Тема методической разработки
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ «ИЗДАНИЕ ЖУРНАЛА «8TEENS23» НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»
Автор: ЗАГОРОДНЕВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА,
учитель английского языка,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
муниципального образования города Нягани
«Средняя общеобразовательная школа №6»
имени Августы Ивановны Гордиенко,
почетного гражданина города Нягани»
НЯГАНЬ
Введение
В данной методической разработке представлена организация работы над школьным журналом на английском языке через урочную и внеурочную деятельность, которые стали ресурсом соорганизации и кооперации деятельности субъектов образовательного процесса по формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся.
Актуальность образовательного события в том, что школьная жизнь очень насыщена мероприятиями и не ограничивается только учебой. Проводятся различные конкурсы, олимпиады, конференции, спортивные соревнования, события различной направленности. В школе обучается около полутора тысяч учеников, у каждого есть родители или законные представители и большинству необходимо знать, чем живёт школа и как развивается обучение английскому языку. Кроме того, совместная деятельность участников образовательного процесса приводит к их объединению для решения общей задачи, развитию их информационной и коммуникативной компетентности с использованием английского языка. А самое значимое то, что в перспективе в заданиях ОГЭ и ЕГЭ будут усилены метапредметная и межпредметная составляющие, что сделает задания еще более актуальными в рамках ФГОС СОО и ФГОС ООО, где будут и письменные задания.
Функциональная грамотность показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях, она фиксирует необходимый уровень готовности личности для осуществления ее деятельности.
Обучение практическому овладению иностранным языком – на сегодняшний день, одна из актуальных и главных целей современной школы. Рациональное применение оптимальных методов и средств обучения на уроках иностранного языка способствует активизации познавательного интереса обучающихся. В работе использую инновационные технологии, такие как ролевая игра, обучение в сотрудничестве, Интернет- ресурсы, информационные технологии, групповая дискуссия, проектная методика, нетрадиционные уроки позволяют сделать обучение доступным, интересным и ненавязчивым.
Учу детей иностранному языку так, чтобы учащиеся могли использовать эти знания в практической жизни. Одна из важнейших задач - это повышение мотивации учащихся к изучению английского языка, а значит необходимо постоянно поддерживать интерес учащихся к предмету, как на уроке, так и во внеурочное время. Важно, чтобы ученик не стоял на месте, а осваивал знания с другими учениками в партнерстве с учителем, учился самостоятельно добывать, а после обобщать и классифицировать материал, дискутировать, отстаивая собственные взгляды. Не могут все успевать одинаково, но каждый может сделать то, что ему под силу.
В 2019-2020 учебном году мы с семиклассниками издали первый номер журнала на английском языке. В начале учебника «Английский в фокусе» 7 класс под редакцией Ю.Е. Ваулиной приведены сводные таблицы, отражающие содержание обучения за год. 10 модулей содержат по 7-8 уроков, каждый из которых заканчивается творческим заданием для учеников. Для создания первой части, которая является своего рода введением к проекту, учащиеся должны были познакомиться с первыми четырьмя модулями данного учебника: “Lifestyles”, “Tale Time”, “Profiles”, “In the news”.
После знакомства с ними (листание учебника с моим комментированием) ребята составили таблицу творческих заданий из упражнений Writing и Project для создания журнала о своей группе.
№ | Портфолио/ Письменные задания | № упражнения | Дата |
1 | Напиши краткую статью куда ты ходишь в свободное время (50-70 слов) | Упр. 4 стр. 10 | 11.09;25.11; 13.12 |
2 | Напиши короткий текст о достопримечательностях в твоем городе | Упр. 5 стр. 11 | 25.11 |
3 | Собери информацию, используя Интернет, затем напиши статью для школьной газеты о своем любимом авторе | Упр. 9 стр. 17 | 13.11 |
4 | Напиши краткое содержание книги, которую ты читал. | Упр. 7 стр. 19 | 04.10 |
5 | Ваш школьный журнал проводит конкурс приключенческих/ юмористических/ таинственных рассказов. Напиши свою историю (около 100 слов) | Упр. 3 стр. 20 | 09.10 |
6 | Подумай о популярной сказке в вашей стране. Расскажи другим. Напиши краткую версию для международного английского журнала | Упр. 5 стр. 21 | 11.10 |
7 | Напиши электронное письмо своему английскому другу по переписке о подростке, которого ты считаешь интересным | Упр. 7 стр. 26 | 25.10 |
8 | Напиши короткий параграф о твоем любимом персонаже в книге | Упр. 8 стр. 29 | 08.11 |
9 | Напиши статью о человеке, которым ты восхищаешься для школьного журнала (80 - 100 слов) | Упр. 6 стр. 30 | 11.11 |
10 | Напишите новостную историю о чем-то важном, что произошло в вашей местности за последнюю неделю (80 - 100 слов) | Упр. 8 стр. 37 Упр. 5 стр. 40 | 06.12; 16.12; 11.12 |
11 | Создайте обложку и оглавление вашего журнала | Упр. 7 стр. 39 | 02.12. |
12 | Сделайте исследование и представьте результаты | Упр. 5 стр. 41 | 27.11 |
13 | Создайте свою ТВ программу о презентации вашего журнала | Упр. 5 стр. 43 | 09.12. |
Определив учебные задачи для учащихся, спланировала всю серию уроков на бесплатной цифровой площадке Trello, которую использовали в сотрудничестве с учениками 7х классов в создании журнала «7TEENS19» для организации работы, разделения ролей, планирование. Ребята справились со своим графиком разработки и постарались закончить задания в срок, но, когда они не успевали уложиться в крайний срок, они изменяли дату. Это было отличное место для организации совместной и индивидуальной деятельности, чтобы держать свои доски для сбора материала и посмотреть, как рождается журнал.
Скриншот 1. «Доски на цифровом ресурсе «Трелло» для создания журнала»
Именно впечатления и любознательность являются основой для формирования устойчивой учебной мотивации у школьников в процессе обучения иностранному языку. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение и воспитание, является технология образовательного события, так как она практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве, проектная.
По мнению Е.Н. Ивановой, сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для действия обучающихся, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. Образовательное событие выступает средством расширения пространства возможностей для субъектного действия каждого обучающегося.[5]
«Образовательное событие» — это учебный формат, в котором ученики получили новый жизненный опыт в совместной деятельности с учениками старшего звена и взрослыми. Школьники научились творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ними задач. Ценным является объединение индивидуальных заданий с элементами коллективного поиска, развитие коммуникативных способностей.
Основная идея образовательного события - это создание второго печатного издания, которое позволило с одной стороны объединить в общем проекте участников образовательного процесса, а с другой стороны журнал продолжает быть источником необходимой информации о жизни образовательного учреждения, города, округа через уроки английского языка.
Образовательное событие по изданию второго номера журнала на английском языке «8TEENS23» состоял из трех этапов:
Подготовительный (проектирование);
Событийный (собственно событие, его организация и проведение);
Рефлексивный (экспертная оценка, впечатления от события, подведение итогов).
Вид образовательного события: информационный, практико-ориентированный журнал.
Время проведения: сентябрь 2022 – март 2023
Состав участников события: 8, 10 класс =среднее + старшее звено, родители (спонсоры).
Этапы проведения: I – Подготовительный (сентябрь - октябрь 2022г.)
Анкетирование учащихся, участвовавших в выпуске первого журнала «7TEENS19»; учащихся школы о необходимости издания второго печатного журнала.
Разработка образовательного события. Совместное планирование деятельности по реализации события с использованием цифровых сервисов.
II – Основной (формирующий) (ноябрь - февраль 2023г.)
Повышение активности учащихся, повышение информационной грамотности.
Увеличение количество учащихся, участвующих в создании журнала.
III – Заключительный (конец марта 2023г.)
Презентация продукта. Эффективное взаимодействие между субъектами образовательного процесса.
I ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Образовательные ресурсы:
- учебник Е.Ю. Ваулина. Английский в фокусе, 8 класс;
- рабочая тетрадь Е.Ю.Ваулина. Английский в фокусе, 8 класс;
-дополнительные компоненты УМК (тренировочные упражнения в формате ГИА)
- мультимедийная презентация к событию;
- цифровые сервисы: VK
- Интернет-ресурсы.
Цель: Создание живой, активно работающей информационной среды в школе через издание журнала, способствующей положительной мотивации учащихся для актуализации имеющихся и приобретение новых знаний, навыков, умений и их творческое применение в новых условиях для улучшения английского языка.
Задачи:
Образовательные:- совершенствовать коммуникативную компетенцию участников проекта на основе навыков владения лексическим и грамматическим материалом и закрепить знания по изученным темам через освещение школьных событий на английском языке;
Развивающие: - развивать индивидуальные творческие способности, активность, инициативы учащихся;
- развивать навыки индивидуальной и групповой деятельности, проявляя уважительное отношение к личности партнера в коллективной работе;
- развивать информационную культуру через публикацию статей, рассказов, новостей в печатном издании и в электронном виде;
- развивать умения письменной речи и продуктивного общения в процессе совместной деятельности;
- развивать навыки и умения во всех видах речевой деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать организованность, умения работать в группе и самостоятельно.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный, контроля, подбора, стимулирования, вопрос-ответ, творческих работ, исследования, поощрения, рефлексии.
Технологии обучения: информационно - коммуникативная, образовательного события, здоровьесберегающая, проектная.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные: применение речевого умения в письменной форме с использованием лексического и грамматического материала по программе УМК и c дополнительной лексикой повышенной сложности, используемой в данном событии по теме «Журнал 8TEENS23»;
повышение качества знаний по предмету;
индивидуальные достижения обучающихся.
- метапредметные:
коммуникативные
участие в обсуждении события в форме журнала;
умение организовать учебное сотрудничество, работать индивидуально, в парах и в группах;
проявление уважительного отношения к личности партнера в коллективной, фронтальной работе;
использование языковых клише для отображения своих мыслей в письменной речи.
регулятивные
развитие умения самонаблюдения, самоконтроля и самооценки;
развитие умения соотносить свои действия с планируемыми результатами;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
познавательные
обобщение, систематизация знаний и умений по семи модулям по формированию коммуникативных способностей учащихся в проектной деятельности;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
умение структурировать знания;
умение применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задач;
умение делать выводы;
умение высказать свои впечатления, показать эмоции в рефлексии.
личностные
формирование уважительных и доверительных отношений между учителем и учащимися;
оптимизация межличностного общения;
знакомство с личными и коллективными достижениями и проблемами;
самостоятельное выполнение упражнений повышенной сложности;
возможность для участников пробы в разных позициях и ролях;
умение демонстрировать ораторские навыки;
умение работать с содержанием образовательного события и с оборудованием;
умение ценить свое здоровье.
организационные компоненты
разновозрастное сотрудничество;
каждый участник имеет право определять содержание и форму своего участия в школьном событии.
Для оценки функциональной грамотности команда сумела исследовать математическими методами сбор данных среди обучающихся 8 – 10 классов. Они попросили учеников ранжировать причины изучения иностранного языка в соответствии с их важностью для них, то, конечно, среди первых были: работа, путешествия или просто общение. И это самые популярные и мотивирующие причины. Нет ничего более полезного для учащихся, чем обсуждать свои любимые фильмы, вместе петь неподражаемые мировые хиты или делиться незабываемыми впечатлениями от посещения места, где сбылась их мечта.
Таблица 2 « I исследование 8-х-10-х классов: Причины изучения иностранного языка в соответствии с их важностью».
Во втором исследовании продемонстрировали коммуникативные умения и задали несколько вопросов ученикам десятых классов (в 2019-2020 году они были семиклассниками), связанных с темой создания журнала в 2020 году. И вот аргументированные выводы: большинство из них предпочли продолжить писать в журнал информацию о школьной жизни, развлечениях, спорте, глобальных проблемах. Они считают, что школьный журнал необходим и хотели бы видеть свои эссе и фото в нем.
Таблица 3 « II исследование «Опрос десятиклассников»:
В самом начале работы восьмиклассники осваивали компьютерную грамотность по работе с цифровыми сервисами: попробовали сервиз Трелло, как и в создании первого журнала, но после двухнедельной работы, их попросили оплатить услуги сервиса и они покинули эту площадку. В Интернете им предложили бесплатно русский вариант платформы Битрикс 24, где они начали работать, но через месяц опять платные услуги. В результате, они создали закрытую группу на сайте VK (В Контакте). Для этого собрали адреса электронной почты у всей группы и администраторы с учителем английского языка начали работать в закрытой группе «Журнал 8TEEN23». Площадка VK - это инструмент, который они использовали для организации работы целой команды, разделения ролей, планирование.
Скриншот 4 «Закрытая группа в VK»
II ЭТАП: СОБЫТИЙНЫЙ
Школьный журнал помог обучающимся в развитии общей грамотности и грамотности при овладении языковой нормой письменного языка. Это также повысило социальную и деятельностную грамотность в навыках созидания. Шеф - редактор получил отличный урок о том, как выполнять ответственные обязанности, управлять командой. У каждой группы был свой раздел для школьного журнала. Тематика содержания была взята из учебника «Английский в фокусе 8 класс» под редакцией Ю.Е. Ваулиной из восьми модулей:
Таблица 5 «План творческих заданий»
№ | Портфолио/ Письменные задания | № упражнения | Компоненты функциональной грамотности * |
1 | Body language/ Язык жестов | Упр. 9 стр. 11 | Информационная грамотность |
2 | What other social etiquette advice would you give to a foreigner visiting Russia. / Какие еще этикетные правила ты посоветуешь иностранцу, посещающему Россию. | Spotlight on Russia p. 3 | Читательская грамотность |
3 | Socialising/ Фразы в каждодневном общении | Упр. 10 стр. 13 | Социальная грамотность |
4 | My School life (Напиши о своей школьной жизни) | Упр. 9 стр. 15 | Общая грамотность |
5 | Present a famous person to the class/ Представь известного человека | Упр. 1 стр. 16 | Коммуникативная грамотность |
6 | Write a greetings card to congratulate your friend/ Напиши поздравительную открытку другу с достижениями | Упр. 8 стр. 19 | Орфографическая грамотность |
7 | Write a short article for an international school magazine explaining what someone should do to greet people, make small talk or visit people in your country/ Напиши небольшую статью для международного школьного журнала о приветствии, разговоре ни о чем, посещении вашей страны | Упр. 6 стр. 21 | Компьютерная, Коммуникативная, Информационная грамотность |
8 | Do you agree with this statement “Whatever begins in anger, ends in shame”(Benjamin Franklin)/ Ты согласен с этим утверждением | Упр. 7 стр. 23 | Коммуникативная грамотность |
9 | Write a short email to your English penfriend about the dish (50-80 words)/Напиши электронное письмо о традиционном блюде в России | Упр. 9 стр. 27 | Общая грамотность |
10 | Write a short email to your English penfriend describing a family meal out (60-80 words)/ Напиши электронное письмо о семейной трапезе вне дома | Упр. 9 стр. 33 | Социальная грамотность |
11 | Write a short article for an international Student’s Magazine about charity shops or charity organizations in your country/ Напиши небольшую статью для международного школьного журнала о благотворительных магазинах или благотворительных организациях | Упр. 4 стр. 37 | Компьютерная Информационная грамотность |
12 | What do your parents do for a living?/ расскажи о работе своих родителей | Упр. 8 стр. 45 | Орфографическая грамотность |
13 | Think of a strange thing which happened to you. Send it to your English friend telling him/her about it./ Подумай о странном случае, который произошел с тобой и расскажи об этом своему английскому другу | Упр. 11 стр. 47 | Общая грамотность |
14 | Think of a famous person from your country. Collect information about him/her under the headings. Write his/her biography for the school magazine (100-120 words). Follow the plan/ Подумай об известном человеке из вашей страны. Напиши его/ее биографию для школьного журнала (100-120 слов). Следуй плану | Упр. 8 стр.49 | Компьютерная, Информационная, Орфографическая грамотность |
15 | A teenage magazine has asked its readers to take part in the annual short story competition entitled It happened to me. Write your story for the competition (120-180 words). / Журнал для подростков просит своих читателей принять участие в ежегодном состязании коротких историй под названием Это произошло со мной. Напиши свою историю для конкурса (120-180 слов) | Упр. 7 стр. 51 | Общая грамотность |
16 | Collect information on the history and development of banknotes/coins in your country. Present it to the class. /Собери информацию по истории и развитию банкнот/монет в вашей стране. Представь своему классу. | Упр. 5 стр. 53 | Компьютерная, Информационная, Коммуникативная грамотность |
17 | A friend of yours is obsessed with losing weight, but she’s not fat at all. What do you advise her to do? Use the text to write a short paragraph giving advice. / Твоя подруга одержима идей похудеть, но она вовсе не толстая. Что ты ей посоветуешь сделать? Используя текст, дай ей совет. | Упр.8 стр. 59 | Читательская, Коммуникативная, Грамотность в вопросах здоровья |
18 | Use your school textbook. Prepare a quiz about famous people. Use passive voice. / Используй свой учебник. Приготовь викторину об известных людях. Используй Пассивный залог. | Упр. 9 стр. 63 | Компьютерная, Информационная грамотность, Креативное мышление |
19 | Project: Work in groups. Collect information, then write a short paragraph about a traditional costume in your country. Illustrate it with drawings or pictures. / Работа в группе с проектом: собери информацию и напиши о традиционном костюме в вашей стране. | Упр. 5 стр. 69 | Информационная, Компьютерная, Орфографическая грамотность. Креативное мышление |
20 | Project: Collect information, then write an article for an international student magazine about an interesting animal that lives in your country. / Собери информацию для проекта и напиши статью об интересном животном, который живет в вашей стране. | Упр.4 стр. 85 | Информационная, Компьютерная, Орфографическая грамотность. Креативное мышление |
21 | Project: Work in groups. Choose an important river that runs through a city in your country. Collect information, then write an article for the school magazine. Illustrate your article with pictures. / Работа в группе над проектом: выбери важную реку, которая протекает через город в вашей стране. Собери информацию. Напиши статью для школьного журнала и проиллюстрируй ее. | Упр.5 стр.101 | Информационная, Компьютерная, Орфографическая, Коммуникативная грамотность. Креативное мышление |
22 | Your English teacher has asked you to write an essay on the advantages and disadvantages of e-learning (online lessons). (120-180 words)/ Ваш учитель попросил написать эссе о преимуществах и недостатках онлайн уроков. (120-180 слов) | Упр. 7-8 стр.115 | Общая грамотность |
23 | Project: Think of one of your country’s best universities. Collect information, then write a short article about it for an international school magazine./ Подумай над одним из самых лучших университетов в вашей стране. Собери информацию для проекта и напиши небольшую статью об этом в международный школьный журнал. | Упр.6 стр.117 | Информационная, Компьютерная, Общая грамотность. Креативное мышление |
24 | Write a short paragraph for an international student’s magazine about your favourite activity./ Напиши небольшое сообщение для международного школьного журнала о своей любимой деятельности. | Упр. 7 стр. 123 | Коммуникативная, Социальная, Орфографическая грамотность, Креативное мышление |
25 | Describe yourself (character)/ Охарактеризуй себя (позитивное и негативное) | Упр. 8 стр. 11 | Социальная грамотность |
26 | Сelebrating the anniversary of the school./ Празднуя юбилей школы. Поздравления. | | Креативное мышление |
*Формы /Компоненты функциональной грамотности, использованные в данном образовательном событии:
Информационная грамотность: находили и отбирали необходимую информацию из книг, справочников, журналов; использовали информацию из СМИ.
Коммуникативная грамотность: работали в команде; приспособились к новым непривычным требованиям и условиям по выполнению домашних творческих заданий; научились интервьюировать учащихся старшего и среднего звена.
Общая грамотность: писали сочинения, эссе, письма, рассказы, высказывали свои мнения на цитаты известных людей.
Компьютерная грамотность: искали информацию в сети Интернет; пользовались цифровыми сервисами; электронной почтой; работали с электронными таблицами.
Деятельностная грамотность: планировали и при необходимости изменяли сроки выполнения заданий и осуществляли самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, готовили материалы к защите продукта деятельности.
Финансовая грамотность: сформировали финансовые навыки, мотивацию и уверенность, посчитали необходимые денежные средства для издания журнала.
Естественно-научная грамотность: интерпретировали данные и использовали научные доказательства по формированию мнения о проблемах, связанных с естественными науками.
Математическая грамотность: использовали математические понятия и инструменты в своих исследованиях для формулирования объективного мнения и анализа трех опросов среди учащихся 8- и 10-х классов.
Читательская грамотность: находили, извлекали, использовали, интегрировали и интерпретировали информацию из текстов семи модулей; осмысливали и оценивали содержание и форму письменных текстов, которые потом использовали как образцы для своих работ.
Креативное мышление: смогли в команде придумать дизайн журнала и улучшить идеи по содержанию, используя воображение. Научились критически оценивать свои действия, увидели их сильные и слабые стороны.
Социальная грамотность: поведенческая модель ученика в организации совместной деятельности. Научились договариваться, уступать, оценивать общую работу.
Орфографическая и пунктуационная грамотность: составная часть общей языковой культуры. «Редакторы» научились проверять письменные работы, корректировать и затем переправлять учителю на перепроверку.
Грамотность в вопросах здоровья: заботились о сохранении собственного психического и физического здоровья; рационально использовали внеурочное время для выполнения творческих заданий; научились давать здоровьесберегающие советы своим одноклассникам и знакомым.
Образовательное событие «Журнал на английском языке «8TEENS23» состояло из семи содержательных модулей, каждый из которых представлял собой тематическое единство. Первый модуль был связан с ознакомлением социализации, связанной с языком жестов, с фразами в каждодневном общении. На развитие умения осуществлять межкультурную коммуникацию, было нацелено задание Small Talk. В этом модуле был представлен интересный дополнительный материал из других журналов. Также материал из научно – исследовательских работ учеников школы прошлых лет, которые отлично подходили по темам.
Выполнение заданий второго модуля заключалось в коммуникации с друзьями по - переписке в электронной форме. Ученики знакомились с особенностями оформления электронных писем на уровне государственной итоговой аттестации и выполняли задания, связанные с соотнесением форм приветствия, прощания и обращения с соответствующими жанрами коммуникации. В третьем модуле ученики научились писать истории, которые произошли с ними, биографии известных людей России и Югры. С четвертого по шестой модуль ребята выполняли групповые минипроекты о традиционном русском костюме и национальном хантыйском наряде; об интересном животном мире в нашей местности; о важных реках в Ханты – Мансийском округе и городе Нягань. В конце мероприятия ученики писали эссе о преимуществах и недостатках онлайн уроков; о самых лучших университетах страны и округа, о своей любимой деятельности.
Как видите, ничего не пришлось выдумывать, все вроде бы выполняли домашнее задание, но затем выбирались лучшие работы, печатались и отправлялись в VK. Всем приходили сообщения на гаджеты о появлении нового материала. Корректор еще раз проверял и отправлял корреспондентам и дизайнеру для оформления в журнал.
Таблица 6 «Схема работы в группе по сбору и проверке выполненных заданий»
Вся остальная информация, фотографии собирались по ходу проведения мероприятий в школе, городе, во внеурочной деятельности. В конце журнала были добавлены стихотворение “Life is a miracle”и электронный адрес, где можно найти электронную версию журнала и, конечно, подписи всех участников.
Скриншот 7 «Страницы из журнала»
Творческие учебно-познавательные задачи, направленные на развитие академической грамотности, составляют систему, которая определяется содержанием изучаемого предмета. От ученика требуется самостоятельный отбор знаний и умений из разнообразных предметных областей и других сфер жизни, активная позиция, актуализирующая личный опыт и индивидуальные предпочтения ученика, проявление инициативы, оригинальности и гибкости мышления в издании журнала. Задачи разной предметности и творческого уровня взаимно дополняют друг друга, образуя систему учебно-познавательных задач, что создает благоприятные условия для вовлечения ребят в активную деятельность, стимулирует проявление их творческих возможностей, способствует более осознанному усвоению учебного материала.
Проанализировав задания из учебника «Английский в фокусе» можно найти много примеров упражнений, направленных на формирование всех видов функциональной грамотности на уроках английского языка.
Таблица 8 «Функциональная грамотность в модулях УМК»
Каждый модуль имеет учебные задания, развивающие предметные умения
Vocabulary
Listening and Speaking
Grammar/ English in Use
Writing Skills
Culture Corner/ Across the Curriculum/ Going Green
Reading and Vocabulary
Читательская грамотностьь
Глобальные компетенции/ естественно-научная грамотность
Креативное мышление
Грамотность владения языковой нормой устного языка
Орфографическая грамотность
По словам английского поэта и сатирика Джозефа Аддисона, «Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела». С этим трудно не согласиться. Таким образом, учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации, пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала, развития всех коммуникативных компетенций. Работа над журналом на английском языке помогла им в этом. [2]
Главным требованием в процессе работы - соблюдение норм английского языка, использование лексико-грамматического материала цикла. Одним из эффективных способов является технология интеллект-карт, основанная на визуализации ассоциативных связей. Интеллект-карты дают возможность обучать детей работать с информацией: обрабатывать, структурировать, систематизировать и в итоге повышается эффективность процесса обучения. У ученика формируется логическое мышление при использовании опоры (тексты, грамматический материал, лингвострановедческий материал). Также при прохождении грамматического материала учила учеников анализировать, аргументировать, доказывать, выделять существенные признаки и составные части. При формировании грамотности владения языковой нормой устного языка, то есть при монологической и диалогической речи учила синтезировать: переделывать по клише, конструировать, представлять, формировать.
Вот пример таких карт по 2 и 4 модулю, где схематично представлен весь лексико-грамматический материал, который необходимо усвоить и применить в своих творческих работах. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее.
Таблица 9 «Mind Map» 2 модуль «Food and Shopping», Учебник Е.Ю. Ваулина, Английский в фокусе, 8 класс, страница 25-40»
Таблица 10 «Mind Map 4 модуль «Be Yourself», Учебник Е.Ю. Ваулина,
Английский в фокусе, 8 класс, страница 57-72
Применяла приемы педагогической техники Анатолия Гина в учебных заданиях по
формированию функциональной грамотности в четырех видах речевой деятельности [4].
Таблица 11 « Приемы педагогической техники А. Гина»
III ЭТАП: РЕФЛЕКСИВНЫЙ
Перед выпуском второго номера ребята провели третий опрос среди создателей журнала. Анализ результатов анкетирования показал, что 80 % обучающихся понравилось выполнять предложенные задания в рамках проекта, в то время как 20 % - не понравилось. 63 % обучающихся в качестве основной трудности при выполнении заданий выбрали ответ, связанный с нехваткой времени, 20 % обучающихся ответили, что у предложенных заданий был высокий уровень трудности, 17 % обучающихся не желают самостоятельно изучать иностранный язык. Полностью понимать содержание коротких текстов научились 55 % обучающихся, 21 % обучающихся научились извлекать необходимую информацию из прочитанных текстов, 24 % обучающихся научились понимать общее содержание текстов. 50% учеников научились находить нужную лексику к своим рассказам в речевой деятельности «Письмо». 40% умеют оформлять и писать письма. И только 10% научились логически оформлять свои сообщения.
Таблица 12 « III исследование: «Опрос создателей журнала»:
№ | Вопросы анкеты | Варианты ответов % |
1 | Понравилось ли вам выполнять предложенные задания в процессе проектной деятельности? | понравилось - 80% | не понравилось 20% | Другое 0% |
2 | С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий? | нехватка времени- 63% | высокий уровень сложности -20% | нежелание самостоятельно изучать иностранный язык – 17% |
3 | Чему вы научились по виду речевой деятельности «Чтение»? | понимать в целом короткие тексты в рамках тематики проекта – 24% | понимать полностью смысл простых коротких текстов в рамках тематики проекта -55% | отбирать необходимую информацию – 21% |
4 | Чему вы научились по виду речевой деятельности «Письмо»? | Находить нужную лексику к своим рассказам – 50% | Писать и оформлять письмо – 40% | Логически оформлять свои сообщения – 10% |
Во время презентации журнала в форме пресс конференции гости задавали вопросы, и одним из вопросов был «что вы получили от этой работы?» Вот такие ответы дали участники проекта:
- выработали навыки проектной работы, выполняли практические задания;
- изучали литературу на разные темы;
- провели опрос;
-теперь мы знаем, как сделать журнал и можем дать совет;
- научились работать в команде;
- быть ответственными за принимаемые решения;
- быть независимыми;
-быть творческими;
- совершенствовали орфографические и письменные навыки и так далее.
Из предыдущего выпуска журнала участники, учителя и гости сказали, что журнал должен:
- иметь свежие идеи, новые оригинальные темы;
- предоставлять читателям необычную, неожиданную информацию;
- дать возможность писать в журнал всей школе.
Скриншот 13 «Открытый урок – конференция»; «Электронный адрес журнала»
Во втором издании участники образовательного события включили ханты – мансийскую краеведческую информацию во всех рубриках. Необычную информацию из других источников на английском языке размещали как дополнительную по темам плана. Ребята, работающие над научно-исследовательскими работами, тоже делились своим оригинальным материалом. Десятиклассники смогли опубликовать свой материал по теме «Экология», «Лучшие университеты России». Команда посчитала, что пожелания читателей частично выполнили.
Скриншот 14 «Страницы из второго журнала»
Материально – техническое обеспечение образовательного события:
Компьютеры (имелись у каждого члена команды);
Принтер с черными и цветными чернилами (2 тысячи рублей на краску + фотобумага А4);
Сканер (в кабинете английского языка);
Цифровой фотоаппарат (у всех членов команды);
Интернет (у всех членов команды);
Школьный сайт (в кабинете английского языка);
После завершения образовательного события учащиеся приобрели следующие умения:
научились обсуждать творческие задания для журнала;
организовывать сотрудничество, работать индивидуально, в парах и в группах;
проявлять уважительное отношение к личности партнера в коллективной работе;
научились структурировать знания;
применять и преобразовывать модели для решения поставленных задач;
формировать уважительные и доверительные отношения между учителем и учащимися;
самостоятельно выполнять упражнения повышенной сложности;
демонстрировать ораторские навыки;
работать с содержанием проекта и с оборудованием;
активно использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
использовать лексический и грамматический материала по программе и c дополнительной лексикой повышенной сложности, используемой в данном образовательном событии.
Образовательное событие – это средство развития и саморазвития его участников на основе личностной и коммуникативной рефлексии. А школьный журнал на английском языке - это одно из средств повышения мотивации и познавательной активности учащихся в этом образовательном событии.
Таблица 15 «Одна из форм самооценки и взаимооценивания в команде»
Когда журнал был создан, распечатан и прошит, я предложила желающим оформить данное событие как проект и представить на конкурс. И первый и второй номер журнала стали победителями в школьной, городских научно практических конференциях «Шаг в будущее» и познакомили с содержанием журнала участников X научно-практической конференции «Лики традиционной культуры», и в дистанционных конкурсах и фестивалях. Два участника подготовили презентацию для своего продукта, и познакомили с содержанием журнала учеников школы.
Значимость и прикладная ценность полученных результатов: иностранный язык действительно расширяет кругозор учащихся при групповой работе в журнале. Созданный журнал в электронном виде хранится на сайте школы, а бумажный вариант – в кабинете иностранного языка. Ученики старших классов часто заглядывают в него и вспоминают тех, кто с ними создавал его, а сейчас учатся в других образовательных учреждениях.
2020 год
Победители школьной Научно-практической
конференции
Победители в городской Научно-Практической Конференции
2023 год
Мною были тоже транслированы материалы на различные конкурсы в 2019-2020 учебном году разработка открытого урока – конференции в 7 классе «Журнал нашей группы».
Обложки 2 журналов:
Заключение
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.
Аристотель
Подводя итог, хочется отметить, что событийный формат образовательной деятельности позволяет проектировать ситуации, в которых у ребенка появляется осмысленная потребность как в осознанном владении имеющимися в социуме культурными нормами, так и в творческом подходе к использованию появившихся умений. Образовательное событие становится тем пространством возможностей, в котором ребенок является инициатором собственной образовательной деятельности. Одно и то же образовательное событие не может быть пережито дважды одними и теми же участниками, не может быть повторено заново. Но о нем дети будут вспоминать, отчасти вновь ощущать те эмоции, которые сопровождали его проживание. Нынешние десятиклассники, которые выпустили первый журнал в 7-м классе, участвуют в написании эссе для второго номера, но они уже научились создавать данный продукт, поэтому проходить все этапы образовательного события им не интересно.
Тематика образовательного события соответствует возрасту обучающихся, является актуальной, связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, а также этнической стороной нашего края. Предложенная идея ориентировала обучающихся на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. В творческую деятельность были вовлечены все обучающиеся, независимо от уровня владения языком.
Школьный журнал стал культурным и образовательным центром в изучении английского языка и помог ученикам улучшить его; был отличным способом для учеников показать свои таланты и создать чувство общности в своей группе.
Есть еще одна область, в которой работает иностранный язык: это способ, которым мы открываем для себя наш первый язык. Мы все начинаем говорить на родном языке таким, какой он есть, мы принимаем это как должное. Но, погружаясь в новый язык и культуру, мы оцениваем свои собственные с непривычной точки зрения. При выполнении письменных заданий учащиеся часто формулируют мысли парафразами, чтобы они могли обойтись словами, которые практиковали ранее. Это идеальная тренировка навыков письма и разговорной речи на первом языке.
Многие ученики заметили, что, начав работать в журнале, они управляют своим временем, справляются с кучей работы, привыкли гораздо лучше организовывать свой день и способны успевать за беспокойной жизнью.
Выпуск журнала также научил учеников ценить сотрудничество и поощрять здоровую конкуренцию. Он стал источником взаимопомощи и уверенности в себе. Инфантилизм у некоторых учеников исчез.
Подвели общие итоги – презентация с фотографиями учеников, выполняющих творческие задачи, для итогового обзора на сайте и на стенде разместили фотоматериалы и работы учеников над журналом.
Применение технологии образовательного события предполагает самостоятельное решение учебных и творческих задач обучающимися через переосмысление и приумножение знаний и умений; позволяет реализовать условия формирования у них познавательных универсальных действий: создание атмосферы сотворчества в общении, личной заинтересованности, совместного поиска истины, самооценивание, самокоррекцию, самодостаточность. Создание школьного журнала является эффективным средством вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на уроке иностранного языка и интеллектуальный творческий поиск во внеурочное время, в процессе которого формируется целеустремленность, самостоятельность, критическое мышление, умение видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Опыт, описанный в данной работе перспективен в плане дальнейшего использования, он может быть применен в любом общеобразовательном учебном заведении, в средней и старшей школе. Можно применить полностью, то есть на весь учебный год, так и отдельными модулями, все зависит от желания педагога и обучающихся. Ограничений в масштабах использования не имеет. Вот результаты ОГЭ учеников, которые работали над созданием журнала в 2020 году в 7 классе:
Они опубликовали свои работы и во втором номере журнала, так как собираются на следующий год сдавать ЕГЭ по английскому языку.
Можно дать несколько советов о том, что следует включить в школьный журнал, чтобы он привлек внимание школьников:
- можно написать о любых предстоящих событиях в школе: школьный выпускной бал, дискотеки, летний лагерь или соревнования. Выбирайте темы, имеющие отношение к их жизни, такие как образование, технологии, спорт или молодежная политика. Посмотрите на эти темы с нескольких различных точек зрения, чтобы у вас был сбалансированный аргумент в вашей статье. Возможно, опросить некоторых школьников об их взглядах на эту тему или начать дискуссию. Такого рода статьи вдохновят студентов писать в журнале свои взгляды на то, что вы сообщили.
- включайте конкурсы в свои журналы, чтобы заинтересовать более широкую группу студентов. Призы не обязательно должны быть большими, например, календарики, блокноты или билеты в кино. Характер конкурса может зависеть от возраста участников.
Журнал будет продолжать свою работу, мотивировать учащихся к изучению английского языка и помогать улучшать его в творческой форме.
Список использованной литературы:
1. Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / науч. ред. И. Ю. Алексашина. — СПб. КАРО, 2019. — 160 с. — (Петербургский вектор введения ФГОС ООО)
2. Ваторопина Е.В. Школьный журнал на английском языке как средство повышения мотивации и познавательной активности учащихся. // Материалы VIII региональной научно-практической конференции «Результативность обучения предметам филологического цикла в условиях реализации ФГОС», Екатеринбург, 2012. – 156 c.
3. Ваулина Е.Ю. УМК Английский в фокусе 8 класс: учебник/ рабочая тетрадь/ тренировочные упражнения в формате ГИА – М.: Просвещение, 2015г.
4. Гин А.А. Приемы педагогической техники.- Вита-Пресс,2001г.
5. Иванова Е.Н. Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://lyceum44.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69 (дата обращения 15.03.2023)