МБДОУ «Детский сад №27»
Поплавская Е.В.
г.Северск
ФОРМИРОВАНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С ОНР МЕСТОИМЕНИЯМИ, НАРЕЧИЯМИ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Как известно, расширение словарного запаса может происходить либо путем объяснения логопедом значения новых слов, либо с помощью конкретной ситуации и доступного смыслового контекста, раскрывающих значение слова.
Понимание значения слова во многом зависит от того, умеет ли ребенок выделять его структурные элементы. Детям с ОНР удается это с трудом, что препятствует самостоятельному расширению словаря и словоупотребления. Поэтому особое значение приобретает практическое умение различать состав слова, видеть образующие его элементы и понимать их роль.
Развитие словообразования различных частей речи у детей с речевой патологией происходит последовательно-параллельно. Выделяют три этапа логопедической работы по формированию словообразования.
Первый этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
Второй этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
Третий этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание первого этапа логопедической работы.
Образование существительных: уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-
Глаголы: а)совершенного и несовершенного вида;
б)возвратных и невозвратных глаголов.
Содержание второго этапа логопедической работы.
Образование существительных а) уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами –оньк-, -еньк-, -ышек-, -ышк-;
б)сущ. с суффиксами -инк-,-ин-
Глаголы с приставками в, вы, на. Глаголы пространственного значения с приставкой при.
Образование прилагательных: а) притяжательных прилагательных с суффиксом и без чередований; б) относительных прилагательных с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -енн-; в) качественных прилагательных с суф. -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Содержание третьего этапа логопедической работы.
Глаголы пространственного значения с приставками с, у, под, от, за, под, пере, до
Образование прилагательных: а) притяжательных прилагательных с суф. и с чередованием; б)относительных прилагательных с суф. -ан-, -ян-, -енн-; в) качественных прилагательных с суф.-оват-,-еньк-
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой,суф) по значению. При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
выделение общего значения, вносимого аффиксом
выделение в предъявленной группе слов сходного звучания.
закрепление связи значения и звучания аффикса.
анализ звукового состава выделенной морфемы.
буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы)
самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а)сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию.
б)Сравниваются родственные слова, определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается упор на семантику, значение морфемы.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Знакомство с наречиями происходит у детей на самых ранних этапах развития. Однако в самостоятельной речи они появляются намного позже, чем существительные и глаголы. В спонтанной речи наречия встречаются гораздо реже.
Из всего разнообразия наречий, поясняющих глаголы и прилагательные и обозначающие разные обстоятельства, выбираются слова, отвечающие на вопрос когда? где? как? куда? откуда? (каким образом? В какой степени? Сколько? Насколько?).
Из опыта работы сделала вывод: если детьми твердо усвоен вопрос, на который отвечает та или иная часть речи (существительные, глагол, прилагательные), ребенок узнает любую из них и правильно находит нужное слово, среди многих других. Для того чтобы ребенок употреблял в собственной речи наречие, нужно хорошо отработать прилагательные. Вопрос прилагательного «какой?» характеризует качество предмета: холодная, холодный, холодное, усвоив словообразование прилагательных, ребенку с ОНР легче усвоить наречие холодно и т.д.
При формировании и обогащении словаря наречиями широко используются игровые упражнения и различные игры.
Игры «Солнышко» (солнышко светит как? Ласково, ярко, ослепительно, тепло, несмело…); «Хоккеисты» (хоккеисты играют как? Решительно, смело, отважно, дерзко, грубо, великолепно, интересно, четко, правильно…).
«Скажи наоборот», можно совмещать употребление наречий и автоматизировать звук, например,
звук [с]: Звук [р]: звук [л]:
темно – светло; плохо – хорошо тяжело – легко;
грустно – весело; весело – грустно трусливо – смело.
«Подбери словечко». Сначала ребята отвечают одним словом, по мере обогащения словаря полным предложением.
Как рычит лев? (грозно, громко).
Как бегает заяц? (быстро).
«Не ошибись».
Ветер дует как? (порывисто, сильно). Черепаха ползет как?
Берегись козы (где?) спереди, а лошади (где?) сзади.
«Скажи как?» Закончи предложение.
Поезд идет медленно, а самолет летит… (быстро)
Весной солнце светит ярко, а летом еще… (ярче)
Игры «Сделай, не ошибись», «Помоги Буратино».
Уточняются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади).
Построили дом из геометрических форм. Где крыша? Сверху Где окно? Посередине Где забор? Впереди (вокруг, позади, около, здесь, всюду, сзади)
«Слушай внимательно, не ошибись».
Дети ставят локти на стол, руки готовы для хлопка. Логопед произносит слова, а дети хлопают в ладоши, когда услышат слово, отвечающее на вопрос «Как?».
Мяч, красный, хорошо, бежит. Кошка, лакает, плохо ,гладко и т.д.
Знакомство с наречиями. Вопрос «Когда»?
Какой день недели сегодня?
Какой день недели был вчера?
Какой день недели будет завтра?
Закрепляем в играх с мячом; как организационный момент занятия.
а) вставь название времени суток.
Нам вставать уже пора, Мы обедать все идем,
Петушок поет…(с утра). И бывает это… (днем).
б) Вставь слово в середину стиха.
Солнышко заходит, начало темнеть,
Свою сказку … (вечером) будем мы смотреть.
Можно прочитать стихи два раза. Сначала выясняем, какое слово нужно вставить, а потом хором еще раз проговариваем стихи.
Логопед вызывает четверых детей к себе и раздает картинки с изображением характерных для определенного времени суток действий. Дети стоят к логопеду лицом. По хлопку они поворачиваются лицом к группе и становятся по порядку (утро, день, вечер, ночь). Логопед спрашивает детей, правильно ли выполнено ли выполнено задание. Затем задает следующие вопросы: «какое время суток изображено на картинке?», «Почему ты так думаешь?»
Местоимения мой, моя, мое, мои.
С местоимениями мой, моя, мое, мои начинаем знакомиться параллельно с расширением словарного запаса существительных.
Используем игровые упражнения:
В гости пришел мишка. Как мы скажем про мишку? Он мой. Давайте подберем мишке друзей (игрушки), про которых можно сказать мой (слон, мяч…).
Аналогично выполняем задания для Мальвины, черепахи, солнышка и т.д.
Дети подбирают предметы, про которые можно сказать «мой» (лист, гриб…), «моя», «мое».
При прохождении лексических тем также обращаем внимание на местоимения. Например, тема «Овощи». Про что можно сказать «мой»? (лук...) «моя» (свекла...), «мои»(овощи).
Затем переходим на карточки-картинки.
«Погрузи на пароход», «Помоги Незнайке», «Поезд» и др.
Дети выбирают карточки с определенным местоимением.
Вначале количество карточек небольшое (3-6), затем количество карточек увеличивается, исходя из индивидуальных возможностей ребенка.Работая с карточками, ребенок сам себя может проверить. Для этого наклеиваю картинки на разный фон. Например, выбрали карточки лисе и колобку. После этого перевернули карточки – картинки, если у лисы все карточки оранжевого цвета, а у колобка – синего, значит задание выполнено верно. Если карточка другого цвета, ребенок еще раз называет картинку и исправляет ошибку.
Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными обыгрываются на кругах Лулия.
«Мишка», «Кукла», «Солнышко», «Игрушки».
Пособия: «Девочка», «Мальчик», «Группа детей».
Ее собака его собака их собака и т.д.
Второй вариант игры:
Логопед выставляет на доске предметную картинку и называет местоимения мы (вы, они). Дети называют словосочетание притяжательного местоимения с существительным (наш мишка, ваш мишка, их мишка).
Такая работа позволяет обогатить и активизировать словарь ребенка местоимениями и наречиями.
Литература:
З.Е.Агранович «Преодоление речевых нарушений» Санкт – Петербург 2002
Л.С.Волкова «Логопедия» Москва, Владос,1998г.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. С-Пб.: “Союз”, 2004.