СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие читательской грамотности как средство подготовки к сочинению-рассуждению 13.3 ОГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие читательской грамотности на  уроке русского языка при подготовке к написанию сочинения 13.3

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие читательской грамотности как средство подготовки к сочинению-рассуждению 13.3 ОГЭ по русскому языку»

Технологическая карта урока. Формирование и развитие читательской грамотности как средство подготовки к сочинению-рассуждению 13.3 ОГЭ по русскому языку выпускников 9-х классов

Предмет: русский язык

Класс:

Используемый учебно-методический комплекс: Русский язык 9 класс. Учебник. Автор:Бархударов С.Г. / Крючков С.Е. Издательство: Просвещение. Год издания:2023

Тип урока: урок развития речи.

Деятельность учителя с учетом программы воспитания:

  • установление доверительных отношений, способствующих позитивному восприятию учащимися просьб и требований учителя;

привлечение внимания детей к ценностному аспекту изучаемых понятий на уроке, социально-значимой информации

Критерии успешности урока:

  • Использование различных форм урока,

  • заданий практической направленности на формирование читательской грамотности,

  • создание ситуации успеха,

  • оценка и самооценка деятельности.

Компоненты функциональной (читательской ) грамотности:   нахождение и извлечение информации из текста, интерпретирование , осмысление содержания текста и оценивание сообщения текста

Какие читательские умения развивались? Умение извлекать информацию из текстового источника

Читательские умения, соответствующие группам читательских действий

Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста,


Тема урока

Развитие читательской грамотности при работе с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ (Подготовка к написанию сочинения )


Цель

Формирование навыков написания сочинения-рассуждения


Задачи

Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Создание условий для развития умения анализировать текст. Помощь обучаемым в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.Развитие монологической и диалогической речи.


Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.


Основные понятия

Этапы сочинения-рассуждения, основные понятия


Ресурсы

Компьютер, проектор. Справочные (раздаточные) материалы. Фрагмент кинофильма. Видеоролик песни о счастье. Папки с теоретическими сведениями; презентация.


Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Технология, основные методы и/ или приемы обучения

Педагогические технологии

Методы, приёмы и техники обучения, формирующие и развивающие читательскую грамотность

  • Технология проблемного обучения

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКЧП)

  • Проблемно-поисковый

  • Сравнительный анализ информации

  • Организация работы в группах и парах


Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД


1.Организационный.

2.Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

(1 мин.)

-Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе проведём урок!

Подготовка к работе на уроке.

Показывают наличие тетрадей для подготовки к ОГЭ.










Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

положительное отношение к школе и учебной деятельности


Коммуникативные:  

вступление  в  диалог  с  учителем  по  

ситуации организационного момента.



3 Определение цели и задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

(3 мин.)

Обратите внимание на дату. Она папрямую связана с сегодняшним уроком, с нашей темой (9 Июня 2025)

Любой урок не может обойтись без темы. Чтобы сформулировать её, вам нужно разгадать кроссворд.1вариант разгадывает 1 кроссворд, 2 вариант - второй

К сегодняшнему занятию я подобрала эпиграфы, ознакомьтесь с ними. Какой из данных эпиграфов более чётко подходит к нашей теме. Обоснуйте свою точку зрения.


Сочинение учит думать,

учит понимать жизнь, учит вчитываться в каждое слово.

В.Литвинов

Прежде чем начать писать,

я задаю себе три вопроса:

что хочу написать, как

написать и для чего

написать.

М. Горький

Чтобы научиться писать,

надо писать!

Д.Лихачев

Формулируются цели и задачи урока

Цель?

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.











Анализируют эпиграф















- Учащиеся слушают учителя ,отвечают на вопросы, задают вопросы.

Формулируют цели и задачи урока

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение .


Познавательные: умение извлекать информацию из представленных источников


Метапредметные: умение выстраивать логическую цепочку доказательства.


4. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания». (5 мин.)


Вспомнить композицию сочинения поможет ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 13.3

- Давайте вспомним, как звучит задание 13.3. Формулировка задания прошлого года и 2025 года. В чём отличие?

Работа с композицией сочинения.


Читают формулировку 13.3 задания

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы, высказывают свои точки зрения

Работают по таблице

Отвечаю на поставленные вопросы учителя, опираясь на свой жизненный опыт.




Коммуникативные:

формулирование собственного мнения

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.


5. Изучение нового учебного материала. 

Цель:: обеспечение восприятия, осмысление новой темы организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.(3 мин.)



Типовые конструкции для вступления


Понятия, требующие толкования, актуальные для ОГЭ-2025



Выполняют задание . (работа с таблицей слайда)


Отвечают на вопросы учителя.

Составление синквейна


Корректируют ответы друг друга.



Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.


6. Закрепление учебного материала, первичное закрепление. 

Цель: развивать умения применять новые знания (3 мин)

Темы сочинения, взятые из открытого банка заданий.

Работа с текстом (притчей) с пропущенным словом. К слову счастье даются следующие темы: Когда человек чувствует себя счастливым?
Что может сделать человека счастливым? Что даёт человеку ощущение счастья? Что делает человека счастливым?

Составление интеллект – карты

Объясняют лз слова притча

Вставляют пропущенное слово в текст

Принимают учебную задачу

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение выражать мысли


7. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.


Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Отвечают на вопросы.

Получение обратной связи

Анкета

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.









8. Домашнее задание

Написать ответ на 3 любые вопроса













Анкета

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был



7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным