Формирование грамматически правильной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка - важнейшее условие его полноценного речевого и общего психического развития.
Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, на специальных речевых занятиях и в упражнениях, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.
К пяти годам ребенок в условиях нормального речевого развития практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса. Он правильно строит не только простые, но и многие конструкции сложных предложений. Своеобразие овладения грамматическим строем речи у детей с общим недоразвитием речи проявляется в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. Нарушения грамматического строя речи у детей с ОНР, выражающиеся в элементарных, фрагментарных или неправильных синтаксических конструкциях, несформированности процессов словообразования и словоизменения, являются стойкими и могут сохраняться и у школьников с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники зачастую не могут правильно повторять фразы более чем из 4-х слов; искажают порядок слов или уменьшают их количество, в их речи отсутствуют сложноподчиненные конструкции. Естественно, что в самостоятельной речи они пользуются простыми распространенными предложениями, но даже и здесь у них нередки ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании различных частей речи.
Выделяют следующие морфологические аграмматизмы.
Это неправильное употребление:
- родовых, числовых, падежных окончаний имен существительных, местоимений, прилагательных («копает лопата», «синий шары», «много деревов»).
- падежных и родовых окончаний количественных числительных («нет два пуговиц»).
- неправильное согласование глагола с существительным и местоимениями («дети рисует», «он упала»).
- родовых и числовых окончаний глаголов в прошедшем времени («стул упала»).
- предложно-падежных конструкций («под стола», «в дому», «из чашка»).
Наибольшие трудности отмечаются при употреблении и. существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах, при употреблении сложных предлогов, которые или совсем опускаются или заменяются на простые («встал из стола»).
У детей с ОНР отмечаются трудности в овладении словообразовательными процессами.
Так при образовании новых слов (и. существительных, прилагательных, глаголов от заданной производящей основы) типичным для детей с недоразвитием речи является непринятие словообразовательных задач, что выражается в разных проявлениях: от полного отказа выполнять задание до неадекватных замен возможного производного слова на готовую лексему (назови человека, который чинит сапоги - ребенок отвечает: дядя, мастер). Часто производную форму слов заменяют на развернутое ситуативное высказывание (вместо глагола "вылила" - дети говорят: "пустое ведро стала, вместо "лисья" - "которая лиса сделала").
Когда дошкольники с ОНР предпринимают попытки образовать производные слова, специфически нарушенными оказываются все интегративные словообразовательные операции. В большинстве случаев нарушается и операция нахождения словообразовательного аффикса, соответствующего заданной модели слова.
При образовании новых слов типичным для данных детей является несоблюдение формальных условий организации звуковой, слоговой структуры слова, ошибочная постановка ударений. Все это свидетельствует о существенном снижении возможностей детей с ОНР в усвоении морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними.
Оптимальные условия для формирования полноценного развития грамматического строя речи у всех детей могут быть созданы только на специальных речевых занятиях, с использованием специальных методов и приемов.
Необходимым условием эффективности коррекционных занятий является систематичность применения речевых упражнений и их вариативность. Речевые упражнения располагают в порядке возрастающей сложности.
Игра – традиционный, признанный метод обучения дошкольников. Благодаря дидактическим играм, их динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять в повторении нужных словоформ. Для конкретизации содержания игры, связи с окружающей действительностью полезно использовать игрушки, предметы, картинки, наглядный материал.
Игра «Ласковая девочка»
Цели: образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -к-, -чк-.
Ход игры: расскажите ребенку небольшую сказку: «Давным-давно, в одной деревне жили две девочки. Одна была очень злой — путнику воды не подаст, слова ласкового не скажет. А вторая девочка была доброй. Она всех на свете любила, словом ласковым привечала. Встретит заплутавшего путника, потерявшуюся зверюшку — всех накормит, напоит и словом ласковым одарит».
Предложите ребенку подумать и сказать, как бы назвала залетевших к ней птиц добрая девочка.
Лексический материал
Скворец— ... (скворушка).
Воробей — ... (воробушек).
Соловей — ... (соловушка).
Кукушка — ... (кукушечка).
Журавль — ... (журавушка).
Игра «Что забыл нарисовать Незнайка?»
Цели: уточнит представление о птицах, их птенцах; научится правильно употреблять имена существительные единственного и множественного числа в родительном падеже.
Оборудование: сюжетная и предметные картинки
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть рисунок. Скажите, что это Незнайка нарисовал на мольберте птиц. Попросите ребенка рассказать, что Незнайка нарисовал неправильно.
Спросите: «Чего нет у журавля (ласточки, вороны, утки)? (Нет клюва, лапы, крыла, крыльев.)
Попросите ребенка исправить ошибки художника — найти недостающие части тела для каждой птицы.
Задание можно усложнить, предложив ребенку раскрасить недостающие части тела у каждой птицы.
Игра «Кто что ест?»
Цели: учить образовывать формы родительного падежа.
Оборудование: предметные картинки; фломастер любого цвета.
Ход игры: предложите ребенку внимательно рассмотреть нарисованных птиц и называть их.
Затем попросите его рассмотреть нарисованные для них лакомства и назвать их. Предложите ребенку соединить фломастером угощение и ту птицу, которая его любит: кукушка — гусеница; пеликан — рыба; сова — мышка; соловей — червяк.
Предложите ребенку рассказать, кто что ест. Например: «Кукушка любит есть гусениц».
Игра «Запиши предложение»
Цели: учить составлять предложения из трех слов, выкладывать схему предложения.
Оборудование: предметные картинки, длинные и короткие палочки.
Ход игры: У детей предметные картинки. По ним они составляют предложения из трех слов. (зайчик грызет морковку). Выкладывают схему предложения. Определяют, какое первое, второе, третье слово.
Работа по коррекции и формированию грамматического строя речи осуществляется с детьми с речевыми нарушениями на всех занятиях, во всех видах деятельности. Специфика этой работы заключается в организации системы упражнений по восполнению пробелов в речевом развитии ребенка: умении анализировать языковый материал, синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, обобщать полученные знания с учетом существенных и несущественных признаков. На этой основе у детей формируются представления о различных грамматических формах и конструкциях, которые затем включаются в коммуникативные функции.