Доклад на тему:
«Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы (обобщение опыта работы)»
Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ «Баскаковская средняя школа» Нифонтова Анна Валентиновна
Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Поэтому обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям. Как этого достигнуть? И что означает термин «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Найти свое место в жизни, реализоваться.
Функциональная грамотность - умение использовать полученные знания для решения жизненных задач.
Функциональная грамотность включает в себя навыки правильного общения, понимания текста, анализа и критической оценки информации, умение аргументировать свои мысли и выражать собственное мнение. Она помогает ученикам эффективно общаться, решать задачи в разных сферах жизни и успешно учиться.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Умение владеть родным языком на должном уровне является важной составляющей образования каждого человека. Однако знание грамматики и правил написания слов - лишь начало. Формирование функциональной грамотности, способности грамотно и адекватно использовать язык в различных ситуациях, играет ключевую роль в обучении на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах.
Одним из основных аспектов формирования функциональной грамотности является развитие навыков читательской деятельности. Читательская деятельность - самостоятельный и самоценный вид интеллектуально-эмоциональной деятельности, который формируется уже в начальные годы обучения ребенка и способствует развитию читательской грамотности, которая предполагает сформированность следующих компетенций:
умение находить и извлекать информацию;
интегрировать и интерпретировать информацию;
осмысливать и оценивать содержание и форму текста;
использовать информацию текста.
Внимательно рассмотрим отдельно каждый аспект.
1. Находить и извлекать информацию предполагает способность:
1.1.Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.).
1.2. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации 1.3.Определять наличие/отсутствие информации.
2. Интегрировать и интерпретировать информацию:
2.1.Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).
2.2.Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).
2.3.Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент - контраргумент, тезис - пример, сходство - различие и др.).
2.5.Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
2.6.формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
2.7. Понимать чувства, мотивы, характеры героев. 2.8.Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста:
3.1.Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.
3.3. Понимать назначение структурной единицы текста.
3.4.Оценивать полноту, достоверность информации.
3.5. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
3.6. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
4. Использовать информацию из текста:
4.1.Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.д.) без привлечения фоновых знаний.
4.2.Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.
4.3. Формулировать на основе, полученной из текста информации собственную гипотезу.
4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
4.5. Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).
4.6. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Другим важным аспектом формирования функциональной грамотности является развитие навыков письма. Учеников следует учить учиться писать не только грамотно с точки зрения правил орфографии и пунктуации, но и креативно и логично, т.е обладать умением строить аргументированные высказывания, сочинения и эссе. Для этого на уроках русского языка в системе можно использовать следующие методы: мозговой штурм, изобретение по аналогии, постановка проблемного вопроса (создание проблемных ситуаций), визуализации, построение ассоциативных связей.
Использование данных методы - это отличная возможность продемонстрировать многогранность той или иной проблемы, а также найти совместное решение, выбрав оптимальный вариант. Приёмы помогают раскрепостить обучающихся, раскрыть их творческий внутренний потенциал.
Следует отметить, что формирование функциональной грамотности требует системного подхода к обучению. Учителя должны создавать интересные и задачные уроки, активно включать учеников в дискуссии и дебаты, стимулировать креативное мышление и развивать умение аргументировать свою точку зрения. Для этого в этапы урока должны обязательно быть включены задания, при выполнении которых нельзя давать однозначные ответы, те которые требуют рассуждения, аргументации на предложенную тему. Такие формы работ помогают пополнять накопленные знания учащихся и достигать определённых целей и задач урока.
Важно учитывать и индивидуальные особенности учеников. Некоторым может потребоваться дополнительная поддержка в развитии грамотности, в то время как другие могут быстро продвигаться вперед. Дифференцированный подход к обучению позволяет учителям эффективно работать с разнообразными учебными потребностями.
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах является важной задачей образования. Оно помогает ученикам развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе и достижения успеха в учебе и будущей профессиональной деятельности. Учителя, родители и общество в целом должны совместными усилиями способствовать развитию функциональной грамотности у молодого поколения, чтобы они могли стать успешными и грамотными гражданами.
Я изучила методы и приёмы формирования читательской грамотности обучающихся и разработала комплекс заданий, направленных на её развитие.
Приложение 1 «Задания для формирования и развития читательской грамотности».
Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности:
- умение находить и извлекать информацию;
- умение сопоставлять содержание текста и его задачу;
- умение осмыслять и оценивать содержание и форму текста;
- умение исключать неверную информацию.
Результаты деятельности:
использование данного комплекса заданий привело к формированию интереса к чтению текстов;
на основе работы над выполнением заданий обучающиеся приобретают опыт внимательного прочтения текста и извлечения из него необходимой информации, что в дальнейшем способствует развитию смыслового чтения текста при подготовке к другим урокам.
Исходя из успешных результатов применения планирую и дальше разрабатывать такие комплексы упражнений и применять в своей практике.