СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы по теме. Приложение: задания для развития читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы»

Доклад на тему:

«Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта работы)»


Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Баскаковская средняя школа» Нифонтова Анна Валентиновна


Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Поэтому обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям. Как этого достигнуть? И что означает термин «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Найти свое место в жизни, реализоваться.

Функциональная грамотность - умение использовать полученные знания для решения жизненных задач.

Функциональная грамотность включает в себя навыки правильного общения, понимания текста, анализа и критической оценки информации, умение аргументировать свои мысли и выражать собственное мнение. Она помогает ученикам эффективно общаться, решать задачи в разных сферах жизни и успешно учиться.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

Умение владеть родным языком на должном уровне является важной составляющей образования каждого человека. Однако знание грамматики и правил написания слов - лишь начало. Формирование функциональной грамотности, способности грамотно и адекватно использовать язык в различных ситуациях, играет ключевую роль в обучении на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах.

Одним из основных аспектов формирования функциональной грамотности является развитие навыков читательской деятельности. Читательская деятельность - самостоятельный и самоценный вид интеллектуально-эмоциональной деятельности, который формируется уже в начальные годы обучения ребенка и способствует развитию читательской грамотности, которая предполагает сформированность следующих компетенций:

  • умение находить и извлекать информацию;

  • интегрировать и интерпретировать информацию;

  • осмысливать и оценивать содержание и форму текста;

  • использовать информацию текста.

Внимательно рассмотрим отдельно каждый аспект.

1. Находить и извлекать информацию предполагает способность:

1.1.Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).

1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 1.3.Определять наличие/отсутствие информации.

2. Интегрировать и интерпретировать информацию:

2.1.Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).

2.2.Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).

2.3.Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент - контраргумент, тезис - пример, сходство - различие и др.).

2.5.Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.

2.6.формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.

2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев. 2.8.Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).

3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста:

3.1.Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.

3.3. Понимать назначение структурной единицы текста.

3.4.Оценивать полноту, достоверность информации.

3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.

3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.

4. Использовать информацию из текста:

4.1.Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.д.) без привлечения фоновых знаний.

4.2.Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.

4.3. Формулировать на основе, полученной из текста информации собственную гипотезу.

4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.

4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).

4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.

Другим важным аспектом формирования функциональной грамотности является развитие навыков письма. Учеников следует учить учиться писать не только грамотно с точки зрения правил орфографии и пунктуации, но и креативно и логично, т.е обладать умением строить аргументированные высказывания, сочинения и эссе. Для этого на уроках русского языка в системе можно использовать следующие методы: мозговой штурм, изобретение по аналогии, постановка проблемного вопроса (создание проблемных ситуаций), визуализации, построение ассоциативных связей.

Использование данных методы - это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приёмы помогают раскрепостить обучающихся, раскрыть их творческий внутренний потенциал.

Следует отметить, что формирование функциональной грамотности требует системного подхода к обучению. Учителя должны создавать интересные и задачные уроки, активно включать учеников в дискуссии и дебаты, стимулировать креативное мышление и развивать умение аргументировать свою точку зрения. Для этого в этапы урока должны обязательно быть включены задания, при выполнении которых нельзя давать однозначные ответы, те которые требуют рассуждения, аргументации на предложенную тему. Такие формы работ помогают пополнять накопленные знания учащихся и достигать определённых целей и задач урока.

Важно учитывать и индивидуальные особенности учеников. Некоторым может потребоваться дополнительная поддержка в развитии грамотности, в то время как другие могут быстро продвигаться вперед. Дифференцированный подход к обучению позволяет учителям эффективно работать с разнообразными учебными потребностями.

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах является важной задачей образования. Оно помогает ученикам развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе и достижения успеха в учебе и будущей профессиональной деятельности. Учителя, родители и общество в целом должны совместными усилиями способствовать развитию функциональной грамотности у молодого поколения, чтобы они могли стать успешными и грамотными гражданами.

Я изучила методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся и разработала комплекс заданий, направленных на её развитие.

Приложение 1 «Задания для формирования и развития читательской грамотности».

Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности:

- умение находить и извлекать информацию;

- умение сопоставлять содержание текста и его задачу;

- умение осмыслять и оценивать содержание и форму текста;

- умение исключать неверную информацию.

Результаты деятельности:

  1. использование данного комплекса заданий привело к формированию интереса к чтению текстов;

  2. на основе работы над выполнением заданий обучающиеся приобретают опыт внимательного прочтения текста и извлечения из него необходимой информации, что в дальнейшем способствует развитию смыслового чтения текста при подготовке к другим урокам.

Исходя из успешных результатов применения планирую и дальше разрабатывать такие комплексы упражнений и применять в своей практике.