СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и оценка читательской грамотности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире поток информации очень стремительный и большой в объёме, поэтому читательская грамотность выходит на первое место, как важный показатель функциональной грамотности человека. Задача формирования читательской функциональной грамотности становится одной из главных задач начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и оценка читательской грамотности в начальной школе.»

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ

ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Морозова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СШ 40» г. Смоленска



В современном мире поток информации очень стремительный и большой в объёме, поэтому читательская грамотность выходит на первое место, как важный показатель функциональной грамотности человека. Задача формирования читательской функциональной грамотности становится одной из главных задач начальной школы. В век информационных технологий дети предпочитают книге телевидение, компьютер, смартфон и, как результат, они не любят и не хотят читать, поэтому для современного учителя начальных классов актуальной проблемой стоит формирование функциональной читательской грамотности.

Литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности.

Читательская грамотность отражает уровень владения навыками чтения и понимания текста, включает в себя способность правильно произносить слова, понимать и интерпретировать прочитанное, а также умение анализировать и синтезировать информацию.

У выпускников начальной школы можно выделить следующие уровни читательской грамотности:

Высокий уровень: ученик самостоятельно понимает и оценивает информацию из художественных и справочных текстов, соответствующих его опыту и уровню знаний. Может самостоятельно добывать информацию, расширяя свой опыт и знания из письменных источников, умеет излагать свои мысли и сопереживать.

Средний уровень: ученик нуждается в помощи учителя при интерпретации и анализе текста, поиске информации.

Низкий уровень: ученик не понимает смыслового содержания текста, где говорится о человеческих чувствах, мыслях и знаниях, с трудом воспринимает помощь учителя [4].

Таким образом, читательская грамотность характеризуется тремя главными умениями:

  1. Нахождение информации: прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме, выделение главного и второстепенного содержания.

  2. Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключённой в тексте информации разного характера, обнаружение в нём доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста.

  3. Рефлексия на содержание текста или его форму и их оценка: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения.

Современная начальная школа – это не школа навыка, а школа пробы сил ребенка, где становится актуальной проблема оценивания учебных достижений каждого ученика, нацеленная на личностный рост и развитие. Проверка и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя.

Система оценивания должна нормализовать отношения обучающегося с учителем, родителями и самим собой, снять тревожность, снизить невротизацию детей, повысить учебную мотивацию, позволить отслеживать динамику школьной успешности.

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов.

На уроках литературного чтения я использую традиционные виды контроля результатов обучения: текущий, тематический, итоговый.

Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению, прежде всего, показывают глубину и прочность полученных младшими школьниками знаний и умений, определенных ФГОС НОО.

В проверке и оценивании на уроках чтения уделяю внимание следующим учебным компетенциям:

  • навык чтения;

  • начитанность;

  • умение работать с книгой;

  • навыки читательской деятельности.

В 1-м классе учителем традиционно используются словесные оценки:

«Читаешь хорошо»; «Читаешь хорошо, но есть ошибки»; «Читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать», лишь со второго класса вводится отметка.

В требованиях к результатам освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» указывается на необходимость овладения техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением, позволяющим воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями).

Результаты проверки темпа, способа, правильности чтения вслух и понимания текста отражаю в таблице 1:

Таблица 1



Фамилия учащегося

Способ чтения

Темп (количество слов)

Правильность (количество ошибок)

Понимание прочитанного (ответы на вопросы)




Отметка

Слог

Слог

+

слово

Слово


Учет результатов навыка чтения молча веду в таблице 2:

Таблица 2



Фамилия ученика

Темп

(количество слов)

Понимание прочитанного (ответы на вопросы)



Отметка






Выразительность чтения проверяю по подготовленному тексту. Контроль осуществляю либо текущий (при проверке домашнего задания), либо периодический (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами).

Важным элементом программы по литературному чтению является работа с детской книгой. Среди познавательных универсальных учебных действий значительное внимание уделяется работе с информацией. Выпускники начальной школы должны уметь:

  • использовать справочную информацию для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей;

  • характеризовать книгу по её элементам (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации, примечания и другое);

  • выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию.

В основе навыков читательской деятельности лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика, его рост как читателя и формирование читательской грамотности.

Среди проверочных и контрольных работ по литературному чтению чаще всего использую следующие формы:

Тесты – для 1-го класса предлагаю тест из 5 заданий, для 2-го класса – из

10 заданий, для 3-го и 4-го классов предлагаю по 2 теста в течение учебного года (первое полугодие – 10 заданий, второе полугодие – 15 заданий). Оценивание произвожу в баллах.

Литературные диктанты – эту форму использую для проверки литературной эрудиции, которая предполагает знание заголовков изученных произведений, литературоведческих понятий, сведений об авторах и словаря авторов, используемого в произведениях. Диктанты помогают мне не только проверить знания, но и повысить грамотность младших школьников.

Диагностические задания позволяют мне выявить не только уровень усвоения учебного материала, но и сформированность учебной и читательской деятельности (умение учащихся самостоятельно находить способ решения учебной задачи, составлять алгоритмы учебных действий, осуществлять самоконтроль и самооценку).

Итоговый контроль провожу в классе один-два раза в год в форме конкурса выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Конкурс способствует формированию самооценки у каждого ученика, отработке навыка выразительности чтения. Текст подбираю эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объёму. Это может быть абзац или отрывок из произведения (полстраницы). Оценивание проводим по критериям, которые предложены самими детьми, понятны всем и не

«привязаны» к «пятибалльной» шкале.

Для самоконтроля продвижения техники чтения каждого ребёнка в классе я использую листы достижений учащихся «Мои достижения» в форме таблицы результатов по литературному чтению. Они помогают

формировать у детей умение самооценивания, самостоятельное наблюдение продвижения техники чтения по результатам проверки.

Для оценки уровня сформированности читательской грамотности младших школьников в своей работе я применяю следующие методики:

«Тест на оценку сформированности навыков чтения» (познавательные УУД).

На листке напечатан отрывок из сказки, но в предложениях пропущены слова. Детям надо в пустые места вписать подходящие по смыслу слова (одно или несколько). Тест позволяет определить уровни сформированности навыка чтения обучающихся и указать на недостатки речевого развития [3].

«Тест грамотности чтения художественных текстов».

Цель теста ‒ выявить начальный уровень сформированности аналитических читательских умений младших школьников:

  • воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

  • воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • воспринимать и оценивать образ-персонаж;

  • видеть авторскую позицию;

  • осознавать идею произведения.

Ребенку предлагается, например, текст рассказа А.П. Гайдара «Совесть», который он должен проанализировать, ответив как можно более полно на шесть вопросов (по одному вопросу на проверку одного читательского умения).

Ответы на каждый вопрос тестового задания в зависимости от правильности и полноты оцениваю по трехбалльной шкале, и в зависимости от набранных баллов определяется уровень сформированности каждого читательского (аналитического) умения [1].

Анкета «Хороший ли я читатель?».

Анализ ответов на вопросы анкеты позволяет увидеть уровень самооценки каждого ученика [5].

Выявить предрасположенности к нарушению чтения и письма мне помогает следующий тест:

Ребенок держит одну руку за спиной. Я притрагиваюсь кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о риске возникновения дислексии, дисграфии. Более 30% ошибок свидетельствует о наличии нарушения межполушарного взаимодействия, которое столь необходимо для успешного обучения чтению и письму.

Предлагаемый метод позволяет выявить и провести корректировку недостатков чтения, не требует материальных затрат, удобен в применении, органично вписывается в структуру занятия, а главное ‒ обучающиеся выполняют его с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении [2].

Систематическая работа учителя начальных классов по привитию любви обучающихся к чтению с привлечением родителей, а также регулярный контроль и диагностика навыка чтения, формирования читательской грамотности позволяют получить:

  • положительную динамику формирования первоначальных основ читательской компетенции младших школьников: наблюдается повышение уровня развития навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения;

  • изменение отношения родителей к организации семейного чтения в положительную сторону по результатам входящего и итогового анкетирования;

  • повышение мотивации читательской активности родителей и обучающихся через совместную деятельность;

  • высокую степень заинтересованности родителей в решении проблемы формирования читательской компетенции: участие во внеклассных мероприятиях, родительских собраниях, организации совместной досуговой деятельности;

  • развитие литературно-творческих способностей детей: участие в конкурсах чтецов, литературных гостиных, викторинах по прочитанным произведениям.

Эффективность работы по формированию и оценке читательской функциональной грамотности, прежде всего, зависит от личности педагога, задача которого выступать в роли организатора учебной деятельности. Учитель должен стать заинтересованным участником данного процесса и использовать разнообразные формы и методы педагогической работы.

Список источников и литературы


  1. Ковальчук Т.В. Тест грамотности чтения художественных текстов / Т.В. Ковальчук // Мультиурок. ‒ URL: https://multiurok.ru/files/test- gramotnostichteniia-khudozhestvennykh-teksto.html (дата обращения: 10.04.2024).

  2. Консультация 3. Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия и коррекцию недостатков чтения Логопедический кабинет гимназии № 25 города Костромы. ‒ URL: https://logoped.gmn25.edusite.ru/p48aa1.html (дата обращения: 10.04.2024).

  3. Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3–6 классах» Л.А. Ясюковой, М.Б. Ульянова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. ‒ URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/10/10/test-na- otsenkusformirovannosti-navykov-chteniya (дата обращения: 10.04.2024).

  4. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / Под ред. Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУ ДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.

  5. Шлык И.Н. Анкета «Хороший ли я читатель» // Шлык И.Н. Мультиурок. ‒ URL: https://multiurok.ru/blog/ankieta-khoroshii-li-ia-chitatiel.html (дата обращения: 10.04.2024).