Автор: Попкова Мария Михайловна, учитель начальных классов МБОУ Солёноозёрная СШ № 12.
Тема: «Гражданско-правовое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность».
«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти»
Плутарх
Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с ним. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи:
1. воспитание личности, осознающей достоинства человека, терпимость;
2. формирование умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
3. воспитание гражданских чувств школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
4. формирование уважительного отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь;
5. формирование гражданской позиции ученика: «Я - россиянин»;
6. развитие познавательных интересов, потребности в изучении культурно- исторических традиций родного села, города, других народов.
Основной целью гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры обучающихся, воспитание младших школьников в духе гражданственности, патриотизма.
Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины?
Сегодня школа обязана обучать правовой культуре, как учащихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью.
Систематическая работа с учащимися по приобщению их к деловому режиму повышает общественную активность, укрепляет их гражданскую позицию.
При осуществлении гражданско-правового воспитания необходимо осуществлять взаимодействие семьи и школы, активно включать родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность. Наиболее приемлемыми формами работы являются:
1. уроки мужества,
2. классные часы,
3. экскурсии в музеи,
4. анкетирования,
5. благотворительные акции «Вам защитники Отечества»,
6. часы общения,
7. внеклассные мероприятия,
8. конкурсы.
Эти формы работы направлены на полноценное изучение таких тем и разделов, как «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства», «Символика государства» и др. В классе проведены мероприятия: «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни», «Я маленький гражданин России», «День пожилого человека», «День села» и другие.
Праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ну – ка, мальчики».
Использование наглядно – информационной формы работы: выставка детских работ по теме «Улыбка моей мамы»
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам.
На классном часе «Урок гражданина» звучит запись песни «С чего начинается Родина?»
Учитель: Действительно, а с чего по – вашему, начинается Родина?
- Заслушиваются ответы учащихся.
На классном часе «Государственный герб России»
Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о гербах, о геральдике, об истории возникновения Российского герба.
Что такое герб? Где помещается изображение герба государства?
Существуют ли правила составления гербов?
- Заслушиваются ответы учащихся.
На классном часе: «Права и обязанности маленького гражданина» через различные виды работ детям были разъяснены понятия «права», «обязанности». Ученики, как граждане России имеют право на образование. Главная задача школьников – старательно учиться. Дети узнают, что кроме прав у них есть ещё и обязанности: бережно относиться к своей школе и своему классу; стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми; следить за своим внешним видом; поддерживать порядок на своём рабочем месте и соблюдать правила поведения в школе.
В заключении хочу отметить, что чем раньше школьники начнут изучать вопросы, связанные с правом, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь. Только уважая законы, сохраняющие многовековые ценности добра и справедливости, защищая права и интересы каждого, мы можем строить новое общество.
Литература:
Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина», журнал «Начальная школа» № 3, 2002 год
Гражданское воспитание, журнал «Начальная школа» № 7, 2002 год
«Школьная толерантность и правовая культура» Г. Е. Илюхина, журнал «Начальная школа. До и после» №5, 2007год
«Ваши права, дети» Ю. Яковлев, Москва «Международные отношения», 1992
Программа гражданско-патриотического воспитания, журнал заместителя директора школы по воспитательной работе № 3, 2006 год
«Патриотическое воспитание», И. А. Пашкович, издательство «Учитель», 2006 год
«Деятельностные подходы в системе воспитательной работы», И. Н. Лавренкова, журнал «Завуч», № 3, 2006 год