СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие читательской грамотности как средство подготовки к сочинению-рассуждению на тему «Почему у человека должна быть цель в жизни? 13.3 ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приёмов Читательской грамотности при подготовке к сочинению 13.3

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие читательской грамотности как средство подготовки к сочинению-рассуждению на тему «Почему у человека должна быть цель в жизни? 13.3 ОГЭ»



Технологическая карта урока. Формирование и развитие читательской грамотности как средство подготовки к сочинению-рассуждению на тему «Почему у человека должна быть цель в жизни? 13.3 ОГЭ по русскому языку выпускников 9-х классов



Учебный предмет

Русский язык

Разработчик (ФИО педагога /учителя,

должность)

Горностаева Галина Юлиановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СШ №8

Тема урока (занятия) Подготовка к ОГЭ по русскому языку.

Обучение написанию сочинения – рассуждения. 13.3

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. 13.3

Тип урока (занятия) Урок развития умений и навыков

Тип урока (занятия) Урок развития умений и навыков

Цель урока (занятия)

Выявить умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы с опорой на текст и жизненный или читательский опыт; сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения

Основные понятия и термины

Сочинение-рассуждение

Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения - рассуждения задания 13.3.

Педагогические технологии Методы

Выбор

Цель в жизни

Технология, основные методы и/ или приемы обучения

Педагогические технологии

Методы, приёмы и техники обучения, формирующие и

развивающие читательскую грамотность

  • Технология проблемного обучения

  • Технология развития критического мышления

через чтение и письмо (ТРКЧП)

  • Проблемно-поисковый

  • Сравнительный анализ информации

  • Организация работы в группах и парах

  • «Предваряющие вопросы»

  • Изучающее чтение (направлено на проникновение в смысл текста при помощи его анализа, предполагается





полнота и точность понимания)

  • Поисковое чтение (направлено на извлечение конкретной информации

Форма урока

Практикум

Информационно-

образовательная среда (ресурсы)

Информационный материал

Демонстрационный материал

Диагностический

материал

Справочные (раздаточные)

материалы

Фрагмент кинофильма

Текст для анализа,

справочные материалы

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные


Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

Повторение знаний обучающихся о

лексике, типах речи, композиции

сочинения -рассуждения, способах толкования слова, правилах написания

аргументов; обучение умению самостоятельно создавать

собственное высказывание,

обладающее всеми признаками текста

Умение работать с

текстом, анализировать, выстраивать

последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных

источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы,

находить ответы на вопросы

Формулирование

темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности

Планирование учебного сотрудничества в паре, умение строить связное монологическое

высказывание в публицистическом стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и

повседневной практике

Стремление к развитию речи, понимание

необходимости подготовки к ОГЭ;

самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог



Ход урока, занятия (сценарий)

Этапы

Де учителя

Де учащихся

Самоанализ

1.

Эмоциональный настрой

Приветствие учителя


Мотивац

Посмотрите на доску, «Информация» - это слово всем знакомо?

Проверяют свою

ионно-

-Какие ассоциации связаны с этим словом? (телевизор, книга…, урок)

готовность к уроку.

ориентир

- Что или кто ещё может быть источником инфомации? (родители, учитель,

Слушают учителя,

ОГЭ

13.3

цель в жизни





овочный этап

друзья) Слайд 1

  • А всегда ли информация становится знанием?

-Что нужно делать, чтобы информация стала знанием? (учиться, трудиться, действовать, заставлять мозг работать).


  • Что у вас в руках? (буклеты образовательных учреждений)

  • Какая информация в них содержится? (где находится, как доехать, какие документы необходимы и т.д.

  • Как эта информация может вам пригодиться? (выбор профессии, места учёбы)

Слайд 2-3

  • Насколько актуальна для вас эта Информация? О чём говорит диаграмма?

-Расшифруйте вторую диаграмму. Сравните ее с первой.

демонстрируют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы.



Читают диаграммы.


2.

Открыти е темы (Слайд

4)

  • Посмотрите на эти слова, здесь информация есть? Несут эти слова информацию? Слайд 4




  • Сформулируйте из этих понятий тему урока

  • Какую цель ставите для себя на уроке?

  • Предположите, как текст будет связан с тем, о чём мы говорили в начале урока.

Целеполагание


II Работа по теме урока

1. Работа с текстом (просмотровое чтение)

Кто герои текста? (по Железникову В. К.)

Где происходит действие? Все герои одного возраста?

Какой исторический период отражен в тексте?

  1. Чтение текста по ролям:

Учитель - Княжин - Лёвушкин -

  1. Анализ содержания прочитанного текста

- Какое впечатление произвёл на вас данный текст?

Выполняют задание на рабочем

листе №1, зачитывают


Блоки заданий, предложенные учителем,

способствуют формированию у учащихся

познавательных учебных

действий




  • Какова тема этого текста?

  • Какова его основная мысль?


4. А теперь прочитаем, как сформулировано задание к этому тексту:

13.3 Как Вы понимаете значение выражения ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему у человека должна быть цель в жизни?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.


  • Что вам кажется самым трудным в написании сочинения?(дать определение)

  • У кого есть затруднения, можно обратиться к Толковому словарю. Какое ключевое слово в выражении «ЦЕЛЬ ЖИЗНИ»? Что будем искать?

  • Составим кластер. Какие ассоциации связаны с выражением ЦЕЛЬ ЖИЗНИ? Слайд 6-7

(Самое большое желание, сильное стремление, задача, которую хотите реализовать)


5. Практическая работа по интерпретации и интеграции текста

1. Работа над построением сочинения-рассуждения. Вопросы:

  • Какова схема построения сочинения-рассуждения? Распределите части рассуждения в том порядке, в каком они должны находиться. (Тезис,

комментарий, аргументы, доказа тельства)

  • Что такое тезис? (Утверждение, которое требуется доказать)

  • Дайте определение слова комментарий. (Рассуждения, разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту).

  • Что называем аргументами? (Доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис)

  • Что понимаем под выводом? (Заключение, итог проведённого рассуждения).


2. Возьмите РАБОЧИЙ ЛИСТ и выполните задание 1






(Какое задание?)

1: Дайте определение слову ЦЕЛЬ ЖИЗНИ. Как вы понимаете значение этого слова? Почему человеку необходима жизненная цель? Какие цели наиболее важны?


3. задание 3 РАБОТА С ТЕКСТОМ

(ищем аргумент 1)

- Как работаем с текстом?

(Читаем текст вслух. - Возьмите в руки ручки или карандаши и подчеркните в тексте фрагмент (эпизод), имеющий отношение к проблеме, поднятой в определении.

Выбираем такой фрагмент текста, который поможет подтвердить понятие. Ищем предложения, в которых проявляется необходимое качество или свойство.) Какие номера предложений? Какой микровывод сделаем?



4 задание. ПРИВЛЕКАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ (ищем аргумент 2).

В каких произведениях, почитанных вами, рассказывается о надежде, о душевном

состоянии героя, связанном с ожиданием чего-либо хорошего, благоприятного, о вере в лучшее?


- Какие произведения подобрали? Какой микровывод сделаем?

5 задание ВЫВОД. Как вы считаете, почему человеку важна жизненная цель?

Рефлексивнооценочный этап (оценка и самооценка)

  • Как вы считаете, какова вероятность того, что вы сможете теперь написать отличное сочинение?

  • ЧТО нужно сделать, чтобы удостовериться в том, что работа была проделана верно? ( обратимся к КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАНИЯ)

  • На какой странице КИМа находятся критерии? (стр )

  • Сколько баллов можно получить максимум?

  • Сколько баллов примерно набрали вы?

-Вспомните, какую цель вы ставили себе на урок?







Приём «Письмо с дыркми (пробелами)» 

На мой взгляд, цель в жизни - это (способность, умение человека)…………. Только ……………..люди смогут…………………………….. Проиллюстрировать это понятие можно на примере из текста...


ОГЭ

13.3

цель в жизни






-Вы достигли цели?

  • Сможете ли применить полученные знания?

  • Оцените жестами рук .







Ход урока, занятия



Этапы

Де учителя

1.

Мотива ционно- ориенти ровочн ый этап

Эмоциональный настрой Слайд 1

Посмотрите на доску, «Информация» - это слово всем знакомо?

-Какие ассоциации связаны с этим словом? (телевизор, книга…, урок)

  • Что или кто ещё может быть источником инфомации? (родители, учитель, друзья)

  • А всегда ли информация становится знанием?

-Что нужно делать, чтобы информация стала знанием? (учиться, трудиться, действовать, заставлять мозг работать).


  • Что у вас в руках? (буклеты образовательных учреждений)

  • Какая информация в них содержится? (где находится, как доехать, какие документы необходимы и т.д.

  • Как эта информация может вам пригодиться? (выбор профессии, места учёбы)

Слайд 2-3

  • Насколько актуальна для вас эта Информация? О чём говорит диаграмма?

-Расшифруйте вторую диаграмму. Сравните ее с первой.

2.

Откры тие темы (Слайд

  • Посмотрите на эти слова, здесь информация есть? Несут эти слова информацию? Слайд 4




  • Сформулируйте из этих понятий тему урока



4)

  • Какую цель ставите для себя на уроке?

  • Предположите, как текст будет связан с тем, о чём мы говорили в начале урока.

II

Работа по теме урока

1. Работа с текстом (просмотровое чтение)

- Кто герои текста?

Где происходит действие? Все герои одного возраста?

Какой исторический период отражен в тексте?

  1. Чтение текста по ролям:

Учитель - Княжин - Лёвушкин -

  1. Анализ содержания прочитанного текста

    • Какое впечатление произвёл на вас данный текст?

    • Какова тема этого текста?

    • Какова его основная мысль?


4. А теперь прочитаем, как сформулировано задание к этому тексту:

13.3 Как Вы понимаете значение выражения ЦЕЛЬ В ЖИЗНИ? Сформулируйте и

прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему у человека должна быть цель в жизни?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.


  • Что вам кажется самым трудным в написании сочинения?(дать определение)

  • У кого есть затруднения, можно обратиться к Толковому словарю. Какое ключевое слово в выражении

«ЦЕЛЬ ЖИЗНИ»? Что будем искать?

  • Составим кластер. Какие ассоциации связаны с выражением ЦЕЛЬ ЖИЗНИ? Слайд 6-7 (Самое большое желание, сильное стремление, задача, которую хотите реализовать)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА




5. Практическая работа по интерпретации и интеграции текста

1. Работа над построением сочинения-рассуждения. Вопросы:

  • Какова схема построения сочинения-рассуждения? Распределите части рассуждения в том порядке, в каком они должны находиться. (Тезис, комментарий, аргументы, доказательства)

  • Что такое тезис? (Утверждение, которое требуется доказать)

  • Дайте определение слова комментарий. (Рассуждения, разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту).

  • Что называем аргументами? (Доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис)

  • Что понимаем под выводом? (Заключение, итог проведённого рассуждения).

  1. Возьмите РАБОЧИЙ ЛИСТ и выполните задание 1

(Какое задание?)

1: Дайте определение слову ЦЕЛЬ ЖИЗНИ. Как вы понимаете значение этого слова? Почему человеку необходима жизненная цель? Какие цели наиболее важны?



  1. задание 3 РАБОТА С ТЕКСТОМ

(ищем аргумент 1)

- Как работаем с текстом?

(Читаем текст вслух. - Возьмите в руки ручки или карандаши и подчеркните в тексте фрагмент (эпизод), имеющий отношение к проблеме, поднятой в определении. Выбираем такой фрагмент текста, который поможет подтвердить понятие. Ищем предложения, в которых проявляется необходимое качество или свойство.) – Какие номера предложений? Какой микровывод сделаем?


4 задание. ПРИВЛЕКАЕМ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ОПЫТ (ищем аргумент 2).




В каких произведениях, почитанных вами, рассказывается о надежде, о душевном состоянии героя, связанном с ожиданием чего-либо хорошего, благоприятного, о вере в лучшее?

- Какие произведения подобрали? Какой микровывод сделаем?


5 задание ВЫВОД. Как вы считаете, почему человеку важна жизненная цель? Рефлексивнооценочный этап (оценка и самооценка)

  • Как вы считаете, какова вероятность того, что вы сможете теперь написать отличное сочинение?

  • ЧТО нужно сделать, чтобы удостовериться в том, что работа была проделана верно? ( обратимся к КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАНИЯ)

  • На какой странице КИМа находятся критерии? (стр )

  • Сколько баллов можно получить максимум?

  • Сколько баллов примерно набрали вы?

-Вспомните, какую цель вы ставили себе на урок?

-Вы достигли цели?

  • Сможете ли применить полученные знания?

  • Оцените наш урок, свою работу жестами рук