Содоклад на тему:
«Формирование и развитие элементарных представлений экологической грамотности».
Подготовила: Алмаева И.В.1 кл
Экологическое воспитание представляет собой важный элемент современного образовательного процесса: проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже в младшем школьном возрасте необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему важно научить ребенка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Именно в этот период у детей начинает развиваться чувство прекрасного и появляется собственное мнение на многое из того, что его окружает. Исходя из этого, работа по экологическому воспитанию детей в условиях школьного образовательного заведения приобретает особую ценность.
Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста строю на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней, зависимостях. Детям стараюсь давать знания о природе, формировать трудовые умения и навыки, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе, желание защитить и умножить ее богатства.
Систематически провожу наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.
Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Стараюсь задавать четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушиваю их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное – хвалю за правильный ответ, похвалой стимулирую дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.
Прогулки и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте, весенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.
Прогулки широко использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организовываю игры с природным материалом (снег, листья, плоды). Именно на прогулке дети могу ,знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого, использую разнообразные игровые упражнения: " Найди по описанию" , "Что, где растёт?", "Узнай и назови", "Вершки – корешки", "Чудесный мешочек", "Угадай животное", "Отгадай и нарисуй", "Когда это бывает?", "Загадки о животных" на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Разноцветные ленточки". Через игры они учатся определять силу и направление ветра, его контрастность.
В своей работе с детьми большое значение отважу играм, прежде всего дидактических.
Игра – ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.
В.А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не, может, быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».
Воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач в коррекционной школе.
Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок» и др.).
В этих играх уточняю, систематизирую и классифицирую знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа: «Кто летает, бегает и прыгает?» , «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Например, такие игры как «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др.
Считаю самое главное привить ребенку принципы жизни его в гармонии с природой:
1. «Не навреди».
2. «Познавая, не разрушай».
3. «Не бери у природы больше, чем тебе необходимо».
4. «Подумай о последствиях!»