СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование гражданской идентичности, духовно-нравственного воспитания школьников через внеурочную деятельность по изобразительному искусству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное воспитание, гражданская идентичность формируются на основе любви к малой родине, своему краю, культурному дстоянию своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданской идентичности, духовно-нравственного воспитания школьников через внеурочную деятельность по изобразительному искусству»

Формирование гражданской идентичности, духовно-нравственного воспитания школьников через внеурочную деятельность по изобразительному искусству

Николаева Татьяна Александровна

г. Мончегорск

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5

имени О. И. Семёнова - Тян-Шанского»

учитель начальных классов

2022г.


Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственное воспитание школьника основывается на любви к малой Родине, к родному дому, семье, школе, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантном отношении к представителям других национальностей.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществляется в свободное от обучения время. На внеурочных занятиях у учащихся раскрываются и формируются организаторские, коммуникативные, творческие, музыкальные способности, что играет немаловажную роль в духовно-нравственном развитии школьников.

В рамках программы внеурочной деятельности (ФГОС НОО) в МБОУ СОШ № 5 я разработала программу по изобразительному искусству «Юный художник» для учащихся начальной школы. Программа разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б. М. Неменского.

Цель курса:

- формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием

Задачи программы:

  • содействовать целостному мироощущению учащихся, восприятию духовно эстетических ценностей, заключенных в образах отечественного искусства, отечественной поэзии и прозы, музыки, играх и обрядах, в родной природе

  • создавать среду общения для освоения искусства родного края во всем многообразии его видов

  • воспитывать желание реализовывать свои мысли в творчестве

  • обогащать духовный мир ребенка

  • развивать умственные, творческие способности и эмоциональную отзывчивость через знакомство с художественной культурой

Ведущие принципы программы – «От жизни через искусство к жизни», «От родного порога - в мир общечеловеческой культуры».

Программа носит краеведческую направленность и ориентирована на развитие художественно-творческих способностей у детей в едином процессе ознакомления с элементами художественной культуры и эстетическими ценностями своего народа.

Огромное значение в воспитании гражданина имеет познание художественной культуры своего народа. Освоение искусства родного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе ребенка человеческие качества, связывающие его со своим народом, родным домом, краем, Отечеством; наглядно демонстрирует его моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью его истории. Поэтому только на основе введения регионального компонента можно содействовать национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности.

Разнообразные формы и методы проведения занятий (изучение художественного наследия; индивидуальная и коллективная творческая деятельность; проектная и исследовательская деятельность) способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности к своей Родине, народу, истории; формированию активной гражданской позиции.

Реализация программы предусматривает привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Наблюдение, а также способность осознания собственных переживаний, своего внутреннего мира через практическую творческую деятельность являются важнейшими условиями обучения искусству. Здесь ещё очень важно, чтобы занятия несли социально значимую практическую направленность.

При изучении разделов «Природа моего края» дети не только рисуют пейзажи разных времен года, знакомятся с особенностями северных растений и животных, но и создают плакаты, экологической и патриотической направленности («Неделя в защиту животных», «Береги лес от пожара», «Поможем птицам», «Сохраним жизнь на Земле!»). Творческие работы были представлены на конкурс детского рисунка «Экология глазами детей» в детской экологической библиотеке. Ребята являются активными участниками ежегодных городских экологических акций «Защитим леса Заполярья», «Экологический десант», «Бездомный мир», «Собирай раздельно!»

В разделе «Северные узоры» знакомство с особенностями саамской культуры организовываю внеурочную деятельность таким образом, чтобы ориентировать на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой информации, активную, поисковую и творческую работу. Экскурсия в село Ловозеро, саамский и Краеведческие музеи, чтение саамских сказок и произведений саамских писателей, рассматривание иллюстраций, участие в национальных праздниках, национальных играх способствовали созданию ярких саамских образов.

Раздел «Мы в ответе за жизнь на Земле» имеет патриотическую направленность. Работы ребят были представлены на городских конкурсах изобразительного творчества «Героям Победы – слава!», посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, «Минувших лет нелегкий счет», посвященного 75-летию разгрома немецко-фашистских войск в Советском Заполярье», «Помнит сердце, не забудет никогда», посвященный 80-летию ВОВ 1941-1945 г., конкурсе плакатов и арт-объектов среди детей и подростков «Помним ваш подвиг, гордимся Победой!», патриотической акции «Напиши ветерану письмо». Работы опубликованы в группе «Универсальная территория» https://vk.com/club165580145

В разделе «Мой город» ребята знакомятся с историей города (заочные экскурсии, чтение книг, рассматривание фотографий, беседы о профессиях родного города): «История моего края», «Достопримечательности города», «Путешествие по улицам родного города», «Город трудовой славы», «Школа, в которой я учусь». Творческие работы были представлены на конкурс детского рисунка, посвященного 80-летию г. Мончегорска «О Мончегорске с любовью»; «Мой храм, к тебе я прихожу», посвященного двадцатилетию Свято-Вознесенского кафедрального собора города Мончегорска, «Безопасный труд глазами детей», «Охрана труда в знаках и символах».

Внеурочная деятельность по изобразительному искусству интегрируется с факультативами и кружками «Краеведение», «Учимся любить книгу», «Я – исследователь»; прослеживается преемственность: учащиеся старших классов принимают активное участие и становятся победителями ежегодных городских конкурсов по изобразительному искусству «Россия – наша Родина», «По странам и континентам»

При организации внеурочной деятельности тесно сотрудничаю с родителями; учреждениями дополнительного образования: детской экологической библиотекой, Центром развития творчества детства и юношества «Полярис», МБУДО ДШИ им. В.И. Воробья, ГЦК, организациями г. Мончегорска и Мурманской области.


Изобразительное искусство - особый предмет. Искусство не только изучается, но и проживается. Ребёнок приходит на занятие не только для того, чтобы посмотреть слайды, узнать о произведении и выполнить работу на заданную тему, овладеть определёнными знаниями, умениями, навыками, но и почувствовать себя неотъемлемой частью человечества, т.е. приобрести определённый эмоционально-ценностный, духовно - нравственный опыт, который необходим ему для жизни.