Методическая разработка на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Современное образование ориентировано не столько на простое усвоение знаний, сколько на формирование способности применять их в реальных жизненных ситуациях. В этой связи актуализируется задача формирования функциональной грамотности, под которой понимается интегративное качество личности, выражающееся в способности использовать знания, умения и навыки для решения разнообразных задач, возникающих в учебной, бытовой и социальной практике. Особое значение в этом контексте приобретает предмет «Математика», поскольку именно он является одним из основных инструментов развития логического мышления, пространственного воображения, способности к аналитико-синтетической деятельности.
Формирование функциональной грамотности в начальной школе требует осознания особенностей возрастного развития младших школьников. В возрасте от 7 до 10 лет дети характеризуются наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, высокой восприимчивостью к обучающим воздействиям, ярко выраженной познавательной активностью. При этом у них еще недостаточно развиты регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия, поэтому ключевую роль в обучении играет учитель, способный направить познавательную активность ребенка в продуктивное русло. На уроках математики младшие школьники не только осваивают арифметические действия, понятия числа, величины, формы, но и учатся устанавливать связи между абстрактными понятиями и реальной действительностью.
Функциональная грамотность в математике предполагает умение не только решать задачи по образцу, но и понимать смысл условия, выделять существенные данные, интерпретировать числовую информацию, строить логические цепочки рассуждений. Например, при решении задач с избыточной или недостающей информацией, при необходимости интерпретации диаграмм, таблиц, схем, учащиеся развивают умения, выходящие за рамки стандартной предметной подготовки. Важным элементом развития функциональной грамотности является создание учебных ситуаций, приближенных к жизненным. Так, решение задач, связанных с покупками, планированием бюджета, измерением длины и массы предметов в быту, сравнением цен, подсчетом времени в расписании, способствует формированию у детей способности применять математические знания в реальных условиях.
Теоретическую основу подхода к формированию функциональной грамотности младших школьников составляет культурно-историческая теория Л. С. Выготского, в рамках которой обучение рассматривается как ведущий фактор развития. Согласно этой теории, овладение знаково-символическими средствами, к которым относится и язык математики, расширяет когнитивные возможности ребенка, позволяет ему осуществлять действия в «зоне ближайшего развития» при поддержке взрослого и переходить к более высоким уровням самостоятельности. Применение заданий, предполагающих анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, способствует развитию мыслительных операций, необходимых для решения задач, требующих понимания и гибкого применения знаний.
Не менее важной является идея деятельностного подхода в обучении, разработанная в работах А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. Согласно этому подходу, ребенок усваивает содержание учебного материала не пассивно, а в процессе активной преобразующей деятельности. На уроках математики это реализуется через решение практико-ориентированных задач, проектную и исследовательскую деятельность, групповое обсуждение, самопроверку и самооценку. Например, при организации мини-исследований — «Сколько литров воды расходуется за день в нашей школе?», «Какой маршрут до школы самый короткий?», «Какие овощи в магазине самые дешевые?» — учащиеся включаются в деятельность, требующую сбора, обработки и анализа информации, применения элементарных вычислений, интерпретации результатов.
Существенным фактором в развитии функциональной грамотности является формирование мотивации к учению. Уроки математики, насыщенные игровыми элементами, загадками, нестандартными задачами, соревнованиями, способствуют повышению интереса к предмету, а значит — и к его содержательному освоению. Кроме того, важно создавать условия для рефлексии, в процессе которой обучающиеся осмысляют, где и как они могут использовать полученные знания. Так, при подведении итогов урока можно задать вопросы: «Где ты можешь использовать это знание в жизни?», «Какая задача показалась тебе похожей на реальную ситуацию?», «Что бы ты сделал по-другому, если бы встретил эту задачу в магазине, на улице, дома?»
Успешное формирование функциональной грамотности невозможно без учета метапредметного характера данного качества. Это означает, что развитие математической грамотности должно опираться не только на освоение предметных знаний и умений, но и на формирование универсальных учебных действий: познавательных — умения находить и использовать информацию, строить логические цепочки, проводить простейшие исследования; регулятивных — умения планировать действия, контролировать и корректировать результат; коммуникативных — умения обсуждать, аргументировать, принимать чужую точку зрения. Разнообразие заданий, включающих в себя элементы моделирования, интерпретации, оценки и выбора, позволяет сформировать у ребенка обобщенные способы действия, применимые в различных контекстах.
В заключение отметим, что формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках математики представляет собой сложный, но необходимый педагогический процесс, направленный на подготовку обучающихся к успешной жизни в современном обществе. Он предполагает интеграцию предметных, метапредметных и личностных результатов, опору на теоретические положения психолого-педагогической науки и практическое использование разнообразных методов и приемов, обеспечивающих осмысленное применение математических знаний в жизненных ситуациях. Задача учителя — не просто обучить арифметике, а воспитать активного, думающего, способного к саморазвитию ученика, для которого математика становится не только учебным предметом, но и важным инструментом взаимодействия с окружающим миром.
Список литературы
1. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва: Российский учебник; Вентана-Граф, 2018. 122 с.
2. Гуськова А.Г. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках математики. Ульяновск: Ульяновский государственный университет, 2021. 147 с.
3. Либлик Е.А. Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе. Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-priemy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-matematiki-v-nachalnoy-shkole