа исследования дифференциации звуков на слух у дошкольников с ОНР III уровня
Имя, фамилия ребенка
Качественный анализ выполненного узора
1. Сумбат А.
2. Оля К.
Баллы
Линия дрожащая; размер не соответствует эталону; наклон также не соответствует; отклонение от строчки значительное.
Линия неровная; наклон не соответствует образцу; отклонение от строчки; путает свистящие с шипящими.
0
3. Андрей А.
0
Линия искривленная, дрожащая; наклон также не соответствует; отклонение от строчки незначительное.
4. Саша М.
Линия неровная, дрожащая; наклон также не соответствует; отклонение от строчки значительное.
1
5. Ваня Х.
0
Линия неровная, искривленная; размер, форма и наклон не соответствуют образцу; отклонение от строчки значительное.
6. Ярослав П.
Линия неровная; отклонение от строчки незначительное.
7. Даниил М.
0
Линия искривленная; размер соответствует эталону; наклон не соответствует; отклонение от строчки практически отсутствует; заменяет свистящие шипящими.
1
2
Таблица 6
Результаты исследования пространственной ориентировки
Имя, фамилия ребенка
Односложная инструкция
1. Сумбат А.
+
Двусложная инструкция
2. Оля К.
-
-
Баллы
3. Андрей А.
2
-
4. Саша М.
-
5. Ваня Х.
-
1
-
1
+
-
6. Ярослав П.
-
+
7. Даниил М.
1
+
2
-
-
2
2
Таблица 7
Результаты исследования пространственных представлений на листе бумаги у дошкольников с ОНР III уровня
Имя, фамилия ребенка
Качественный анализ выполненного изображения
1. Сумбат А.
2. Оля К.
Баллы
Ребенок расположил точки по кругу.
Расположены точки по неровному овалу.
3. Андрей А.
1
Форма пятиугольника не сохранена, точки расположены по кругу.
4. Саша М.
1
Точки расположены по кругу, размер изображения уменьшен.
5. Ваня Х.
1
Точки расположены по квадрату.
1
6. Ярослав П.
Форма пятиугольника сохранена, но нарушено количество точек и расстояние между ними.
7. Даниил М.
1
2
Форма сохранена, нарушено расстояние между точками.
2
Таблица 8
Анализ результатов методики исследования графического навыка у дошкольников с ОНР III уровня
Анализ результатов методики
1
Характер линий
2
ровная, прямая, нажим ровный
Балл
Размер элементов
1
неровная, дрожащая, двойная, искривленная
3
0
соответствует эталону
Форма элементов
1
не соответствует образцу
соответствует образцу
4
0
1
Наклон
не соответствует образцу
5
0
соответствует образцу
Отклонение от строчки
1
не соответствует образцу
6
Незначительное
0
1
Последовательность элементов
Значительное
0
правильно воспроизведена последовательность больших и маленьких элементов
1
неверно воспроизведена последовательность элементов
0
Цель коррекционно-логопедической работы: обеспечение специализированной помощи дошкольникам с ОН ؚ Р ؚ III уровня для формирования готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста.
Задачи
- сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;
- научить произносить слова различной слоговой структуры;
научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!