МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 5 «АЛЕНКА» Г. НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ 662200, г. Назарово, ул. Чулымская, владение № 76, тел. (39155) 5-73-12, Е-mail: [email protected]
Формирование графомоторных навыков у детей с ОВЗ
Учителя-дефектологи: Левочко Н.А.
Резаева А.В.
Графомоторный навык–
это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения.
Основные стадии развития графомоторных навыков
В 1 год - держит и сжимает в кулаке карандаш.
В 2 года - держит в руках карандаш сверху и умеет черкать им что-то на бумажке.
В 3 года - изображает линии
латерализация (определение ведущей руки)
В 4 - 4,5 лет правильно держит карандаш в руке, и совершает свободные манипуляции с ним.
В 5 лет способны ограничивать длину ровных, чётких горизонтальных и вертикальных штрихов.
В 6 лет - может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям, разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.
Сензитивный период для развития графомоторного навыка – 6-7 лет.
Графомоторные навыки включают в себя:
- Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).
- Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).
- Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).
- Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).
Требования к организации и проведению графо моторных упражнений
- систематическое проведение;
- только индивидуальное проведение;
- соблюдение правил рисования;
- поддержание интереса у детей;
- игровая мотивация;
- качество работы ребенка.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ, ПРИМЕНЯЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ
1. Развитие мелкой мускулатуры пальцев- упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений (кинезиологические упражнения)
Цель – формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры или буквы, учитывая размеры и величину углов.
С помощью игр и упражнений (относящихся с 1 виду) дети учатся управлять своими движениями, планировать, контролировать и корректировать их. Этот вид графических работ носит накопительный эффект.
«Колечки» «Лезгинка» «Кулак-ребро-ладонь»
- Развитие мелкой мускулатуры пальцев (с использованием игрового материала «Дары Фребеля», с помощью которого дети выкладывают такие задания как: выкладывают игровой материал путем наложения элементов на схему, недостающую половинку рисунка. Для усложнения задания, детям предлагаем делать захват детелей не только большим-указательным пальцами, но и большим-средним, большим-безымянным, большим-мезинцем).
1. Развитие мелкой мускулатуры пальцев (с использованием игрового материала «Дары Фребеля»)
- Развитие мелкой мускулатуры пальцев -
с использованием игры «Пальчиковые шаги»
(с детьми играем в несколько этапов – от простого к сложному заданию)
2. Зрительный анализ и синтез – процессы фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей с опорой на зрительный анализатор.
-задания на симметричное, зеркальное отображение части изображения
2. Зрительный анализ и синтез - задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам
2. Зрительный анализ и синтез - задания с условиями по выбору нужных направлений
3.Рисование – выполняя трудовые манипуляции над рисунком, дети учатся контролировать свои действия через представления изображаемого им объекта, оценивать их
-задание «Обведи по контуру»
(Важно: не отрывать карандашь от бумаги)
3.Рисование
-задание «Заштрихуй»
(Важно: не выходить карандашом за контур, не отрывать его от бумаги)
3.Рисование
-задание «Продолжи ряд», «Обведи по точкам»
(Важно: не отрывать карандашь от бумаги)
3.Рисование
-задание «Раскрась»
(Важно:самостоятельно узнавать цвет и подбирать цветные карандаши).
3.Рисование
- срисовывание геометрических фигур
(Важно: не отрывать карандашь от бумаги)
3.Рисование
«Дорисуй недостающие детали», «Дорисуй незаконченный рисунок»
4.Графическая символика – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки
-задания на развитие умений рисовать узоры,
соединять точки по цифрам
4. Графическая символика
-работа с трафаретами, бумагой, пластилином, аппликации, вырезание ножницами, поэтапное рисование;
-рисование по клеточкам и графический диктант.